Фатима — первая защитница прав мусульманок Дагестана дореволюционной поры

Фатима (Патимат) дочь устаза из Нижнего Казанище Арсланали сына Гусейна, которого в некоторых источниках считают шейхом накшбандийского тариката. В самом крупном селе Темирхан-шуринского округа, да и всей  тогдашней Дагестанской области — Больших Казанищах (Уллу Къазаныш) он построил медресе, где состоял мударрисом и обучал как мальчиков, так и девочек. Здесь же обучалась и его дочь Фатима, которая, как пишет о ней дагестанский историк Шамиль Шихалиев оказалась девушкой необычайно талантливой; прекрасно знала арабский язык, великолепно владела рядом религиозных наук, писала собственные стихотворения на кумыкском и арабском языках.

Благодаря поискам и публикациям ученого Гасана Оразаева, мы узнаем несколько сведений о ней. Тема, которую затрагивает Фатима в своих стихах и в письме на имя известного в ту пору исламского ученого Нурмухаммада ал-Авари, значима тем, что она ранее редко рассматривалась в мусульманском обществе. В тексте ее обращения речь идет о том, что в дагестанском обществе женщина находилась в неравном отношении с мужчинами как в общественном, так и социальном аспектах. Там же она приводит отдельные примеры, когда мусульманские женщины в некоторых регионах достигали внушительных успехов в обладании ими научных и религиозных знаний, в сочинении прекрасных образцов художественных произведений. Действительно, эта тема остается до сих пор весьма мало изученной, отмечают дагестанские историки и исследователи.

Для читателя, привожу это письмо целиком, которое было опубликовано на портале Даптар, где автор совместно с историком Патимат Тахнаевой,  попытались найти женщин, чьи имена вписаны в историю Дагестана.

ПИСЬМО ФАТИМЫ, ДОЧЕРИ ШЕЙХА ХАДЖИ АРСЛАНАЛИ ИЗ КАЗАНИЩА

Одному из самых ученых [мужей] уммы пророка и первому знатному лицу из потомков Ахмада, достойному, высокочтимому ученому (алиму) Нурмухаммаду ал-Авари.

Мир Вам от Властелина, Всезнающего [Аллаха]. Затем. Я желаю вам, чтобы Аллах облачил вас в одежду здоровья и благополучия. Далее. О, отец, дошло до меня, что Вас удивило то, что Аллах наградил нас каплей из моря знаний, однако тебя удивили всего лишь брызги сталкивающихся волн моря знаний, которые попали на меня. Но эти [мои знания] не являются чем-либо удивительным, потому что я не являюсь выдающейся женщиной и первой, кто сделал шаги в этой области [знаний]. Известны примеры, которые свидетельствуют о том, какие шаги сделали женщины [в изучении] различных наук. Об этом свидетельствуют исторические книги…

…И это все не является удивительным. Удивительным является то, какое безразличие проявляют люди в отношении обучения своих дочерей, их воспитания согласно шариату, развитию их мышления согласно исламской мудрости, не учитывая их [женщин] желания и готовность в [изучении] этого. Вместе с тем разъясняет необходимость этого [т.е. обучения женщин, их воспитанию и образованию] тот, кто не берет это из воздуха .

Ведь наука является опорой религии. И мужчина, и женщина равны по отношению к религиозным обязанностям. И я не знаю причину того, почему мужчины не уделяют внимания обучению дочерей (отвергают обучение дочерей), уподобляя их некоторым животным или же неодушевленной вещи. Без всякого образования оставляют их в стороне, предавая забвению в уголках домов по непонятным причинам, более запутанным, чем паутина. Разве они не слышали обращение их Господа: «Аллах не закрывает глаза на то, что делают несправедливые». Или же они не подчиняются словам (повелениям) Господа Всевышнего: «И узнаются те, которые совершил несправедливость, куда они будут возвращены» …

…Мое сердце обуяно мыслью тревоги о дочерях, которые тонут во мраке невежества…

…Я скорблю по этим жертвам, и моя скорбь – по безгрешным, которые стали жертвой невежества», отмечает Фатима в своем письме.

Недолгую жизнь прожила Фатима, умерла она в 1916 году, это стало известно по дате указанной на надмогильном камне в селении Нижнее Казанище, где ей установлен небольшой зиярат. Трагически сложилась и жизнь ее отца Арсланали Гусейнова, которого репрессировала новая власть в 1927 году. Само здание медресе, личное имущество, а также вся библиотека шейха также было частью разворовано, разрушено и навсегда утеряно. В родном селе, со слов старожилов  и публикации местного краеведа Махмуда Гаджиева, дочь шейха запомнилась, как ясновидящая и прорицательница, за эти способности, ее почитали многие односельчане и жители близлежащих поселений.