ПОТОМСТВЕННЫЕ ДВОРЯНЕ ШЕЙХ-АЛИЕВЫ


  История рода и семьи






История этого знаменитого кумыкского дворянского рода, письменно зафиксированная в архивных документах, берет свое начало в середине XVIII века. По фамильным преданиям, изложенным Главным приставом мусульманских народов Ставропольской губернии подполковником Девлет-Мирзой Шейх-Али (он же Османов) в письме, объясняющем происхождение своей родовой фамилии, корни рода ведут к предку, жившему в XVIII веке, бывшему в числе кумыкских аманатов в Терках и Кизляре. Из исторических источников известно, что еще в 1763 году в Терках и Кизляре содержалось более 100 аманатов, «в отношении которых правительство распорядилось: … учить грамоте российской и татарской1» . Среди таковых значится и аманат по имени Девлет-Мирза, к которому, скорее всего, восходят корни рода Шейх-Али. Однако более детальными генеалогическими сведениями по этому периоду мы не располагаем и поэтому историю рода полковников, генералов и их потомков, носивших знаменитую фамилию Шейх-Али, начинаем с мастера оружейных дел Махмуда (Магомеда) из Эндирея2, в семье которого родились Девлет-Мирза Махмудович (Магомедович) Шейх-Али и его брат Махмуд (Магомедович) Шейх-Али.






1. Махмуд (Магомед) – потомственный уздень из рода кумыкских гуенов, оружейных дел мастер из Эндирея. Жил в конце XVIII — первой трети XIX вв.




2.1. Девлет-Мирза Махмудович Шейх-Али родился в 1811 г. в с. Эндирей. Первоначальное образование Девлет-Мирза получил в Тифлисском благородном училище. На военную службу поступил в 1827 году. К этому же времени относится, как указывает ставропольский историк3, его близкое знакомство с писателем декабристом А.Бестужевым-Марлинским. Последний ока­зывал молодому Девлет-Мирзе всячес­кие услуги в его стремлении познать русскую культуру и историю. Интересным представляется его послужной список4 .




«27 марта 1830 г. Высочайшим приказом Д.-М. Шейх-Али был произведен в прапорщики. 25 марта 1833 г. приказом по Кавказскому корпусу (позднее армии) №101 произведен в подпоручики. В том же году Высочайшим приказом получил в числе других монаршее благоволение. 20 июня 1836 г. — приказом по Кавказскому корпусу №40 награжден орденом Св. Станислава 4-й степени. 7 августа 1837 г. приказом по Кавказскому корпусу №89 награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». 21 сентября 1838 года приказом по Кавказскому корпусу №108 награжден орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. 15 января 1839 г. приказом по Кавказскому корпусу №10 произведен в поручики. 4 декабря 1839 г. приказом по Кавказскому корпусу №152 получил монаршее благоволение. 18 декабря 1839 г. приказом по Кавказскому корпусу №156 награжден единовременно 300 руб. ассигнациями. 17 февраля 1840 г. Высочайшим приказом произведен в штабс-капитаны. 30 июня 1841 г. приказом по Кавказскому корпусу №99 награжден единовременно 300 руб. серебром. 27 апреля 1843 г. приказом по Кавказскому корпусу №66 произведен в капитаны с производством жалованья в 135 руб. серебром в год. 9 июля 1844 г. приказом по Кавказскому корпусу №88 награжден единовременно 307 руб. серебром. 12 апреля 1845 г. приказом по Кавказскому и пехотному корпусам №8 награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. 2 марта 1847 г. Высочайшим приказом произведен в майоры. 23 января 1849 г. награжден орденом Св. Анны 2-й степени. 20 января 1853 г. Высочайшим приказом произведен в подполковники. Жалованье получал по требованиям начальника Кумыкского окружного военного округа на основании Высочайшего повеления, объявленного в приказе по Кавказскому корпусу от 27 апреля 1843 года №60. На службе состоит в кавалерии. Жительство имеет в г. Кизляре».




Как видно из приведенного списка, Д.-М. Шейх-Али сделал успешную военную карьеру. С 1841 г. Д.-М. Шейх-Али служил письменным переводчиком при Генеральном штабе Левого фланга Кавказской линии в г. Ставрополе, что давало ему широкие возможности знакомиться и общаться со многими русскими знаменитостями на Кавказе. Так, Девлет-Мирза был хорошо знаком с братьями Бестужевыми-Марлинскими, М.Ю. Лермонтовым, М.В. Лобановым-Ростовским, Т. Макаровым, И. Адамовым, Д. Кадзоковым, А.-Г. Кешевым, П. Головинским. В эти же годы он наряду с Хасай-беком Уцмиевым, Шора Ногмовым, Касимом Курумовым, Юсуфом Клычевым по поручению Канцелярии по управлению мирными горцами занимается работой по собиранию и изу-чению адатов, обычаев кумыков и других народов, переводу книг по шариату на русский язык5. Широко публикуется в различных кавказских изданиях, в том числе публикует и свой главный труд — историко-этнографический очерк “Рассказ 
кумыка о кумыках” в 1848 г. в газете “Кавказ”. Появление этого очерка для того времени было примечательным явлением. Его смелые суждения об уровне общественного развития кавказских народов разрушали представления о примитивности их общественного строя6.




С 1853 года служа Главным приставом магометанских народов (ногайцев, туркмен и др.) Ставропольской губернии и “будучи основательно знакомым с мусульманством вообще и нравами кочевых мусульман Ставропольской губернии в частности”, Шейх-Али сделал очень много в деле обустройства и защиты их коренных прав, в изучении их культурного наследия7. Им была переведена на русский язык песня “Кор-оглу”, записанная у ставропольских туркмен.




Д.-М. Шейх-Али оставил службу в конце 60-х годов XIX в. В списке военно-служилых людей – пенсионеров Терской области 1863-1966 гг. – Девлет-Мирза Шихалиев обозначен в чине подполковника8.




