Педагогика – призвание нескольких поколений нашего рода

Педагогическая династия… Как возвышенно звучат эти слова… Они подчёркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. Это особый образ жизни. Это не просто выбор специальности, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути несмотря на трудности и препятствия.

Я хочу рассказать о своей семье, где эта профессия стала призванием нескольких поколений. Все они очень любили и любят детей, передавали и передают им свои знания и умения. Наша педагогическая династия – это мои дедушка,  мама,  тётя,  я,  2 младшие сестрёнки и мои 2 дочери. Общий педагогический стаж нашей семьи – 196 лет.

Лабазанов Аслутдин Абдурагимович – гордость педагогической династии.

Дедушка Лабазанов Аслутдин Абдурагимович отдал учительству около 50 лет. Мы, дети, внуки и правнуки, очень гордимся им! Самая первая и, на мой взгляд,  главная причина нашей гордости за дедушку – это то, что он являлся участником Великой Отечественной войны. Несмотря на свой юный возраст (ему на время начала войны не исполнилось и 17 лет), он приписывает всеми правдами и неправдами себе ещё один год и отправляется  добровольцем на фронт.  Аслутдин достойно прошёл войну и вернулся домой старшим лейтенантом   с орденами и медалями. Дедушка был очень добрым и заботливым человеком.  К детям он относился  особенно тепло. И поэтому, наверное, он и стал учителем и ни разу об этом не пожалел.

Время его учительства выпало на тяжелые послевоенные годы. Молодым выпускником исторического факультета Ленинградского педуниверситета в 1949 году Аслутдин Абдурагимович начинает учительскую деятельность в СОШ № 1 родного города Буйнакска. А спустя некоторое время на него возлагают и обязанности завуча по учебной работе  школы.  Его также часто приглашают на беседы с допризывной молодёжью  как  грамотного наставника. В те годы руководство города  предложило дедушке работать  в военном комиссариате. Но Аслутдин Абдурагимович  выбранную душой профессию не променял ни на какую другую.

В 1960-х годах по совместительству он преподавал историю и на вечернем отделении финансового техникума города Буйнакска. Ученики и студенты, как вспоминала бабушка, приходили к нему даже домой послушать его интересные рассказы.

В мае 1966 года Аслутдин Абдурагимович был назначен  первым директором СОШ № 7 имени Ю. Акаева г. Буйнакска,  строительство которой сам же и контролировал. А с 1973 года, оставив  должность директора, остался в этой школе работать учителем истории. По состоянию здоровья в начале 1990-х годов дедушка решил оставить учительскую работу. Но перед просьбами учителей и учащихся  о возвращении на работу дедушка устоять не смог. Он вернулся в школу и проработал  учителем истории до 1996 года. Аслутдин Абдурагимович прожил долгую и счастливую жизнь. Он умер в возрасте 83 лет. Вокруг него всегда были любимые, любящие и уважающие его люди.

Лабазанов Аслутдин Абдурагимович – отличник народного образования Дагестана, отличник народного образования России. Но никакие награды руководства несравнимы с человеческой оценкой. В городе Буйнакске  еще живы люди, которые знали его  и  с уважением и благодарностью вспоминают о нём и его педагогической деятельности.

Моя мама Шагидова (Лабазанова) Нажабат Аслутдиновна – старшая его дочь.

Мама моя человек очень тактичный, грамотный – это у нее в крови. Никогда в детстве, как другие ребята,  мы не боялись «получить ремня», потому что такого наказания в нашей семье не было. Мама наказывала словом, даже не наказывала, а буквально «раскладывала по полочкам» любую совершенную шалость, и становилось очень стыдно за свой поступок и за то, что ты дочь учительницы, которую все уважают и любят.

Моя мама долгие годы работала в железнодорожной СОШ № 112 (ныне СОШ № 2) города Хасавюрта учителем биологии и химии. Она была педагогом и человеком с большой буквы. «Уроками жизни, доброты, поиска, радости, открытия» называли выпускники уроки своего учителя и классного руководителя.  Быть учителем – это ее судьба. Нажабат Аслутдиновна – человек ответственный и требовательный в первую очередь к себе. Страстно увлеченная своим предметом, она умело передавала эту любовь и своим ученикам,  была зачинателем всего интересного в школе. Замечательные тематические предметные вечера, увлекательные экс­курсии, горячие диспуты и дискуссии, работа в школе юннатов… И это далеко не всё, что включает мир ее интересов. Многие её ученики  являлись призерами и победителями городского и республиканского этапов всероссийских предметных олимпиад, городских и республиканских конкурсов. Выпускники благодаря учителю полюбили эту профессию и связали свою жизнь с педагогикой. Нажабат  Аслутдиновна  беззаветно посвятила себя любимой профессии, детям, семье.  В одном из интервью маму спросили: «Что значит быть счастливой?» Она ответила так: «Счастье – это найти путь в жизни, получать удовольствие от своей востребованности, учиться удивляться и удивлять других, бежать каждый день на любимую работу, а вечером домой к родной семье и за вечерним чаепитием делиться друг с другом о том, как прошел день…».  К сожалению, в связи с болезнью мама рано оставила работу в школе, но  ученики часто её навещали, звонили, ища советы и напутствия в различных ситуациях жизни. И в этом тоже ее счастье.

