В Уллубийауле прошло мероприятие, посвященное 130-летию со дня рождения Уллубия Данияловича Буйнакского

Во вторник, 8 сентября 2020 года, в Мемориальном музее Уллубия Буйнакского в селении Уллубийаул прошло мероприятие, посвященное130-летию со дня рождения видного партийного и государственного деятеля, руководителя дагестанских большевиков Уллубия Данияловича Буйнакского, золотыми буквами вписавшего своё имя в историю КПСС и Советского государства. 

 

Уллубий Буйнакский родился 8 сентября (27 августа по старому стилю) 1890 года в семье, принадлежавшей к верхушечному, бекскому сословию Дагестана. Отец его Даниял-Бек Султан-Бек оглы (1850-1914), подпоручик царской армии, служил до пенсии в конвое царя. После смерти жены, от которой остались четверо детей, Даниял-Бек, наперекор воле богатых родственников, женился вторично на узденке Сагидат из селения Параул. Она родила Даниял-Беку сына Уллубия. После рождения Уллубия, в семье Даниял-Бека случилась трагедия – была убита мать Уллубия. Сводный брат Уллубия, старший сын от первой жены Даниял-Бека – Магарлам-Бек, ударом топора зарубил Сагидат – мать Уллубия. Социальное неравенство в обществе сыграло свою роковую роль. Магарлам-Бек из бекского сословия, а Сагидат была из середняков. 

В возрасте 14-ти лет Уллубий потерял и отца. Еще при жизни отца Уллубий был определен на учебу в Ставропольскую мужскую гимназию. Годы учебы в Ставропольской гимназии считаются началом формирования его революционного мировоззрения. Он принимал активное участие в революционных событиях 1905-1907-х годов в Ставрополе, за что был исключен из числа учащихся и направлен в Тифлисскую гимназию. Окончив в 1910 году полный курс Тифлисской мужской гимназии на серебряную медаль, поступил он в Московский Императорский университет, выбрав себе юридический факультет. В том же году стал членом Российской Социал-демократической партии большевиков. 

 

Принадлежа к привилегированному клану в социальной иерархии, Уллубий решился порвать со своей средой и предпочел служение интересам обиженных и оскорбленных, обездоленных и эксплуатируемых, твердо и смело, по зову сердца и в силу убеждений встал он на путь лишений и невзгод во имя народного счастья.

 

Неоднократно исключался из университета за активное участие в революционных событиях в г. Москве. Наряду с учебой в университете вел работу в подпольной организации партии большевиков, выполнял её задания, выступал перед рабочими, солдатами в военных гарнизонах.

 

В дни Февральской революции1917 года он активно участвовал в событиях, происходивших в Москве.

 

В мае 1917 года, по поручению ЦК РСДРП(б), вооружившись апрельскими ленинскими тезисами, прибыл он в родной ему Дагестан. Он был направлен в Дагестан как наиболее подготовленный для этой работы здесь, как профессиональный революционер.

     

По прибытию в Дагестан в мае 1917 года он создает Агитационно-просветительское бюро, проводившее большую революционную работу среди горцев. В ноябре 1917 года в Порт-Петровске под председательством У.Буйнакского был организован интернациональный по своему составу и духу Порт-Петровский военно-революционный комитет, председателем которого был избран У. Буйнакский. Объявляя о создании нового органа Советской власти в Дагестане в середине ноября 1917 года, он заявил: «Отныне судьбу жителей ущелий и скал, судьбу всех трудящихся Дагестана будут решать не царские чиновники, не министры Временного правительства, не шейхи и богачи, а вы сами – трудящиеся горцы, рабочие, крестьяне и ремесленники Дагестана».

    

Напуганные растущим размахом революционных выступлений рабочих Петровска, появлением там частей Красной Армии, вооруженные силы буржуазного дагестанского областного исполкома вместе с его членами покинули Темир-Хан-Шуру и ушли в горы. Жители областной столицы, которым религиозные фанатики вдалбливали в головы, что большевики – вероотступники, что они «хуже всякого гяура-неверного», за убийство которого попадешь сразу в рай, в напряженном ожидании ждали наступления красноармейцев из Петровска. Каково же было их удивление, когда в городе Темир-Хан-Шуре появился отряд, сформированный У. Буйнакским в основном из мусульман, да еще с фесками на головах. Это был тонко рассчитанный тактический ход, показавший, насколько хорошо У. Буйнакский разбирался в сложной дагестанской обстановке, проявлял высокий такт и уважительное отношение к религиозным чувствам людей.

 

В этой связи уместно напомнить об известной телеграмме В. И. Ленина к Г. К. Орджоникидзе, данной несколько позднее, 2 апреля 1920 года, в которой он писал: «…Еще раз прошу действовать осторожно и обязательно проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее».

     

В марте-апреле 1918 года У. Буйнакский участвовал в ликвидации антисоветского мятежа в Порт-Петровске и Темир-Хан-Шуре. С мая 1918 года Он председатель исполкома Совета Порт-Петровска, а с октября 1918 года стал членом Чрезвычайной коллегии Наркомнаца в Москве по делам Северного Кавказа и Дагестана. В декабре – январе 1918 года по прибытию из Москвы в Астрахань назначается военным комиссаром Дагестанского конного полка в Астрахани. В начале февраля 1919 года в с. Кумторкала созывается съезд Дагестанских коммунистов, где создается подпольный Обком РКП(б) и венный Совет. У. Буйнакский избирается Председателем Дагобкома РКП(б) и военного Совета. 