Последние годы жизни главным образом провел в Кизляре, живя в собственном доме по улице Лориса-Меликова (ныне ул. Пролетарская, д. 10) и селении Аксай Кумыкского (Хасавюртовского) округа9, при этом до смертного часа своего оставаясь “патриотом России и просвещенным ходатаем своего народа”. Он откликался на те или иные события общественной жизни страны, Кавказа, войны и мира, в том числе и Русско-турецкой войны 1877 года; в числе почетных жителей Кизляра обращается к царю Александру II с письмом по случаю победы русских войск и взятия ими крепости Карс10. В эти же годы Д.-М. Шейх-Али полностью отдается работе по дальнейшему изучению истории, культуры, быта, а также правового наследия кумыков, ногайцев и туркмен Северного Кавказа, активно сотрудничает с газетами «Терские ведомости» и «Ставропольские губернские ведомости», публикует свои статьи «О правах наследства у кумыков» («Терские ведомости», №37, 1875) и «Еще раз о правах наследства у кумыков» («Терские ведомости», №43, 1875). А к 1879 году Шейх-Али составил и в пяти номерах газеты “Ставропольские губернские ведомости” (1879, №№10-14) опубликовал “Кодекс народных юридических обычаев кочевых мусульман Ставропольской губернии”11 , который был тогда же достойно оценен как «первый опыт изучения обычного права инородцев».




Девлет-Мирза Шейх-Али принадлежит к замечательной плеяде деятелей Северного Кавказа, вышедших на историческое поприще в середине XIX в. благодаря воздействию передовой русской культурной среды, и стоит в одном ряду с такми корифеями культуры, как Султан Хан-Гирей, Султан Казы-Герей, Шора Ногмов, Д. Кодзоков и др.




По фамильным преданиям, Девлет-Мирза был женат на знатной особе из крымских татар Раузит Тохтаровой, отец которой был русским консулом в Китае. Их дети – Ибрагим Шейх-Али и Али Шейх-Али. Следует предположить, что у Девлет-Мирзы была и другая жена, от которой он имел сына Юсуф-бека.




Точной даты смерти Девлет-Мирзы Шейх-Али мы не знаем. Некоторые наши исследователи ошибочно полагали, что «умер он в глубокой старости – в начале ХХ века» и что «он был жив еще в 1908 году»12 . По архивным материалам и газетным публикациям, которые здесь упоминаются, можем утверждать, что скончался он не ранее 1879-1880 гг.




В потомстве у Девлет-Мирзы Шейх-Али были сыновья: Юсуф-бек (участник Русско-турецкой войны 1877 г.), Али (генерал-майор, командир Башкирских войск в составе русской армии) и Ибрагим-бек (банковский работник). Умер в Кизляре (год смерти неустановлен), там же и похоронен. По словам внука Девлет-Мирзы Данияла Шейх-Али, в его детстве в доме в Карланюрте (под Хасавюртом) имелся портрет Шейх-Али Девлет-Мирзы в военной форме, нарисованный маслом. В период Гражданской войны, когда город Хасавюрт и его округа переходили из рук в руки, портрет был похищен из дома, и следы его не были найдены. По его же словам, в 60-е годы ХХ в. власти Дагестана будто бы намеревались увековечить память нашего первого профессионального ученого-этнографа присвоением его имени Институту истории, языка и литературы Дагестанского филиала РАН, но намерение это впоследствии не осуществилось.




















3.1. Генерал-майор Махмуд Магомедович Шейх-Али










































Махмуд Магомедович Шихалиев (Шей­халиев или Шейх-Али) (1829 или 1835 год, кумыкский аул Андреево, Дагестан – приблизительно 1930 год, Башкирская АССР) – генерал-майор, участник Кавказской, Крымской и Русско-турецкой войны (1877–1878), общественный деятель, меценат.




После обучения в Кадетском корпусе Высочайшим указом произведён в корнеты 7 августа 1851 года с зачислением в кавалерию. Приказом по гвардейскому корпусу прикомандирован к Владимирскому уланскому Е. И. В. Великого князя Михаила Николаевича полку. В период Крымской кампании (1855-1856), находясь в Камчатском пехотном полку, участвовал в боевых действиях против союзных войск в Крыму. С 1859 года в составе Дагестанского полка участвовал в боевых действиях в Аухе и Ичкерии. Зандак, Аллерой, Шамхал-Берды, Самсан и многие аулы Чечни были освобождены от неприятелей в ходе этого боевого похода. В Дагестане отряд под его командованием сражался под Уллу-Калой, Чохом, Ирибом и при штурме Гуниба и пленении Шамиля. C 1860 по 1864 годы Махмуд Шейхалиев принимал участие в военных действиях на Западном Кавказе. В Русско-турецкую войну (1877-1878) Махмуд Шейх-Али в корпусе под начальством генерал-лейтенанта М. Т. Лорис-Меликова участвовал в боях на Кавказском фронте под Карсом и на Аладжинских высотах. Кубанский казачий полк, которым он командовал, участвовал в осаде и штурме военной крепости Карс.




Карьера. В 1851 году произведён в корнеты с зачислением по кавалерии. В 1860 году произведён в штабс-капитаны. В 1864 году произведён в майоры и утверждён командиром эскадрона. В 1887 году произведён в полковники, назначен в 1877 г. командиром Кубанского казачьего полка, в 1890 году произведён в генерал-майоры.




Награды. В 1861 году награжден орденом Святого Станислава III степени. В 1864 году – орденом Святой Анны III ст. с мечами и бантом за отличие при покорении Западного Кавказа. В 1866 году – орденом Святого Станислава II ст. за отличие по службе. В 1866 году – орденом Святого Станислава II ст. с короною за отличие по службе. В 1875 году – орден Владимира IV ст. с бантом для нехристиан, за выслугу 25 лет в офицерских чинах. В 1877 году – орденом Святой Анны II ст. с мечами за отличие в сражении с турками. В 1877 году – орден Святой Анны II ст. с мечами (мусульманский) за отличие в сражении с турками. В 1878 году – орден Данеброга-Командорский крест II класса, награжден его Величеством Королём Датским. В 1887 году – орден Святой Анны II ст. с мечами (повторно). В 1878 году награждён Золотой саблей с надписью «За храбрость».



В середине 70-х годов XIX в. семья Махмуда жила во Владикавказе, где он в то время проходил военную службу. Для характеристики его общественно-политических взглядов характерен такой факт. В 1883 г. с его непосредственным участием во Владикавказе учреждается “Благотворительное общество для распространения образования и технических знаний среди горцев Терской области”. Как сообщает по этому поводу газета “Терджиман” от 17 января 1884 г., “в Терской области просвещенные мусульмане Шейх-Али, И. Шанаев, Д. Шанаев, М. Далгат, М.-Э. Османов, А.-Г. Мансуров и др. создали благотворительно-просветительское общество, имеющее целью открытие в области училищ, в коих, кроме мусульманского языка, будут обучаться различным ремеслам и русскому языку. Общество также 
будет помогать нуждающимся мусульманам в обучении в средних и высших учебных заведениях…”. Кроме указанных выше лиц, в деятельности Общества участвовали А. Урусбиев, И. Тхостов. Общество сыграло определяющую роль в открытии в области т.н. “ново-методных” (“усул-и джедид”) школ. Первые такие школы при содействии Шейх-Али, М.-Э. Османова были открыты в Аксае, Эндирее, Костеке, Кизляре и Бекиш-юрте (ныне сел. Кизляр Моздокского района Северной Осетии)13.




После отставки поселился в Уфе. С 1899 по 1905 гг. возглавлял Уфимское местное управление Российского Общества Красного Креста. Махмуд Шейх-Али был в 1906 году делегатом на II Всероссийском мусульманском съезде в Санкт-Петербурге14. Он был хорошо знаком со многими деятелями тюрко-мусульманского движения в России конца XIX — начала XX вв., в т.ч. с И. Гаспринским, А. Топчибашевым, Ю. Акчурой, А. Ибрагимовым и др. Он же оказывал материальную и духовную поддержку начинающему тогда историку Зеки Велиди Тогану в издании последним его труда “История тюрок” (1911).




Семья. Махмуд Шейх-Али был женат на дочери казанского дворянина Шаги-Ахмета Алкина. Маги-Первез (Мех-Первез), в девичестве Алкина, – сестра известных общественных деятелей начала ХХ века, организаторов первых мусульманских съездов в России, членов “Иттифак” (Союза мусульман) и партии Конституционных демократов (кадетов). Саид-Герей Алкин, кроме того, являлся издателем газеты “Казан мухбири” (“Казанский корреспондент”). Сама Маги-Первез была членом Мусульманского благотворительного общества Петербурга, председателем Распорядительного комитета Дамского отделения Попечительства о бедных, считалась одной из активных членов женского мусульманского движения в Уфимской губернии. Предводительница дворянского мусульманского женского общества Уфимской губернии .




В потомстве генерал Махмуд Шейх-Али с женой Маги-Первез имели сына Дауда и дочь Амину (ранее я ошибочно называл ее дочерью генерала Али Шейх-Али).






4.3. Дауд Махмудович Шейх-Али (07.11.1879, Тифлис – 1954, Махачкала) – зав. кафедрой растениеводства, доктор наук








































Учился вначале в Тифлисской гимназии, затем — в Оренбургской гимназии, которую окончил в 1902 г. Дауд окончил Московский институт инженеров путей сообщения (1900-1907 гг.). В 1909-1912 гг. учился и проходил стажировку в Париже (Франция). Владел несколькими языками — немецким, французским, татарским, казахским, киргизским, кумыкским.




Семья Дауда Шейх-Али в годы Гражданской войны находилась в близких отношениях с семьей адмирала Колчака и жила в Уфе в одном доме с ними. Когда под натиском “красных” колчаковская армия отступила, то вместе с семьей Колчака вынуждена была покинуть насиженные места и семья ген. Шейх-Али. Так они оказались в Сибири, затем во Владивостоке, а впоследствии и в Китае.




Сам Дауд Шейх-Али долгие годы жил и работал на Дальнем Востоке, в Казахстане и Киргизии, получал высокие правительственные награды этих республик, в 1944 же году он приехал на родину своих предков – в Дагестан. Устроился на работу в Дагестанском сельскохозяйственном институте. Здесь он долгое время заведовал кафедрой растениеводства и подготовил целое поколение дагестанских 
аграриев, ученых и практиков. Он был одним из первых кумыков, еще до войны защитивших докторскую диссертацию, блестяще владел двумя иностранными языками (немецким, французским), не говоря уже о русском, татарском, казахском. А по приезде в Дагестан выучился и родному кумыкскому языку.




Дауд был женат на Елене Алексеевне Стобеус (ум. в 1972 г.), внучке крупного землевладельца, предводителя дворянства всей Оренбургской губернии, а затем уже Уфимской губернии Виктора Яковлевича Стобеуса. Дауд Махмудович умер после войны в 1950-е годы, похоронен в Махачкале на мусульманском (азербайджанском) кладбище, что в поселке нефтяников. Хоронили его в невиданную стужу, несли гроб с телом чуть ли не через весь город и вряд ли тогда догадывались, что провожают они в последний путь потомка кумыкских (эндиреевских) гуенов (гуннов), сына кумыкского узденя и татарской (казанской) княжны, внука Девлет-Мирзы Шейх-Али. Один из его учеников, ныне покойный президент Дагестанской сельскохозяйственной ака­де­мии, профессор М. М. Джамбулатов рассказывал мне о нем много удивительных ис­торий, характеризующих профессора Шейх-Али как человека обширных науч­ных познаний, эрудиции, высокой интеллектуальной и духовной организации. Тру­довая биография Дауда Шейх-Али:




– 1907-1908 – старший техник-мелиоратор по обводнительным работам Министерства земледелия (г. Оренбург).



– 1908-1909 – начальник экспедиции по обводнению земель по реке Букани Переселенческого управления (г. Семипалатинск–Петербург).



– 1912-1916 – заведующий отделом агропромышленного крестьянского банка Минфина России (г. Уфа).



– 1916-1919 – агроном Владивосток- с­кого отделения Центросоюза (г. Влади­вос­­ток).



– 1919-1922 – управляющий предприятиями Торгового дома братьев Орловых (г. Владивосток)



– 1922-1927 – специалист по техническим культурам Губернского земского управления (г. Владивосток).



– 1927-1928 – специалист по техническим культурам Губернского земского управления (г. Алма-Ата).



– 1929-1936 – зав. кафедрой растениеводства сельскохозяйственного института (г. Алма-Ата).



– 1936-1938 – старший научный сотрудник Центральной опытной станции (с. Атабаево, Казахстан).



– 1938-1939 – зам. директора по научной работе Государственной селекционной станции (г. Фрунзе).



– 1939-1940 – профессор кафедры ботаники Киргизского педагогического института (г. Фрунзе).



– 1941-1944 – старший научный сотрудник филиала Академии наук СССР (г. Фрунзе).



– 1944-1951 – зав. кафедрой Дагестанского сельскохозяйственного института (г. Махачкала).



В 1927-1930 гг. входил в Комитет содействия постройки Турксиба по строительству железной дороги.




Имел множество наград: 01.11.1943 г. Киргизским СНК за выдающиеся заслуги в области науки отмечен персональной пенсией. В декабре 1945 г. ЦИК Союза ССР за заслуги в области сельского хозяйства награжден орденом Трудового Красного Знамени, имеет медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.






СПИСОК ТРУДОВ:






* Определение размеров поливных площадок при орошении напуском в зависимости от коэффициента водопроницаемости почвы // журн. “Водное дело”. 1909.