Захарко (Лабазанова) Заира Аслутдиновна –  младшая дочь дедушки, моя тётя. В 1971 году поступила в Буйнакское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов» и «старшая пионерская вожатая». В 1975 году окончила  учебное заведение с присвоением квалификации «учитель начальных классов».

Молодую выпускницу отец, директор школы, пригласил работать старшей пионервожатой в СОШ № 7.  Её тепло встретили в школе,  и началась  трудовая жизнь. Она была неусидчивой, задорной, и работать в школе простым учителем ей было мало. Заира любила путешествовать, владела с детства организаторскими способностями, фантазией… И вот она с  согласия родителей и братьев отправляется в  Москву. И начинается её бурная и интересная  трудовая деятельность: 1978–1980 годы – вожатая в ВШПР «Артек»; 1980–1989 годы – инструктор школьного отдела горкома комсомола г. Зеленограда  Мос­ковской области, старшая вожатая в п/л «Поляна», «Спутник»; начальник лагеря «Огниво» в Подмосковье.

Вместе с семьей она по контракту выезжает за границу. Но и там педагогические гены дают о себе знать: в 1997–2009 годах она работала учителем начальных классов, вожатой, педагогом-организатором в посольст­вах РФ в Вашингтоне, Праге и Люксембурге.

Где бы ни была, кем бы ни работала Заира Аслутдиновна, она всегда чувствовала к себе любовь детей и уважение их родителей.  

Я, Гаджимагомаева (Шагидова) Барият Абдулакимовна, старшая внучка Аслутдина Абдурагимовича. В выборе своей профессии огромную роль сыграл пример близких мне людей – дедушки и мамы. И я совсем не жалею об этом! Школа – это моя жизнь. Вот уже 32-й год отдаю сердце детям, из них 23 года работаю заместителем директора по УВР. Я учитель высшей  категории, имею почетные грамоты и благодарности за добросовестную работу,  пропаганду педагогических инноваций, за активную жизненную позицию, отличник образования и воспитания РД, Почётный работник образования РФ. Педагог, безусловно, должен обладать высокой гражданской ответственностью и социальной активностью и на личном примере воспитывать эти качества в детях. Я осознаю, что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна не только научить детей премудростям своего предмета, но и сформировать личность ученика, расширить круг его интересов и возможностей. Поэтому я придерживаюсь системно-деятельного подхода в обучении, который позволяет формировать у учащихся личностные, метапредметные и предметные учебные действия. Кроме того, в основе стандарта лежит именно системно-деятельный подход, а ученики – главные действующие герои, чья деятельность должна быть осмыслена и значима. Реализовать на уроке системно-деятельный подход мне помогают такие технологии, как технология личностного ориентированного обучения, разноуровневого, проблемно-диалогового, проектного, деятельностного и технология критического мышления. Такого подхода я как заместитель директора по УВР требую и от учителей своего дружного педагогического коллектива.

Зайнутдинова (Шагидова) Ур­куят Абдулакимовна и Эдильбаева (Шагидова) Аида Абдулакимовна – мои родные  сёстры, учителя высшей категории. Они почти одновременно закончили с отличием престижный Хасавюртовский педагогический колледж имени З. Батырмурзаева и вместе поступили в ДГПУ г. Махачкалы на математический факультет. Выйдя замуж, каждая из них пошла  работать в свою школу, обучать и развивать математические способности детей. И вот после 26–28 лет работы в школе о них с уверенностью можно сказать: «Этот человек на своём месте!» Потому что  как старшая  сестра я  вижу до сих пор огонёк в их глазах, когда, собравшись вместе, мы говорим о школе,  об учениках. В них столько идей, задумок,  а самое главное, хорошая база знаний, которую они просто обязаны передать будущему поколению.

Я считаю, что нам, троим дочерям, досталось от семьи в наследство умение общаться с детьми, направлять их на правильный жизненный путь, зажигать в них искорки любознательности, творчества, стремления к чему-то высокому.  Мы сделали правильный выбор.

Учитель – это больше, чем просто работа. И если в вашем доме вечером педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит,  это учительская династия, явление драгоценное и необъяснимое…

Сегодня подрастает наша смена – мои две дочурки, которые учатся на 2 курсе Хасавюртовского педагогического колледжа.  Мне трудно сказать, продолжится ли наша династия педагогов, но мне хочется верить, что эта ниточка не оборвется и закрутится наш семейный клубочек, передавая свой многолетний опыт из поколения в поколение. Самое главное для меня сейчас – донести до своих дочерей весь смысл воспитания человека как трудоемкого, постепенного и бесконечного процесса, который непременно должен доставлять радость, удовлетворение и, конечно, гордость!

Я уверена, что наша династия педагогов будет расти, ведь «чем больше династий, тем крепче страна!».

ГАДЖИМАГОМАЕВА Барият