Врио Главы Дагестана Владимир Васильев принял участие в заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

      


26 февраля Владимир Васильев принял участие в работе Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.




В мероприятии приняли участие члены Правительства РФ, главы регионов в составе СКФО.




По сообщению government.ru, в рамках заседания, которое проходило в г.Грозном под руководством Председателя Правительства России Дмитрия Медведева, была обсуждена ситуация на рынке труда. 



Д.Медведев:



Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас первое заседание комиссии в наступившем году, проводим мы его в Грозном, и посвящено это заседание ситуации на рынке труда в Северо-Кавказском федеральном округе. Скажем прямо, эта тема – одна из самых главных на Кавказе со своей довольно сложной историей. Мы сейчас ехали с Рамзаном Ахматовичем, вспоминали, как это было ещё пять-семь лет назад и в Чеченской Республике, и в большинстве других республик. Где-то изменения чуть больше, где-то меньше, но очевидно, что эти изменения всё-таки носят благоприятный характер.



Округ имеет свою специфику – здесь проживает много молодёжи. Благодаря традиции иметь большие семьи есть  и определённые особенности организации семейных предприятий, бизнеса. В округе сохраняется естественный прирост населения. Все эти факторы стратегические, их надо учитывать в работе. В 2010 году, когда был создан Северо-Кавказский федеральный округ, были приняты меры, которые принесли достаточно ощутимые результаты. Напомню, что зарегистрированная безработица в среднем снизилась практически втрое (я имею в виду цифры по округу) – с почти полумиллиона человек до 135 тысяч человек. Но это зарегистрированная безработица, реальные цифры, конечно, были гораздо больше.



По методике Международной организации труда результаты поскромнее, но они тоже весьма позитивны. Однако уровень безработицы в округе всё-таки пока ещё в целом сохраняется в два раза выше среднероссийского. В последние несколько лет образовалась и не только благоприятная тенденция – цифры по ряду позиций стали снижаться, притом что мы продолжаем инвестировать в создание рабочих мест. Сегодня мы об этом поговорим. Прежде чем с вами встретиться, я заехал посмотреть новое тепличное производство, которое создано здесь, в Чеченской Республике. Знаю, что подобные проекты есть и на других территориях. Это, конечно, хорошая история, создающая дополнительное количество рабочих мест.



Вкладываться в рабочие места необходимо, имею в виду создание рабочих мест в реальном секторе экономики и социальной сфере – за счёт ввода новых школ, детских садов, больниц и других социальных учреждений.




Назову ряд ключевых проблем, которые требуют новых решений.



Во-первых, система подготовки кадров в округе недостаточно сориентирована на реальные потребности экономики. Только половина выпускников учреждений среднего и высшего образования находит работу. (Опять же, подчёркиваю, в среднем, хотя сейчас есть и благоприятные изменения). В среднем по стране – три четверти. Хотя и цифры по стране нас тоже не могут устраивать, есть проблема – государственная проблема трудоустройства выпускников. Это связано с тем, что рабочих мест в округе сейчас меньше, чем потенциальных работников. Но у нас действуют программы развития социальной сферы и отраслей экономики, в том числе программы создания на Кавказе туристического и медицинского кластеров. Важно, чтобы набор на бюджетные места был скоординирован с этими планами.



Кроме того, на Кавказе можно готовить специалистов для конкретных отраслей и предприятий, которые могут быть востребованы в других регионах страны. Такой подход успешно применялся в советский период. Хорошие примеры есть и сегодня – каким образом готовить специалистов для конкретных отраслей. Средние специальные учебные заведения, знаю, открываются в различных республиках, территориях на Северном Кавказе. Этот курс нужно продолжить.



Второе. В округе сохраняется высокий уровень неформальной занятости. Это вообще наша государственная проблема, и в округе она, естественно, присутствует. Особенно это касается туризма, сельского хозяйства, сферы услуг, торговли. Причина есть и объективная: нередко это связано с семейной структурой бизнеса – не все родственники устраиваются на работу. Но в этом есть проблема, потому что права неофициальных работников законом не защищены. В результате в экономике образуется серая зона, а сами работники при этом не получают никаких трудовых прав. Их пенсионные права никак не учитываются. Поэтому вывод этих трудовых отношений из тени является тоже весьма важной государственной задачей. Здесь требуются стимулы для того, чтобы легализовать такую занятость.



Наконец, третье, о чём хотел бы вначале сказать. Проблемой является низкая активность региональных служб занятости. Их поддержка не всегда доступна для людей, для тех, кто остался без работы. Речь идёт о государственных услугах по профессиональному обучению, по дополнительному профессиональному образованию, по содействию самозанятости, а также об организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время. Есть регионы, где службы занятости вообще таких услуг не оказывают.



Это вызвано в том числе снижением финансирования из региональных бюджетов, оно уменьшилось за последние годы. Понятно, что региональные бюджеты и на Кавказе тоже испытывают определённые трудности. Недавно мы обсуждали как раз эту проблему в Сочи, когда говорили о межбюджетных отношениях. Но, с другой стороны, мы понимаем, что сами люди являются главными источниками роста современной экономики.



Наша с вами задача заключается в том, чтобы создавать условия, в которых каждый человек мог бы выстроить успешную профессиональную траекторию в родном селе, городе, республике. И для этого необходима координация как на региональном, так и на правительственном уровне. У нас есть специальное ведомство, которое занимается Северным Кавказом, есть другие отраслевые структуры, которые здесь представлены, которые тоже могли бы внести свою лепту.  




А также, в ходе заседания Врио Главы Дагестана Владимир Васильев сообщил, что хотел бы отметить те тенденции, о которых говорили, Дмитрий Анатольевич. Они характерны и для Дагестана. Но Дагестан – это такая республика, которая, в моём понимании, догоняет в плане развития рабочих мест. Очень помогает, конечно, то, что по линии оборонной промышленности поступили заказы на целый ряд наших предприятий, и там это дало рост, который удивляет некоторых аналитиков – вроде бы не должно быть такого роста. Это объяснимо, и это правильно.



Вместе с тем (Вы коснулись этой темы) у нас есть огромный ресурс, который надо рассматривать как ресурс всей России, – это большая масса молодёжи – работоспособной, амбициозной, умеющей напряжённо работать и не только на спортивном ковре добиваться результатов. Мы в этом видим ресурс. Предлагается (я посмотрел в материалах, в частности) ввести единую по России систему, которая будет заранее запрашивать кандидатов на рабочие места, а мы будем готовить их – не только для республики, но и можно сказать, на экспорт. И не только вахтовым методом. Возможны и другие варианты. 



Хотел бы особо подчеркнуть тему о том, что у нас существует высокий уровень теневой занятости. Рабочих мест много. Эта цифра для нас достаточно большая, мы с ней работали, и надо сказать, что и в прошедшем году, и в этом продолжаем эту работу. Тут есть большие ресурсы. Допустим, 48,3 тысячи лиц заключили трудовые договоры и поставлены были на учёт на 1 января 2018 года в результате планомерной работы, которая осуществлялась уже длительный период времени.



Могу привести один пример. Недавно мы смотрели работу наших заправочных комплексов, АЗС, и оказалось, что в среднем у нас работают два человека на станции, а при подсчёте получается шесть. Мы собрали для начала всех руководителей, поговорили. Пока договорились – они сами заявили публично, что наведут порядок. В общем, можно, я думаю, сейчас согласиться (я внимательно смотрел проект, который предложен) с теми мероприятиями, которые планируются. И я бы хотел на примерах нашей республики подчеркнуть, что всё, что заложено в проекте, может дать хорошие результаты, — подчеркнул В. Васильев.