* Определение величины возможного среднего урожая зерновых в зависимости от многолетних средних климатических факторов. Уфа. 1916.




* Оптимальная кривая потребления влаги полем, занятым просом, построенная на основании данных г. Пульмана по Богородицкому опытному полю (доклад, читанный на общем собрании Владивостокского отделения Московского сельскохозяйственного общества в 1917 г.).




* Возможность организации производства сахара в Приморской области на основе данных опыта в 1922 г.// журн. “Приморское слово” , 1922 г.




* Возможности табаководства в Приморье // Сборник “Приморье”, 1927 г.




* Отчет о трехлетней опытно-исследовательской работе с рисом в Приморской области. Выдержки из работы напечатаны в официальном органе Наркомзема РСФСР “Сельскохозяйственная жизнь”, №50, 1925 г.




* Северизация риса в связи с проблемой хлопка в СССР. Доклад в Комитете содействия строительству Турксиба, 1927 г.




* Северизация риса в связи с сортовыми особенностями // Журн. “Народное хозяйство Казахстана”, 1930 г.




* Наилучшая форма фосфорной кислоты при удобрении // журн. “Сельскохозяйственная наука Казахстана”, 1935 г.




* Приемы учетверения урожая риса на старых плантациях Средней Азии // журн. «Народное хозяйство Казахстана», 1934 г.




* Пути увеличения рисопродукции в Союзе. Докторская диссертация (рукопись).




* Критический обзор опытов с рисом, произведенных в Казахстане. Рукопись, 1935 г.




* Каучуконос, который разрешит проблему натурального каучука в южных районах СССР. Рукопись. 1 п.л. 1936 г.




* Пути увеличения рисопродукции в СССР. Рукопись. 2 п.л. 1940 г.




* Рассадная культура картофеля// газета “Дагестанская правда”, 1944 г.




* Теория и практика осеннего сева твердой пшеницы. Рукопись, 1946 г.




* Агротехника культуры риса. Брошюра, 1940 г.








5. 3. Амина (Амина Ханум) Махмудовна Сыртланова (фр. Amina Hanum Syrtlanoff) (урождённая Шейхалиева или Шейх-Али; 1884 год, Уфа, Российская империя – после 1939 года, Франция) – общественный деятель, сестра милосердия, теософ, досточтимый мастер парижской масонской ложи «Аврора» Международного смешанного масонского ордена «Право человека»


  






































Амина Сыртланова (Шейх-Али) и Галиаскар Сыртланов






Супруга депутата III Госдумы России Галиаскара Сыртланова. Муж – Али Оскар (Галиаскар) Шахайдарович Сыртланов (1875-1912), был выпускником Александровской военно-исторической академии и служил в Главном военно-судном управлении военного министерства; в совершенстве владел несколькими иностранными языками, увлекался переводами, в частности, им был осуществлен полный перевод на русский язык известной работы французского ориенталиста Леона Кахена “Первоначальная история тюрок и монгол”. Кроме того, он также был членом “Иттифака”, депутатом III Государственной Думы от Уфимской губернии, возглавлял Санкт-Петербургское мусульманское благотворительное общество (1910-1912).




После трагической гибели мужа в 1912 году Амина-Ханум принимала деятельное участие в общественной жизни. Являлась председателем Петроградского мусульманского просветительского общества, пользовалась широким влиянием среди образованных мусульман Уфы и Петрограда. После начала Первой мировой войны стала одним из членов Центрального комитета российских мусульманских об-щественных организаций, объединивших мусульманские благотворительные общества для помощи фронту.




Летом 1916 года возглавила санитарный отряд российских мусульман, отправленный на передовые позиции. После 1917 года эмигрировала, поселилась в Париже. В 1926-1939 гг. выступала с докладами в 
Русском и Французском теософических обществах. В 1933-1935 гг. – заместитель члена правления, с 1935 года – член правления Союза русских сестер милосердия имени Ю. Вревской во Франции. В 1935 году выступала с докладами в кружке «Душа России». С 1921 по 1929 годы являлась членом Международного смешанного масонского ордена «Право человека» (фр. Le Droit Humain), занимавшегося защитой гражданских прав и свобод женщин. В 1929 году стала досточтимым мастером русскоязычной масонской ложи «Аврора», входящей в этот орден. Оставалась членом ложи до 1939 года. В своих взглядах ставила знак равенства между масонством и теософией. “Члены «Авроры», например А.-Х. Сыртланова, В. В. Савинков (брат знаменитого эсера), С. Н. Матвеев, Е. А. Нелидова, принимали активное участие в работе Теософскоrо общества”. После начала немецкой оккупации Франции и закрытия на её территории всех масонских лож дальнейшая судьба А.-Х. Сыртлановой остается неизвестной.






6.2.Генерал Али Давлетович Шейх-Али (1845 – после 1914), родился 8 октября 1845 года.










































В 1862 году окончил Санкт-Пе­тербургский 2-й кадетский корпус и был распределен в кавалерию. На службе офицером с 13 июня 1862 г. На полковничьем чине с 15 мая 1883 г. С 19 сентября 1879 года служит в 3-м полку Оренбургского казачьего войска. Утвержден на должность командира полка (с присвоением звания полковника) 15 мая 1883 г. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Кавказском фронте в составе отдельного Кавказского корпуса под командованием генерала от кавалерии М.Т. Лорис-Меликова. Сведения об этом отличаются скудостью. Известно, что оренбургские казаки под командованием подполковника Шейх-Али 1 и 2 октября 1877 г. участвовали в боях при взятии Орлогских высот, 3 октября – при Аладжинских высотах, 8 октября при вторичной блокаде г. Карса, 5 и 6 ноября – в штурме крепости Карс. Зимой 1877-1878 гг. эти полки были при блокаде г. Эрзерума. Полк возвратился с действующей армии в ноябре 1878 г. За отличие при штурме крепости Эрзерум и в боях под Карсом именными указами Александра II был награжден тремя орденами.




Награды: 1879 г. – Св. Анны II ст.; 1879 г. – Св. Станислава II ст. с мечами; 1879 г. – Св. Владимира IV ст. с мечами; 1887 г. – Св. равноапостольного князя Владимира III ст.




С 10.01.1900 г. генерал-майор Али Шейх-Али командует 2-й бригадой 1-й Кавказской казачьей дивизии.




