В одном из записанных Г. Оразаевым в 1988 г. в г. Хасавюрте казак-йыров говорится:
Болгъурлар, ессиз, Болгъур тав, Болгъур тав.
Сенден бийик тав болмас.
Болгуры без владетеля, Болгур-гора, Болгур-гора.
Тебя выше горы не будет.
Топоним Болгъур обычно связывают с названием народа булгар, который нередко связывают с происхождением кумыков.
В йыре об окаменевшей Аймеседу упоминается Цемендер, то есть Семендер – одна из ранних столиц Хазарии.
В осетинском «Сказании о снежнобородом Урузмаге» упоминаются Тарковские леса. В свою очередь согласно археологу Дибиру Атаеву в нартском эпосе упоминаются «Таркинские тенистые степи». В свою очередь согласно кумыкским сказаниям в местности Актерек-Таллык (Акътерек таллыкъ), к северу Махачкалы I (Гиччи Анжи), располагались охотничьи угодья Абумуслим-Шамхала Тарковского. Впрочем, само это место не лесистое и на роль прообраза «Тарковских лесов» более подходят окрестности соседнего с Тарками Агачаула, смысл названия которого с кумыкского можно примерно перевести и как «лесистый аул».
Как и в осетинском фольклоре, в кумыкском устном народном творчестве заметную роль играли легенды о нартах. Память о них отложилась в целом ряде топонимов в разных уголках Кумыкии.
Нарт тала – близ упоминавшегося выше Агачаула, Нартны сыны – в Гели, Нарт атгъан таш – в окрестностях Кумторкалы. К ним можно также прибавить Галаж къол – долина близ селения Брагуны. Долина, где, по преданиям, «жил» злой и вредный великан нарт Галаж. А еще есть Боклав тогай, то есть «Боклая долина (пойма)» – низина с лесом на южной стороне Брагунского хребта, на юго-западе от с. Брагуны. В данной низине по преданиям «обитал» нарт Боклав.
Здесь же, близ Брагунов, мы можем обнаружить и топоним Карткожак оьлген, то есть местность, где, по преданию, умер герой кумыкского эпоса нарт Карткожак. Заметим, что в книге Ш. М. Мансурова «Салатавия» приводится топоним Гожакйылкы сюрген, также отсылающий к Карткожаку.
Несмотря на то, что нарты – персонажи мифологии, но истории, само их бытование свидетельствуют о древних тесных исторических связях с соседними народами Северного Кавказа и любопытных параллелях в их древних представлениях об окружающем мире.
В песне об эндиреевском салауздене Сотаве упоминается местность Ойсунгур («…Ойсунгурну сувукъ сувун алмагъа…»), явно отсылающая к историческому населенному пункту Ойсунгур (ныне посёлок Ойсхара в Гудермесском районе Чеченской Республики). Свое название населенный пункт получил от племени ойсунгур. Вот что писал о нём немецкий путешественник XVIII в. Якоб Рейнегс: «Народ, который называется оксунгуры и насчитывает 800 дворов… поля их до самого левого берега реки Яксая к востоку простираются, говорят они кумык-татарским языком».
Аксак Темирни гечивю («Хромого Тимура брод») – брод с таким названием располагается рядом с кумыкским селением Брагуны в Чечне. Согласно местной легенде, в войсках Аксак Тимура были и многочисленные повозки, запряженные верблюдами. Чтобы перевезти их, нужно было укрепить илистое дно рек. Для этой цели войска Тамерлана укрепляли булыжником илистое дно реки. «Аксак Тимирни гечивю» получило вследствие этого и другое название: «Ташкечу». Любопытна параллель с Ташкечу близ с. Аксай Хасавюртовского района РД.
Согласно преданиям, селение Эрпели изначально именовалось Юрт-Эрпели – «аул храбрых».
Юсуп Идрисов