По дороге с облаками – 2, или Приключения автобуса из Дагестана в калмыцких степях




Это, наверное, уже станет традицией – писать о впечатлениях после приезда из Дагестана. За год он, конечно, меняется. Не скажу, что всё в лучшую сторону, но давайте по порядку.


Как обычно, сел в автобус, который выезжал в Махачкалу с ТК «Садовод». Первое, что вызывает вопрос при общении с водителями наших автобусов, – это проблема ценообразования. Понятно, что цена дешевле, чем на билеты на самолет или поезд, но можно было бы установить единый тариф. Это относится как к тем, кто едет в Дагестан, так и к тем, кто едет обратно. Иногда получается, что цена меняется в зависимости от настроения водителя в данную минуту. Утром 2000 рублей, а через час – 2500 рублей.


Теперь о Махачкале. Начнем с культуры общения. Захожу в фотоателье. Мужчина лет пятидесяти. Я поинтересовался, как мне можно обращаться к нему. Мужчина посмотрел на меня и ответил: «А зачем? Не надо». У меня не было слов.


Помните, был магазин в Махачкале «Живые диваны». Даже сатирик Михаил Задорнов упомянул этот магазин в своем выступлении. Но то, что я увидел в этот раз, было нечто другое. В таких случаях Задорнов обычно просит набрать побольше воздуха. «Привезем и закопаем…» – именно так выглядит начало одного из рекламных баннеров. Напомнило лихие 90-е. Или современную форму предоставления ритуальных услуг. Я извиняюсь за «черный» юмор.


Про автомобили. В городе практически пропали автомобили марки «Лада Приора» с очень маленьким клиренсом. Зато появилась практически вся новая продукция Автоваза (Гранта, Веста и т.д.). Из иномарок в большинстве преобладают Тойоты, Лексусы и Мерседесы Гелендвагены. Сразу вспомнил старую байку начала 90-х. Правда или нет, судить не берусь. Приехала в Махачкалу делегация из Германии. Увидели несколько автомобилей марки Мерседес 600 и удивились. Водитель спросил: «Вы же их производите. Чему Вы удивляетесь?» Ответ был следующим: «Мы их производим.  Но у нас на них ездят либо миллионеры, либо их держит на балансе администрация для встречи гостей».


Я считаю, что Дагестан нужно позиционировать как республику с лучшими дизайнами и дизайнерами  магазинов. Я был в шоке. Даже в Москве нет таких магазинов. И это не шутка. Правда, в администрации города Махачкалы дали понять, что архитектурный облик не всегда согласуется, но магазины и торговые центры – это действительно наша специализация. И самое удивительное, они не похожи друг на друга. Помните, в 90-е годы мы все ходили в кожаных куртках из Турции. Так называемая болезнь  «инкубатора» у нас, видимо, прошла, а именно в строительстве.


Про девушек. Девушек в хиджабе было меньше, чем в прошлом году. Хотя, например, в Буйнакске их количество практически не изменилось. Признаюсь честно, я их не считал, но мне так показалось.


Про Буйнакск скажу отдельно. Я был очень удивлен,что при въезде в город нет ни одного поста ГИБДД. Фактически можешь спокойно въезжать и никто тебя на въезде не остановит. А народная молва донесла, что эти посты проверяли несколько раз и это ни к чему не приводило. В общем ловили совсем не тех. Дай Аллах, чтобы всё было хорошо.


И еще один вопрос, касающийся правоохранительных органов. Как-то разговорился с сотрудником милиции, работающим с собакой. Он дал понять, что собаки не получают корма в достаточном количестве. Я хочу обратиться к правоохранительным органам. Пожалуйста, деньги, которые выдают на корм собакам, отдавайте полностью. Это животное. Я не могу вас в чем-то обвинить. Для этого нужно проводить расследование.


Так сложилось, что мне пришлось рано уезжать. Соответственно сел на другой автобус. Водителей я не знал. В общем, все было хорошо. Выехали в 6 вечера. Но в 4 утра следующего дня автобус встал. Шатун полетел. Представьте теперь – 4 утра в калмыцкой степи. Благо, что не загорелись, все пассажиры принесли свои баклажки и огонь удалось потушить. Надо отдать должное, калмыкские гаишники вели себя очень корректно. В 8 утра нас довезли до стоянки, где среди прочих заведений оказалось  кафе «Ал-Клыч Буглен», где пообщался с односельчанином. Через 5-6 часов водитель приехал на другом автобусе, который благополучно довез нас до Москвы. А вот теперь позволю себе несколько ремарок.


Внешний вид и оснащение наших автобусов. Я понимаю, что новые автобусы стоят дорого, но, пожалуйста, приведите хотя бы систему кондиционирования в порядок. 