После выхода в отставку в чине генерал-майора жил в Петербурге, занимался общественной деятельностью. Его имя называется среди тех феодальных мусульманских фамилий, «которые своими крупными историческими заслугами перед самодержавием стояли очень близко к Петербургскому двору15. Проживая и находясь на службе в Санкт-Петербурге, ген. Али Шейх-Али занимался активной общественно-политической деятельностью16. Он являлся председателем Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге. Об общественной же деятельности его в Петербурге в начале XX века нам кое-что известно. Его имя и имя его супруги Гюльсум-бике часто фигурируют в мусульманских газетах, издававшихся в начале века в Петербурге, Казани, Оренбурге. Они были довольно известными людьми в светских кругах столицы и ее мусульманской общины. С 1901 г. они 
активно участвуют в деятельности Петербургского мусульманского просветительского общества17. Среди активных членов данного общества были известные мусульманские деятели Зайнал-Абидин Тагиев, Исмаил-бей Гаспринский, Шамси Абдуллаев, Али-Мердан Топчибашев, Султан-Меджид Ганиев, Захид Шамиль, генералы Абдул А. Эмир Бухарский, Али Давлетович Шейх-Али, Чингисхан, Султан Искандер Вали-Хан, Магомед-Шариф Шамиль, Якуб Барабаш, Халил Базаревский, Тамерлан Беляк, Юзеф Якубович, Мацей Сулькевич, другие высшие военные чины кн. Асельдер Казанипов, кн. Нух-Бек Тарковский, Рафаэль Казбек, Сулейман Богданович, Хасан Александрович, Якуб Юзефович и д18. Активное участие в его деятельности принимали Азизбек Далгат, депутат Ибрагим-бек Гайдаров, литовские татары, надворный советник И. Халецкий, братья Кричинские, известный адвокат, член Государственной Думы Салим-Герей Джантюрин и др. Отметим, кстати, что генерал Али Шейх-Али и Салим-Герей Джантюрин были свояками-друзьями, оба были женаты на сестрах-княжнах Гюльсюм и Суфия-ханым Алкиных из Уфимской губернии, были единомышленниками и одних религиозно-светских тюрко-мусульманс­ких ценностей. В годы революции 1905-1907 гг. Салим-Герей Джантюрин и Галиаскар Сыртланов (муж дочери генерала Махмуда Шейх-Али) защищали идею территориальной автономии тюрко-мусульманских народов России, тогда же при их поддержке Кади Абдурашидом была издана книжка «Автономия или идара-и мухтарият» (СПб., 1906).




Деятельное участие в работе общества принимали супруга азербайджанского нефтепромышленника и мецената Зей­нал-Абидина Тагиева Сона-Ханум, супруги генералов Шейх-Али — Гюльсум Шейх-Али, Мех-Первез Шейх-Али, княгиня Гюльрух-ханум Тарковская, Марьям Ибрагимовна Шамиль и ее дочери Фатима и Нафисат, София Ибрагимовна Туган-Барановская и др.




В одном из документов этого Общества особо отмечается: «История Общества неразрывно связана с историей деятельности его членов. В этой связи нельзя не отметить тех лиц, которые оказали Обществу ту или иную поддержку своей активной работой. Из таких лиц заслуживают быть отмеченными… жена генерал-майора Гюльсум-бике Шейх-Али, устраивавшая в качестве патронессы в течение пяти лет восточные вечера в пользу Общества»19. На такие вечера и праздники приглашались гости и из других городов, в том числе из провинции. Таким образом, оказались в 1910 г. в Петербурге знаменитые кумыкские гармонистки сестры Мурадовы из Нижнего Дженгутая.




































Слева направо: 1. Зулейха Тевкелева – дочь хана Жангира, мать Гульсум; 2. Гульсум Тевкелева – внучка хана Жангира, мать А.А.Шейх-Али; 3. Аскар Алиевич Шейх-Али – правнук хана Жангира, основатель первого в СССР завода пишущих машин (г. Казань), с женой Суфией и дочкой Динорой, 1910 г.








Из протоколов Общества также видно, что «по инициативе генерал-майора Шейх-Али в 1901-1902 гг. был поставлен вопрос об открытии при Обществе приюта для мусульманских детей, учреждена также школа для первоначального обучения детей родной и русской грамоте». При Обществе же уже в 1906 г. было открыто «национальное училище для детей обоего пола (4 года обучения), где уже в 1906-1907 учебном году обучались 34 мальчика и 16 девочек»20.




Общество объединяло более сотни мусульман Петербурга, оно оказывало материальную поддержку мусульманским студентам, обучающимся в вузах столицы. Среди стипендиатов Общества, например, в разное время были С. Габиев, С. Куваршалов, М. Хизроев, К. Качалаев, Т.-С. Алиев (Дагестан), А. Кантемиров, Б. Козырев (Осетия), У. Кубатиев (Ингушетия) и др.




Генерал Али Шейх-Али был одним из инициаторов строительства соборной мечети в Санкт-Петербурге. Он вошел в Комитет по постройке, сформированный собранием прихожан и утвержденный министром внутренних дел П.Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет этот состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. За счет добровольных пожертвований мусульман всей империи в начале 1910 г. было начато строительство этой мечети, торжественное открытие ее было приурочено к 300-летию дома Романовых в феврале 1913 г.21. Первое богослужение в данной мечети состоялось в дни 300-летия царствования дома Романовых. 21 февраля 1913 г. доктор богословия ахун Мухаммад-Сафа Баязитов произносит верноподданническую речь на «чистом русском языке»: «Порадуемся, что три века назад всевышний вручил венценосным предкам нашего государя судьбу великой России. С тех пор возрастала и крепла наша родина. Преисполненные вечной благодарностью государю императору нашему и державным предкам его, мы и потомки наши пребудем в вечной любви и преданности престолу российскому и дорогому отечеству нашему».




На следующий день группа российских мусульман, среди которых были инициаторы строительства первой мечети в Петербурге, в т.ч. Мухамад-Сафа Баязитов, генерал Али Шейх-Али и др. «имели счастье представляться государю императору для принесения поздравления по случаю 300-летия царствования дома Романовых».




В эти годы имя генерала часто фигурирует в мусульманских газетах, издававшихся в начале века в Петербурге, Казани, Оренбурге. Он был довольно известной личностью в светских кругах22. В 1914 г. ген. Али Давлетович Шейх-Али, писатель и публицист, редактор и издатель газеты «Hyp», доктор богословия Мухаммед-Сафа Баязитов и кандидат коммерции Фатих Байрашев стали основателями и возглавили массовую Всероссийскую мусульманскую политическую партию «Сырат аль-Мустаким» («Правый путь»). Согласно уставу, «партия ставила своей целью «объединение всех русских мусульман для изучения мусульманства в его прошлом и настоящем, просвещения и всестороннего поднятия благосостояния единоверцев на почве строгой законности, верности монарху и единства и целостности России»23.




Однако вся либеральная мусульманская пресса выступила против «Сырат аль-Мустаким» и основателей этой новой партии, окрестив ее черносотенной организацией. Большевистская печать также поспешила окрестить «Правый путь» «партией туземных помещиков и высшего мусульманского духовенства». В защиту союза выступил только журнал «Дин ва маишат». Примечательно, что и авторы публикации в правомонархической газете «Русское знамя» были также всерьез обеспокоены созданием новой партии и заявили, что «возникновение такой организации и ее легализацию допускать никак нельзя».




Генерал Али Шейх-Али был женат на Гюльсум (Умму Гульсум), урожденной Тевкелевой из родовитой татарской семьи из Уфимской губернии, а именно на дочери Саид-Герея Тевкелева, почетного члена Мусульманского благотворительного общества в Петербурге в начале ХХ в24. Она была внучкой последнего хана Букеевской орды Жангира-хана, почётного члена Казанского Императорс-кого университета. Среди ее предков Кутлу-Мухаммед Тевкелев, российский дипломат, основатель уфимской ветви рода Тевкелевых, основатель г. Челябинска, Оренбургский губернатор, генерал-майор (1755), начинавший свою службу переводчиком при Петре I во время его Персидского похода 1722 г.25 . В кругу родственников были известные татарские и башкирские семьи Алкиных, Еникеевых, Ахмеровых, Терегуловых.



Сама Гульсум-бике Саид-Гереевна Тевкелева вместе с мужем генералом (председатель Общества) активно участвовала в общественной жизни мусульман России начала ХХ века и ее столицы. Гульсум-бике (20.03.1901 г. она была избрана почетным членом Общества) в течение первых 5 лет деятельности Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге (1898–1914) в качестве патронессы организовывала Восточные вечера благотворительного общества – ежегодно проводимые для мусульман столицы культурно-просветительские и развлекательные мероприятия. Они стали заметным событием в культурной и общественной жизни мусульман Санкт-Петербурга.




Супружеская чета Шейх-Али и их семья в те годы в основном жили в Петербурге, иногда выезжая в свое имение в д. Шаршада Уфимской губернии. Имение часто посещали гости. В 1913 году сюда приезжает известный писатель, классик татарской литературы Гаяз Исхаки. По мнению специалистов, нет равных по архитектуре Шаршадинской мечети среди мечетей Татарстана. Часть мечети (кроме минарета) ещё стоит по сегодняшний день.




Сама усадьба расположена в красивом месте. Аллея, сад, двухэтажный дом с балконом, уникальная библиотека из 4-5 тысяч печатных и рукописных книг на русском, арабском и тюркском языках, богатая 
мебель восхищали побывавших в имении гостей. Под горой находился пруд, на его середине была расположена беседка. До наших времён сохранился и парк, и родник Бояра, и гора Беседки и аллея.




Еще в 1891 году здесь за счёт Гульсум Саид-Гереевны Шейх-Али была построена деревянная мечеть уникальной архитектуры. Здесь же находилось здание Кучуковской средней школы, построенной в 1914 году генералом А. Шейх-Али.




Известны и другие примеры благотворительной деятельности потомственных дворян Шейх-Али. В 1906 г. по ее инициативе и поддержке ряда влиятельных лиц – Хайдар-Мирзы Сыртланова, Кутлу-Мухаммед Мирзы Алкина, Мех-первез Шейх-Али, жены генерала Махмуда Шейх-Али, Медины-ханум Султановой – в Уфе состоялось открытие высшего мусульманского училища, ставшего известным во всей России под названием «Медресе-и-Алийе»26. На строительство и содержание медресе она вместе с мужем внесла более 3 тыс. рублей. Училище, открывшись в 1906 году на волне модернистского движения мусульман России, просуществовало до 1920 г. и было закрыто большевистскими властями как «рассадник буржуазного национализма». Однако за 14-летний срок оно успело дать национальное воспитание и образование тысячам российских мусульман, сослужить хорошую службу нашим народам. И, кстати, здесь учился и в дальнейшем занимался преподавательской деятельностью Умар Алиев из Карачая, один из отцов-основателей Карачаевской республики.




В потомстве этой супружеской четы было двое сыновей – Аскар и Джангир.






7.1. ШЕЙХ-АЛИ АСКАР АЛИЕВИЧ (1885-1968), талантливый инженер-конструктор, потомственный дворянин, сын генерала Али Шейх-Али (внук кумыкского этнографа Девлет-Мирзы Шейх-Али из Эндирея). Он также по материнской линии приходится правнуком последнему владетелю Бокеевской орды. Джангир-хан занимает в тюркском мире примерно то же место, что Стив Джобс в западной культуре.



Родился в 1885 г. в Санкт-Петербурге. В 1907 г. окончил в Петербурге гимназию, а в 1912 г. – физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1909 году Аскар женился на Суфии Шагбаз-Гиреевне Ахмеровой – дочери известного татарского просветителя, общественного деятеля, гласного Казанской городской думы действительного статского советника, большого знатока русской словесности и филологии дворянина Шахбаз-Гирея Измаиловича Ахмерова (1853–1900).




В 1914 году Аскар Алиевич был призван в армию, по окончании артиллерийских курсов получил чин подпоручика. С 1918 года служил в рядах Красной Армии: в составе пятой армии на Восточном фронте, а затем в Москве, куда перевез свою большую семью. В 1922 году он поступил на должность механика в мастерскую точной механики при Лесотехническом институте, которая, кроме обслуживания лабораторного оборудования, принимала от населения в ремонт любую механику: замки, примусы, сейфы, арифмометры, пишущие машины и пр. Это было типичное убежище, в которых прятались бывшие дворяне в Советской России26..




В 1920-е гг. занялся модернизацией арабского алфавита и внедрением арабской графики в делопроизводство, в издание газет и журналов. Он создал даже пишущую машинку на арабском алфавите, которая пользовалась большим спросом за рубежом27. Под руководством А. Шейх-Али в марте 1929 г. была сконструирована и машинка на латинице, и уже в ноябре 1929 г. состоялся выпуск первой советской пишущей машины оригинальной конструкции, названной создателями «Яналиф» (Новый алфавит). Изделие это было признано правительством страны исключительно важным для народного хозяйства. 31 декабря 1929 года «Вечерняя Москва» сообщала, что в Казани изготовлена пишущая машинка советской конструкции. Машинку отправили в Москву в институт техники и управления. Было получено заключение: «Конструкция хорошая, по своим технико-экономическим и эксплуатационным данным значительно лучше многих иностранных изделий».