 

Убежденность в правоте своего дела, непоколебимость в борьбе, верность идеалам были спутниками его помыслов и поступков. Высочайшая преданность идее, величайшее желание видеть человека свободным и счастливым, готовность на самопожертвование во имя благополучия родного Дагестана составляли уровень и мерило нравственной чистоты незаурядной, неповторимой, в сущности своей идеальной личности Уллубия Данияловича Буйнакского.

     

Он и его соратники по борьбе поставили целью жизни слом ненавистного строя, уклада жизни, лишавших свободы, возможности социального и духовного возрождения массы трудящихся. Исход этой борьбы был не всегда ясен, а жертвы – неизбежны. Сознавая это, они были готовы идти на смерть за свои убеждения. 

     

Английская разведка по заданию Горского правительства Дагестана выследила дагестанских большевиков. 13 мая 1919 года дом по улице Апшеронской в г.Темир-Хан-Шуре, принадлежащий Абдул-Вагабу Гаджимагома Оглы, где заседали члены Дагобкома РКП(б), был оцеплен. Все 28 большевиков, во главе с У. Буйнакским, были арестованы. Судили У. Буйнакского и его товарищей члены Главного военно-шариатского суда, в составе: председатель суда полковник Пиралов; члены суда: полковник Доногуев, Гебек-Хан Аварский, кадий Ибрагим Кадиев, Полковник Нахибашев.  Постановили: подсудимых Уллубия Буйнакского, Абдул-Вагаба Гаджимагома-Оглы, Абдурахмана Измаилова, Саида Абдул-Халимова и Меджида Али-Оглы признать виновными в преступлении и подвергнуть их по лишению всех прав состояния, смертной казни – расстрелянием.

     

Выступая на суде с последним словом У. Буйнакский говорил: «Вы расстреляете меня и ещё тысячу подобных мне, но ту идею, которая живет уже в нашем народе, её вы не сумеете расстрелять. Я твердо убеждён в победе Советской власти и Коммунистической власти и готов умереть за их торжество». 

 

 В тюрьме У. Буйнакского содержали в одиночной камере. Известны неоднократные попытки освободить его из тюрьмы. И в день окончания суда, когда появилась для этого реальная возможность (была подкуплена стража и дверь была открыта) он решительно отказался. Отказался по нравственным мотивам. «…Я один не желаю бежать, — сообщил он на волю, — быть освобожденным, оставить товарищей, это как-то не по мне». И осталась открытой до рассвета дверь от одиночной камеры, где он сидел…

 

16 августа 1919 года в 3 часа утра на станции Темир-кую приговор Главного военно-шариатского суда был приведен в исполнение.

 

У. Буйнакский шел среди первых, не уклонялся от выбора, не прятался за чью-то спину, не выжидал, чья сторона возьмет верх, не высматривал личной выгоды, не метался. Он был человеком искренним в словах и честным в делах. Его высочайшая нравственность питалась традициями горского намуса. Он вобрал в себя лучшее из духовного богатства своего народа.

 

В своем предсмертном письме из тюрьмы У. Буйнакский писал: «Я старался, как мог, пройти свой жизненный недлинный путь. Никто не скажет, не смеет сказать, что я был не честен и т. д., не смеет меня поносить. Этого вполне мне достаточно».

 

 Личность У. Буйнакского вот уже более 100 лет привлекает внимание историков, волнует воображение художников, композиторов, скульпторов. Еще в 1928 году был издан замечательный художественный очерк А. Тахо-Годи «Уллубий Буйнакский», в котором автор сумел талантливо воспроизвести образ пламенного революционера. В 1935 году Роман Фатуев на основе живой истории создал свою весьма талантливую повесть «Уллубий Буйнакский». Наиболее полно и многогранно образ Буйнакского раскрыт в романе-трилогии М-С Яхъяева «Кинжалы обнажены», «Нам некогда помирать», «Победившие смерть» и в его повести «Три солнца», дважды вышедшей в издательстве «Правда» в серии «Пламенные революционеры» стотысячными тиражами. Много сил отдал сбору материалов и осмыслению жизни У. Буйнакского известный историк, профессор Ш. М. Магомедов.

 

Дагестанцы чтут память У. Буйнакского. В Городе Буйнакске возвышается величественный памятник революционеру, именем которого была названа бывшая столица Дагестана. Многие улицы городов и сел, школ носят его имя. В столице Дагестана Махачкале открыт памятник большевикам во главе с У. Буйнакским, расстрелянным в 1919 году.

 

Открыт и действует с 1978 года на его родине в с. Уллубийаул Мемориальный музей У. Д. Буйнакского – филиал Национального музея Республики Дагестан. Ежегодно 8 сентября в Мемориальном музее У. Буйнакского проходят торжественные мероприятия, посвященные дню его рождения, с участием большого количества гостей: ученых, писателей, представителей общественности, школьников, жителей сел Карабудахкентского района и близлежащих населенных пунктов. 

 

У. Буйнакский и его соратники, отдавшие свои жизни за достойную жизнь обездоленного народа, — это чистые истоки революции. Замутнили эти истоки позже, без них. И не их вина в том, что многие идеалы, ради которых они отдали свои жизни, были позже растеряны, а то и растоптаны.

 

Мы уверены, что бы ни происходило, какими бы путями не пошло современное общество, имена революционеров, пожертвовавших собой во имя лучшей, социально справедливой жизни для народа, навсегда останутся в благородной памяти поколений.

 


Автор: З. Магомедов, научный сотрудник


 Мемориального музея У. Буйнакского.



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля