Эхо Половецкого поля в Стамбуле

14–15 мая я принимал участие в международном симпозиуме «Кипчаки в мировой истории», проходившем  в Стамбуле в университете «Едитепе». Он  расположен в живописном холмистом месте. Не зря название университета «Едитепе» переводится как  «семь холмов».  Местные турки утверждают, что Стамбул находится на семи холмах.

Открыл конференцию доклад доктора наук Болата Кумекова (г. Астана) об источниках по истории кипчаков. Болгарский ученый Александр Николов  (г. София) рассказал о половцах-куманах в Болгарии и Византии, канадец Стивен Поуп (г. Калгари) прочел доклад об упоминании кипчаков в чешских источниках, узбекский ученый, ныне работающий в Чехии Азим Маликов (г. Оломуц) поведал о кипчаках в составе узбекского народа. Весьма интересен был доклад уфимского археолога Владимира Иванова по раскопкам кипчакских курганов. Прекрасный арабист и тюрколог Татьяна Калинина (г. Москва)  раскрыла проблему отражения расселения кипчаков на арабских средневековых картах.  Профессор Искандер Измайлов из Казани осветил взаимоотношения кипчаков и булгар. Дмитрий Тимохин из Москвы выступил с докладом «Кипчаки Хорезма в домонгольский период». Ильяс Кемальоглу (университет Мармара – г. Стамбул) прочёл доклад о русско-половецких связях,  а татарстанский ученый Ильнур Миргалеев посвятил свой доклад борьбе сына Чингисхана Джучи против кипчаков. Галип Гюнер (г. Кайсери – Турция) рассказал о важном месте  «Кодекса Куманикус» в кипчакском культурном наследии. Казахстанец Нурболат Богенбаев выступил по теме письменных памятников кипчаков-половцев. Доклад азербайджанки Айгюн Мамадовой был посвящен монетам Ильдегизидов, а турецкие ученые Мехмет Кылдыр и Адиль Йылмаз говорили о расселении кипчаков в регионах Кастамону и Мармара.

Я выступал одним из первых в секции «География»,  мой доклад был посвящен проблеме расселения кипчаков на Кавказе.  Рассказывал о расселении кипчаков хана Отрака в Грузии при Давиде Строителей. Наверняка  наши читатели помнят легенду, так замечательно переданную стихами Аполлона Майкова:

 

Ему ты песен наших спой,

Когда ж на песнь не отзовется,

Свяжи в пучок  емшан степной

И дай ему – и он вернется.

 

Я указал, что войска Отрака не только сражались в составе армии Грузии и расселились там, но  и что большинство вернулось на Дон, как сказано в стихот-ворении Майкова, а также о контроле донских кипчаков и над течением Кубани.

Говорил я и о так называемых дербентских кипчаках и возможном проникновении в их среду ислама.

Было много вопросов от слушателей докладов.   Большой зал был  заполнен работниками и студентами университета, а также просто интересующимися проблемой. Оживленная   дискуссия разгорелась между Владимиром Ивановым и Искандером Измайловым о том, какой народ составлял ядро населения Золотой Орды. Иванов утверждал, что кипчаки как господствовали в степи до монгольского нашествия, так и составляли большинство их населения вплоть до тимуровского нашествия. Измайлов утверждал, что  после нашествия из смешения  кипчаков с другими этносами сформировался новый – татарский этнос,  составивший большинство населения основной степной части Орды.   Спорили они и по вопросу интерпретации единичных находок в захоронениях XI века.   Было еще обсуждение  вопроса о том, являлись ли кипчаки одной народностью или это был союз племен, знали ли они, что они кипчаки и о соотношении этнонимов кипчак и куман. Всё это показывает, что проблема истории кипчаков остается актуальной, а конференции  и симпозиумы по ней вовсе не формальны и имеют значительный потенциал в контексте обмена мнениями и взаимного обогащения информацией. Как метко отметил один из исследователей: неверно считать кипчаков вместе с исчезнувшими народами, они растворились и теперь живут во многих народах. Живет и развивается кипчаковедение.

Завершился симпозиум выступлением основателя университета «Едитепе» бывшего мэра Стамбула Бедретдина Далана о вкладе тюркских народов в историю Евразии, о необходимости крепкой дружбы России и Турции и важности научных контактов.

Не могу не отметить очень насыщенную культурную программу. Мы посетили музей «Топкапы» и знаменитую «Голубую мечеть» («Султан Ахмед»).  Вечером 15 мая мы проплыли на прогулочном катере по Босфору и бухте Золотой Рог, от Азиатского берега к Европейскому и обратно. Нашим добрым другом на протяжении всего  симпозиума и культурной программы был один из организаторов мероприятия,  вице-президнт благотворительного фонда «Ильтериш» режиссер Музафар Кылыч.

Моё путешествие по Турции продолжалось недолго, и я, увы, не успел встретиться с  турецкими кумыками. Но, как и в прошлый раз в 2015 г.,на меня сразу же вышли местные карачаевцы. Они очень  активны. Нашим землякам там нужно брать с них пример  в плане сохранения собственной идентичности и культуры. Впрочем, турецкие карачаевцы и нас тоже считают своими соплеменниками.

С большой симпатией отзывался о кумыках известный казахстанский востоковед, доктор исторических наук, профессор Болат Кумеков.  Один из докладчиков Мехмет Кылдыр, оказывается, был преподавателем турецкого языка у бывшего редактора нашей газеты Камиля Алиева.  Кумыкским языком интересовался Галип Гюнер. Он знаком с Четином Пекаджаром. По моим впечатлениям, турецкие ученые и деятели культуры в целом знают кумыков сравнительно неплохо.  Простые турки знают о нас гораздо меньше, если вообще знают. Обычная их реакция: «Дагестан? Спортсмен Хабиб Нурмагомедов – Дагестан!» Правда, один торговец спросил, кто я. Когда я ответил, что из  Дагестана и мой народ говорит по-тюркски, он очень обрадовался и сказал, что его предки тоже родом  из Дагестана и сделал мне небольшую символическую скидку.

Забавный случай произошел уже в день моего отлёта в аэропорту «Истанбул». Смотрю на  женщин с большими баулами и понимаю, что они из нашей республики.

Подхожу, здороваюсь  и спрашиваю:

– Из Дагестана?

– Да.

– Къумукълар сама тюгюлмусуз?

– Альгьамдуллилагь, къу­мукъларбыз! – выпалила од­на из них.

Долго потом с доброй улыбкой вспоминал её выражение.

Любое путешествие обогащает новыми впечатлениями и знакомствами, но всегда хорошо возвращаться домой, к родному очагу.

 

Юсуп ИДРИСОВ