В том же году Аскар Алиевич ставит свою подпись под письмом 82-х Сталину и III Пленуму Татарского обкома ВКП(б), в котором часть татарской интеллигенции, будучи твердыми сторонниками арабской графики, считали неправильными решения о форсировании перевода языков народов мусульманских регионов на латиницу. Руководство же страны во главе со Сталиным придерживалось мнения, что «новый алфавит» станет «одним из главных направлений развития культуры народов», а арабская графика была объявлена «реакционной» помехой на пути культурной революции.




В мае 1931 года Аскар был арестован и заключён в лагерь по печально известной статье 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления». В Москве запомнили всех подписантов письма к Сталину в защиту арабской графики. После освобождения ему было запрещено проживать в больших городах. В Казань он вернулся уже после смерти Сталина 7 января 1959 года он был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления  …». Возвратившись в Казань в 75-летнем возрасте, Шейх-Али до самой своей смерти не терял интереса к технике и не прекращал заниматься всевозможными усовершенствованиями28.


В потомстве у Аскара Шейх-Али было две дочери: Динара – великолепный медик, ученая, в годы Великой Оте­чественной войны – фронтовой врач, и Гульнара Аскаровна – инженер-химик.

8.2. Юсуф-бек Шейх-Али (Шихалиев) успешно окончил в 1859 г. полный курс классической Ставропольской гимназии. Здесь с ним вместе учились будущий революционер Герман Лопатин, будущий востоковед и ректор Лазаревского восточного института Г. Кананов, будущий медиевист и переводчик «Истории агван» М. Каганкатваци, К. Патканов, адыгский просветитель А. Кешев, Кази Атажукин, известный осетинский общественно-политический деятель И. Тхостов и др29.


По архивным данным известно, что Юсуф-бек в 1864 г. жил в Аксае и, намереваясь определиться в формируемый в то время в Нальчике Кабардино-кумыкский пехотный генерал-фельдмаршала князя Барятинского полк, обратился к наместнику на Кавказе с докладной запиской, приложив к ней послужной список отца своего, метрическое свидетельство о рождении своем и аттестат из Ставропольской гимназии об окончании им там полного курса наук. Одновременно он испрашивал распоряжения о выдаче ему свидетельства о его дворянском происхождении30. Дальнейшая судьба его неизвестна.


9.2. Ибрагим-бек Шейх-Али ( ? — 1930 г.) получил высшее экономическое образование в России и служил в банковской системе, был патриотом своего народа, глубоко интересовался историей, языком и культурой родного народа, собирал старинные рукописные памятники кумыкской словесности. Ибрагим-бек был женат на татарке из Казани Загират, имел от нее двух сыновей Крым-Солтана и Даниял-бека, а также дочерей Хаджар (в замужестве Еникеева) и Эмине-ханым (в замужестве Тынышпаева).



Хаджар


10.9. Даниял-бек Шейх-Али.


Даниял Иб­рагимович (родился в 1900 г. в с. Карланюрт, умер в 1993 году в г. Москва), в 1911-1914 гг. учился в Петровском Полтавском кадетском корпусе, после окончил медицинский факультет Казанского университета, профессор, доктор медицинских наук, заведовал кафедрой факультетской терапии Дагмединститута с 1952 по 1966 гг. В потомстве имел двух сыновей Алексея и Олега, а также дочь Софию (Соня?). Сыновья также пошли по стопам отца, Алексей – доктор технических наук, Олег –

кандидат медицинских наук. Дочь София – врач, была замужем за А. Бессмертных, бывшим министром иностранных дел СССР и России31. Автор здесь приводит следующий автограф А. Бессмертных: «Дагестану, с которым более 30 лет была связана моя личная жизнь (жена дагестанка. — A.M.), где родилась моя дочь…».


Даниял Шейх-Али умер в Москве32.




11.9. Шейх-Али Крым-Солтан Ибрагимович – офицер царской армии (биографическими сведениями не располагаем).




12.9. Хажар Ибрагимовна (в девичестве Шейх-Али) вышла в Уфе замуж за татарского князя (дворянина) Шабаз-Герея Хайретдиновича Еникеева (1879-1954), выпускника Казанского ветеринарного института. Хажар в 1915-1916 гг. была помощницей председателя Уфимского женского благотворительного общества Марьям Султановой33.




13.9. Эмине (Амина)-ханым Ибрагимовна (в девичестве Шейх-Али) была замужем за Тынышпаевым Мухамеджаном Тынышпаевичем (родилась 12 мая 1879, умерла в ноября 1937), казахским государственным, общест­венным деятелем, депутатом Второй Государственной Думы России, премьер-министром Туркестанской автономии, который был репрессирован в 1938 году.


В потомстве имела единственного сына Давлета, названного в честь деда матери — Девлет-Мирзы Махмудовича (Магомедовича) Шейх-Али (1811–1880) – первого ученого-этнографа Дагестана, подполковника русской армии, Главного пристава Управления магометанскими народами, кочующими в Ставропольской губернии.




14.13. Шейх-Али (Тынышпаев) Давлет Мухамеджанович. Родился 10 февраля 1931 г. в Уфе. В 1954 году окончил Уфимский нефтяной институт по специальности «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». В институте УфНИИ-БашНИПИнефти работает с 1954 г. сначала инженером по исследованию добывающих и нагнетательных скважин отдела добычи нефти. В 1961 г. им в соавторстве в издательстве «Недра» (г. Москва), выпущена монография «Борьба с отложениями парафина при добыче нефти». В 1964 г. в МИНХ и ГП, была успешно защищена диссертация по специальности «Разработка нефтяных и газовых месторождений», выполненная на тему «Исследование упругих колебаний и электрического поля на процесс отложения парафина при добыче нефти». В 1983 г. Давлет Мухамеджанович создает научно-исследовательский отдел по исследованию коллекторских свойств пласта и пластовых флюидов. До 2001 года он возглавляет этот отдел, состоящий из 6 экспериментальных лабораторий, результаты работы которых используются для выполнения НИР поисковой и разведочной геологии, промысловой геологии, в области добычи и подготовки нефти и газа, проектирования и анализа разработки нефтяных и газовых месторождений. Давлет Мухамеджанович ведет активную работу с молодыми учеными и специалистами. С момента открытия Диссертационного совета в БашНИПИнефти он являлся членом Методического совета, а с 1998 г. — членом Диссертационного совета по приему докторских диссертаций. Он свыше 35 лет являлся членом Ученого совета института. Им опубликовано 150 научных трудов и авторских свидетельств. Имеет сына Аскара Шейх-Али.