Маршрут следования. Водители калмыцкого автобуса решили ехать через Волгодонск, находящийся в Ростовской области.  Наши водители почему-то едут через Волгоград. Совсем другие дороги. А про досмотры и сбор паспортов мы даже забыли. И вот здесь, с вашего позволения, читатель, маленькое отступление.


Очень часто читаю в сети и слышу по телевизору, что в Дагестане надо развивать сельское хозяйство. Я полностью согласен с этим. Только в Буйнакском районе я не увидел техники, работающей на полях. Она, конечно, есть, но, видимо, ситуация очень похожа на ту, которую описывал господин Ю. Лужков. По его словам, реально используется только 30 процентов пашни. Зато увидел, что земли раздаются под индивидуальное строительство. Я не говорю про развитие сельского хозяйства в Южном Дагестане. Это отдельная тема. Хотя чему я удивляюсь. Снова вспоминаю главного идеолога частной собственности на землю в Дагестане. Правда, он часто повторяет, что знает Чубайса, Лужкова, а разные Магомедовы – это не его уровень. Я поднимаю эту тему не в первый раз. Только в Ростовской области колхозы и совхозы поменяли организационно-правовую форму и продолжают работать. А у нас все колхозы обанкротились, всё разворовали, а теперь говорят, что техника нужна и т.д. И этот главный идеолог объяснял, что колхозы неэффективны. Только не было представлено ни одной цифры, ни одного расчета.


И несколько слов про нынешнего главу Буйнакского района. Работая в администрации Махачкалы, он считался одним из самых работоспособных заместителей. Уходил с работы всегда одним из последних. Я очень рад, что пришел такой человек. Сельское хозяйство надо поднимать. И я верю, что нынешний глава это понимает. Только пожелаю удачи. При подборе кадров рекомендую учитывать опыт именно практической работы.  


Я думаю, многие из вас видели в YouTube кадры о развитии сельского хозяйства в Респуб­лике Беларусь. Проезжая по территории Ростовской области, мне показалось, что я оказался именно там. И самое приятное, когда на полях работает техника. Последний раз испытывал такое чувство, когда вместе с покойным дядей во время каникул ездил на поля совхоза «Казанищенский».


Отсутствие системы страхования друг друга. Я считаю, что должен быть дежурный автобус, который в случае необходимости просто выезжает на помощь водителю. В разговоре водитель объяснил, что это якобы невыгодно. Плюс необходимо создать свой страховой фонд для действий в подобных случаях. Мы можем только рекомендовать.


И о культуре. Не хочется обижать наших земляков, но иногда просто нет слов, чтобы прокомментировать их поступки. Взрослый мужчина, которому уже лет под 60, едет с четырьмя детьми в возрасте от 4 до 8 лет. Я очень хотел спросить у их матери, как можно вот так отправлять своих детей? Дело не в том, что мужчина не хотел за ними следить, просто ему было очень тяжело. И пусть скажет спасибо, что пассажиры при первой же возможности ему предложили пересесть в другой автобус. А могли и не предложить.


И второй случай. Позади меня сидели дядя и племянник. Всю первую ночь, пока не села батарейка телефона, они звонили всей своей родне и рассказывали, что едут в Москву. Разговаривали они очень громко и на родном языке. Каково же было моё удивление, когда уже узбек был удивлен подобным поведением и спросил у меня национальность вышеуказанных господ. Еще раз хочу повторить. Я тоже не идеал. Но, думаю, нам как-то надо научиться вести себя. Кстати, не перестаю удивляться тому, как тебя воспринимают люди в разных ситуациях. После приезда зашел в магазин «Пятёрочка». Было раннее утро. Рассчитываясь на кассе, обратил внимание на несоответствие цены на прилавке и цены на чеке. Начали выяснять, и продавщица, представительница одного из закавказских народов, начала утверждать, что она не успела поменять ценники, к тому же у нее нет времени. Поняв, что человек даже не хочет извиниться, пришлось намекнуть, что мы юристы и, если надо, ей всё объясним. Охранник долго наблюдал за нами и, когда я выходил, ничего не сказал. Я пришел в этот магазин через пару дней. Охранник приветливо меня встретил, мы поговорили, и он высказал мысль, после которой я встал как вкопанный. Мысль была следующая: «… я понимаю, что вы юрист, но вы, пожалуйста, учитывайте разность менталитетов…». Я долго пытался переварить услышанное мной, но затем наши земляки мне объяснили, что у них действует стереотип, что лицо «кавказской» национальности не может быть юристом и знать законы.  Я был в шоке.


Кстати, в одной из игр «Что? Где? Когда?» я услышал вопрос и соответственно ответ, который запомнил до сих пор. Во времена царской России один из крупных промышленников набирал молодых юношей, учил их хорошим манерам и отправлял в Европу, где они посещали лучшие рестораны и заказывали продукцию вышеуказанного промышленника. В Дагестане есть грамотные люди. Вопрос только в том, будут ли они замечены. Но это уже совсем другая история.