Россиянам сверхурочную работу на удаленке оплатят в двойном размере

Госдума приняла во втором чтении поправки в Трудовой кодекс, регулирующие удаленную работу. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что теперь права таких сотрудников будут максимально защищены, они получат дополнительные гарантии по заработной плате. На сегодня назначено третье чтение. В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2021 года, пишет информационный портал «Российская газета».

Отметим, что из-за пандемии многие люди перешли на удаленный режим работы.  Как отметил Вячеслав Володин, пишет «РГ», Эта ситуация выявила пробелы в законодательстве. В том числе в части форм занятости, определения рабочего времени и времени отдыха.

Как отмечается в публикации источника, с этой целью был представлен законопроект о дистанционном управлении, авторами которого выступили депутаты и сенаторы во главе с председателями обеих палат. В июле он был одобрен в первом чтении. Перед вторым решающим чтением парламентарии подробно обсудили новые правила с кабинетом министров, работодателями, профсоюзами и экспертами. Всего было одобрено 16 поправок.

Одна из главных — вводятся дополнительные гарантии заработной платы. А именно, выполнение человеком своих обязанностей на расстоянии не может быть основанием для уменьшения его вознаграждения.

Уточнялось и само понятие удаленной работы. Всего будет три разновидности. Во-первых, это постоянная удаленная работа. Во-вторых, совместная занятость — когда сотрудник частично работает в офисе. Третий тип — временная удаленная работа, когда работодатель по каким-то причинам временно переводит сотрудника на режим вне офиса.

«В третьем случае речь идет о том, что сотрудник может часть времени работать удаленно, часть в офисе, поэтому понятно, что в тот момент, когда он работает дистанционно, на него распространяются общие нормы, касающиеся дистанционного труда, когда работает в офисе — на него данные особенности распространяться не будут», — цитирует первого заместителя руководителя «Единой России» Андрея Исаева «Российская газета».

Например, это может произойти по решению самого сотрудника или в связи с уходом сотрудника в отпуск по уходу за ребенком, — пояснил Андрей Исаев. Есть нюанс, который связан с ограничением максимального срока временного перевода на «удаленку» — такой период не сможет превышать шесть месяцев.

Тем не менее, изменения предусматривают случаи, когда работодатель может перевести штат на удаленную работу без их согласия — посредством местного нормативного акта. Это стихийные бедствия и техногенные катастрофы, аварии, пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии и эпизоотии. Еще одна причина — решение об объявлении чрезвычайного положения со стороны государственных органов и местного самоуправления. Установлено, что в этом случае работодатель обязан предоставить работнику необходимое оборудование и дать инструкции. Кроме того, стороны могут договориться об использовании рабочего оборудования.

Выполнение работником дистанционно своих обязанностей не может быть основанием для уменьшения оплаты труда.

Депутаты также учли тот факт, что не всех сотрудников можно перевести в офлайн. В этом случае временное приостановление работ будет считаться простым по независящим от сторон обстоятельствам. Андрей Исаев пояснил, что за это время работникам будет выплачиваться две трети ставки заработной платы, в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ. «В то же время более высокая оплата может быть предусмотрена коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом», — сказал он.

Решены вопросы, связанные с анкетами удаленных сотрудников и ограничениями рабочего времени. Это время будет суммироваться и учитываться так же, как и для «стационарных» рабочих. В этом случае период взаимодействия работодателя и удаленного сотрудника будет засчитан в учете рабочего времени. «Переработки будут оплачиваться как сверхурочные», — сказал Андрей Исаев. Еще один нюанс — работодатель может уволить сотрудника, если он не свяжется с вами в течение двух рабочих дней без уважительной причины.

Также парламентарии исходили из того, что от дистанционного сотрудника требуется результат труда, а не определенное время, проведенное на рабочем месте, поэтому при отсутствии в нормативном акте установленного времени работы специалист сможет определять его самостоятельно.