Всю жизнь прожил в Уфе: окончил школу, институт, без малого полвека работал в УФНИИ — БашНИПИнефть. За это время Давлет Шейх-Али-Тынышпаев защитил кандидатскую и докторскую, прошел путь от инженера до заведующего научным отделом института — отдел свойств пластовых флюидов. Докторская диссертация посвящена динамике свойств нефти в зависимости от времени эксплуатации месторождений. В 2005 году переехал на родину отца в Алма-Ату. В настоящее время он живёт то в Алма-Ате, то в Уфе, то в Чикаго.


15.14. Шейх-Али Аскар Давлетович – физик-металловед, проработав несколько лет в Национальной лаборатории высоких магнитных полей (США, Флорида, Таллахасси) и защитив в Канаде (университет МакГил) докторскую диссертацию, вернулся в Казахстан, ныне профессор Казахстанско-Британского технического университета в Алма-Ате. Его сын Артур, правнук Мухамеджана, с рождения носит законную фамилию – Тынышпаев, в данный момент проживает в США в штате Флорида.


* * *

Таким образом, аналитическим взглядом окидывая историю рода Шейх-Али, мы видим, что в ней отразились и триумфальные, и трагические страницы исторических судеб Кавказа, Казахстана и России, более чем 300-летняя история кумыкского, татарского и русского народов. К величайшему сожалению, почти не осталось на сегодня представителей рода Шейх-Али по прямой мужской линии у кумыков, известны лишь их представители среди русских и казахов.


Камиль АЛИЕВ


1 См.: Бутков П. Г. Материалы для истории Кавказа, т. 1. гл. 57. с: 269, 271.


2 Эндирей (город, селение) еще в источниках XVII в. считается столичным городом Засулакской Кумыкии (ныне территория Хасавюртовского, Казбековского, Кизилюртовского (частично), Бабаюртовского и Новолакского районов РД.


3 См.: Попов А.В. Декабристы-литераторы на Кавказе. М. 1963.


4 См. : Послужной список офицеров из азиатцев…сентябрь 1866. ЦГА РСО-Алания, ф.12, оп.5, д. 191 (1867), л.131-141.


5См. Шихалиев Д.-М.. Рассказ кумыка о кумыках. М.-ла, 1993, предисл. С.Ш. Гаджиевой, С. 11.


6 См.: Юсуфов Р. Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М., 1985, с. 143.


7 Алиев К. Шейх-Алиевы в истории Кавказа // Махачкалинские известия. 1994, № 3,7,10. См. Предисл. С.Ш. Гаджиевой к вышеуказанной книге Д.-М. Шейх-Али.


8 См.: Послужной список офицеров из азиатцев… сентябрь 1866. ЦГА СО ССР, ф. 12, оп. 5, д. 191 (1867), л. 131-141.


9 См.: ЦГА РСО-А.Ф.12. Оп.4. Д.103.Л.208.1872 г.


10 См.: ЦГА РСО-А. Ф.12, оп.2,Д.1085, л.130.


11 См.: предисл. С.Ш. Гаджиевой к вышеуказанной книге Д.-М. Шейх-Али.


12 См.: предисловие проф. С.Ш. Гаджиевой к первому изданию труда Д.-М. Шейх-Али «Рассказ кумыка о кумыках» Махачкала.1993. С.5.


13 К. Алиев. Кумыки в военной истории России. Изд. «Дельта-Пресс». Махачкала. 2010. С. 170-174; З. Тоган. Воспоминания. Москва, 1997. С. 525; Алиев К.М. Cудьба потомков Девлет-Мирзы Шейх-Али //газета “Ёлдаш”/”Времена”, 10 марта 2006 г.; К. Алиев. Забытые герои забытых войн России // «Времена», 04.08.2009.


14 Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. Казань, 1926. С. 11.


15 Аминов Д. Ислам в Санкт-Петербурге. СПб. 1993. С.23.


16 См. Отчет Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге. СПб. 1909. С.18.


17 Д. Аминов в отношении их указывает, что «им доверяли командовать не только полками, дивизиями, корпусами, армиями, но также принимали в ряды императорской гвардии. Характерно то, что, будучи офицерами и генералами Российской армии, они оставались приверженцами веры своих предков, а именно мусульманами. Среди них были отпрыски казанских князей (мурз), крымских ханов, туркестанских эмиров, кумыкских князей-мусульман».См.также: отчеты Общества за 1909-1914 гг.


18 См. Отчет…С.35.


19 Там же.


20 Документы и письма из личных архивов А.М. Топчибаши и Дж. Гаджибейли (1903–1934 гг.) / Сост. предисл. и прим. С.М. Исхаков. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2012.С 133.


22 Г.Ибрагимов. Татары в революции 1905 года. Казань, 1926. С. 11.


23 Фахрутдинов Р. Р. Сират ал-Мустаким // Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. Казань, 2004, с. 292.


24 Документы и письма из личных архивов А.М. Топчибаши и Дж. Гаджибейли (1903–1934 гг.) / Сост. предисл. и прим. С.М. Исхаков. М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2012.С 133.


25 Cм.: Отчеты Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге за десятилетие, 12-й, 13-й, 14-й, 17-й годы деятельности. СПб., 1909; 1910; 1911; 1913; 1917.


26 См.: «Медресе-и-Алийе-и-Динийе» // Мир ислама. СПб., 1913, т.2, вып. VII, с.435-438.


27 Ирина Мушкина. Правнук хана, потомок дворян, офицер, конструктор, гражданин // газета «Республика Татарстан». Выпуск: №160 (28542).


28 Цит. по: «Даже подпись приравняли к политике» // «Российская газета», 23.10.2001 г.


29 Бадрутдинова М., Галимуллина Г. Трагедия изобретателя// газета «Татарский мир», № 4 (6315), 2010. Алиев К. Изобретатель // «Ёлдаш» / «Времена». 18.11.2008.


30 ГАСК. Ф.73.Оп.2.Д.471. Л.51,55.


31 ЦГА СО. Ф. 12.Оп.5.Д.66.Л.4


32 См.: Ахаев А.К. Указ. раб., с.71; а также Магомедов А. Евразийский Дагестан: к итогам XX века. Махачкала. 2000 , с. 191.


33 Список кадет Петровського Полтавського кадетського корпуса за 1840 по 1916 г.р. (алфавітний покажчик); профессора и доктора медицинских наук – сотрудники и выпускники ДГМА.