О фотографии Ф. Нансена «Дж. Коркмасов с сыном» и ее предыстории

  

Пятница, 13.04.2018г. — «ЁЛДАШ».



О существовании этой фотографии 100-летней давности можно было только догадываться.



Ее поиск был не беспочвенным.



Став обладателями еще одного шедевра из знаменитой фотоколлекции великого филантропа, мы имеем возможность окунуться в ее предысторию.



Связанная с нансеновской темой, составляющей часть обширных исследований жизнедеятельности Дж. Коркмасова, она восходит к событиям июля 1925 года – времени пребывания нобелевского лауреата в Дагестане, проживавшего в Махачкале в доме Дж. Коркмасова по ул. Горького, д. 10.



Четырьмя годами позже Ф. Нансен в своей знаменитой книге «Через Кавказ на Волгу» («Gjennem Kaukasus Til Volga», ОSLO, Jacob Dybwads Forlag, kjobenhavn: G.E.C. GAD.1929 г., s. 76-77), изданной у себя на родине в столице Королевства Норвегии, напишет:



«Когда я после завтрака стоял на лестничной площадке, ко мне засеменил ребенок. Я смотрел на мальчика как зачарованный. Ведь это был ангел с картины Корредж­о. До сих пор я и не подозревал, что жил с таким небесным созданием под одной крышей. Малыш был сыном Коркмасова. Его комната находилась на том же этаже, и он разыскивал отца. Завидев его, он засиял от радости и поспешил к нему на руки».



Но не это, хотя и очень важное свидетельство автора книги, так выразительно воспроизведшего картину утра того далекого дня, под которую так и просится иллюстрация, было и оставалось для меня самым ценным во всей этой истории, вплоть до ее логического завершения.



Главной движущей силой, цементирующей основой было устное свидетельство отца.



Я услышал его в 10-летнем возрасте в 1962 году. В тот самый день, когда и произошло мое знакомство с героической личностью великого норвежца, образ которого с тех пор уже никогда не упускал из виду.



Все началось с обнаружения им книги в отделе иностранной литературы Российской государственной библиотеки (ГПБ, быв. «Ленинке»).



Это было второе норвежское издание, приуроченное к 100-летию со дня рождения Ф. Нансена («Нансен и Дагестан, или Никуда не исчезнувшая Атлантида», А. Коркмасов, Москва,
2011 г.).



Как сегодня, о чем уже рассказывалось, передо мной та трогательная сцена.



Он бережно перелистывал драгоценные страницы и, останавливаясь на очередной из иллюстраций, многозначительно восклицал: «Это твой дед!»



Зачарованный, я впитывал каждое его слово.



К рассказу, всякий раз пополнявшемуся то одними, то другими деталями, отец возвращался не раз.



Он вдохновенно рисовал запомнившуюся картину детства, «дядю, подарившего красивую коробочку с монпансье и щелкавшего фотоаппаратом», снимая его на балконе их дома у отца на коленях.



– Металлическая коробочка, – рассказывал он, – еще долго сохранялась свое­образной реликвией, вызывая теплые воспоминания семьи об этом человеке.



В поисках памятного снимка оставалось довольствоваться прежними предположениями, усиливавшимися новыми гипотезами, требовавшими выхода к единственному месту, где, полагал я, скорее всего могла находиться фотография – Норвегия!



Сдаю дела и прямиком на Поварскую, д.7. В посольство Королевства Норвегии. Объясняю причину визита. Встречаю теплый прием и активное содействие. И вот уже лечу в сказочную страну фьордов, троллей, отважных викингов, некогда сотрясавших вселенную.



Недельное пребывание в современной и преуспевающей скандинавской стране оставило неизгладимое впечатление.



Помимо интересной культурной программы: посещение музеев, выставок, штаб-квартиры нобелевского центра, поездка в г. Лиллехаммер штата Опплан, встречи со студентами и чтение лекции в Международной гуманитарной академии им. Ф. Нансена, у меня произошла историческая встреча с внучкой Ф. Нансена Марит Гревэ.



Относительно фотографий выяснилось, что практически всё, имевшее отношение к путешествиям ее деда, хранится в архивах и музеях.



Теплившаяся надежда встретить предмет моего поиска среди показанных ею семейных снимков оказалась тщетной.



Однако багаж информации, возвратившийся со мной в Москву, вскоре выведет меня на верный след и через несколько лет вернет к находке, на самом деле покоившейся в норвежской столице.



Как потом выяснилось, она тогда находилась у меня под боком, в частной секции архива Национальной библиотеки.



И вот как завершилась вся эта история с обнаружением нового шедевра в фотоколлекции великого норвежца.



В Осло после экскурсии в музее «Фрам», с интересом осматривая витражи и прилавки в фойе с многочисленными сувенирами, буклетами, альбомами, брошюрами и книгами, посвященными Ф. Нансену, я в конце концов остановился на издании «Нансен Кампф» 2007 года (Carl Emil Vogt, «Nansens Kamp mot hungersnoden 1921-1923», 2007, Aschehoug & Co. (W. Nygaard),
Oslo).



Книга, титульную обложку которой украшал портрет, известный всему миру, представляла внушительную работу на 345 страницах.



Монография была хорошо иллюстрирована.



На ее страницах оказалась одна, потом другая из хорошо известных нам иллюстраций Ф. Нансена с Дж. Коркмасовым и др. в дагестанском селении Тарки.



Застыл, не отрываясь.



Очнулся и подробно начал рассказывать членам нашей группы об этом, показывая книжные иллюстрации.



Мои рассказы продолжались на протяжении всей поездки. Искушенная публика слушала, удивляясь неожиданно для них новому, неизвестному: Нансен… и Дагестан?!





Но это детали. Главным в книге для меня были даже обрадовавшие в пользу наших версий неточности автора.



В содержании описываемых им событий 1921-1923 гг. на самом деле использовались фотографии Ф. Нансена с Дж. Коркмасовым, относящиеся к их встрече в июле
1925 г.



Мало того, из аннотации к снимку мы узнаем, что это, оказывается, Ф. Нансен не в Дагестане, а в Закавказье, и не с Коркмасовым, а с руководством Закавказской Федерации, где он, на самом деле посетивший Закавказье в июне
1925 г., в годы, отмеченные автором книги, вообще не бывал.



Звоню своей знакомой в Лиллехаммер – проректору русского языка и литературы Международной гуманитарной академии им. Ф. Нансена Хелен Странд Юхансен.



Замечу, преподнесшей мне в той поездке так долго разыскиваемое первое полное издание 1929 года – книгу Ф. Нансена «Через Кавказ на Волгу».



Из нее узнаю впервые, о чем намерен рассказать отдельно, о «двух посланцах Дагестана», направленных Дж. Коркмасовым во Владикавказ для встречи с Ф. Нансеном 6 июля
1925 г.



В ней также полный перечень снимков Ф. Нансена в Дагестане, использованных им в этой книге в качестве иллюстраций. Интересовавшей меня фотографии, однако, там нет.



В общем развеселил ее своим рассказом о ляпсусах в книге К.Э. Вогта и попросил, если возможно, состыковать с автором «Нансен Кампф».



Ждать не пришлось. Исчерпывающую информацию она предоставила сразу.



Карл Эмиль Вогт оказался ее знакомым, профессором Университета в Осло. Более того, он владел русским языком.



Вечером того же дня мы переписывались с ним в Интернете.



Я объяснил причину, обратил внимание на неточности в книге, послал интересовавшую его информацию о Дж. Коркмасове, как выяснилось, хорошо знакомой ему исторической личности, обсудили другие вопросы.



Относительно фотоколлекции Ф. Нансена профессор К.Э. Вогт сообщил о нахождении ее в архиве Национальной библиотеки г. Осло.



Но интересовавшая меня фотография «Дж. Коркмасов с сыном» ему не встречалась.



Он сообщил о том, что намеревается быть в Москве на Неделе Ф. Нансена в России, посвященной празднованию его 150-летнего юбилея. Благодаря ему выяснилось, что подготовкой этих празднеств по просьбе норвежского посольства занимается писательница Наталья Будур, завершающая книгу о Ф. Нансене.



Решением ЮНЕСКО 2011 год был объявлен Годом Ф. Нансена.



Вскоре, получив книгу Н. Будур «Нансен – человек и миф» (Москва, изд. «Игра слов»,
2011 г.), я встретил и в ней все те же обидные неточности.



Хорошая книга опять расстроила иллюстрацией.



Фотография Дж. Коркмасова с Ф. Нансеном в Дагестане в ней представлялась, что это Ф. Нансен в Армении.



В свое оправдание она сослалась на факт заимствования ее из другой публикации.



Между тем, именно Н. Будур по вопросу волнующей меня фотографии вывела на связь с Анной Мельгард – научным сотрудником Секции частных архивов Национальной библиотеки Норвегии.



Последующая с ней переписка и обмен информацией стали бесценны.



Это стало возможным благодаря подвижнической работе д-ра Алана-Арслана (Ахмедханова) – профессора Н.-Йоркского Университета, оказывавшего помощь не только безупречными переводами, но и активным участием в общем процессе поиска фотографии.



За это время мы ознакомились и перебрали множество иллюстраций, в той или иной степени относящихся к поездке Ф. Нансена
1925 г. в Закавказье, Дагестан, Астрахань, Саратов, Москву, и не только.



Получили даже оцифрованную копию уникального документа – «Дневника» с его собственноручными путевыми записками в Дагестане, исполненными простым графитным карандашом, письма за
1926 г.



Это было все, в чем мы преуспели.



Прошло еще 6 лет.



Значит, думалось, не судьба при жизни полюбоваться фотографией деда с отцом, исполненной Нансеном.



Но за месяц до торжеств, посвященных 140-летию Дж. Коркмасова, проведенных на высоком государственном уровне в столице Дагестана в октябре 2017 года, я неожиданно получаю письмо от д-ра Алана-Арслана из Н.-Йорка.



Это была переадресация переведенного им письма, поступившего от Анны Мельгард.



Письмо сопровождалось фотографией. Она интересовалась личностью мальчика на обнаруженной в архиве новой фотографии Дж. Коркмасова.



Я онемел! Смотрел и не верил глазам.



Передо мной была хорошо сохранившаяся старая фотография. Это было изображение до боли знакомой сцены, описанной отцом в воспоминаниях, переданных будущим поколениям.



В ответном письме А. Мельгард мы сообщали: «Мальчик на коленях Дж. Коркмасова – его сын Джелал-Эраст (Эрик) Коркмасов. Фотография исполнена Ф. Нансеном в Махачкале 8 июля
1925 г. на балконе дома, в котором он проживал у Дж. Коркмасова по ул. Горького, д. 10.»



Встречно послали ей детскую фотографию отца из семейного архива, которая, судя по его одежде, была сделана в те же самые исторические дни июля 1925 года.



Наше сотрудничество с Анной Мельгард продолжается. Сегодня, правда, мы в ожидании другой возможности – фотографии жены Дж. Коркмасова, описанной Ф. Нансеном в книге «Через Кавказ на Волгу»:



«Меня представили женщине, принятой мной за иностранку, исключительно красивой молодой женщине. Это была супруга Президента Дж. Коркмасова».



На этом история, сложившаяся в сценарий детективного жанра, не заканчивается.



Будут поиски, будут и находки!