Байрам Абдуллаев о формировании реестра соцсетей

Главный редактор республиканской газеты «Нур» Байрам Абдуллаев:


– Отмечу, что с1 февраля 2021 года в силу вступил закон о «самоочищении» или о «самоконтроле» социальных сетей, благодаря которому в этой сфере у государственного регулятора появились новые правовые возможности, в соответствии с которым интернет-площадки сами обязаны выявлять и блокировать запрещенную информацию.

По словам предстателей Роскомнадзора, нововведения в законе позволят добиться оперативного удаления социально опасной информации, требующей немедленного реагирования, например, треш-стримов и другого социально опасного контента. В ситуациях, когда быстрота реагирования имеет ключевое значение для безопасности граждан, соцсети будут руководствоваться требованиями закона о самоконтроле.

Нововведения в законе предназначены для оперативного удаления деструктивного контента —  треш-стримов, призывов к суициду, насилию, цифровой буллинг и другой социально опасный контент.

Объемы деструктивного и противоправного контента в социальных сетях растут вместе с объемами информации, которые постят  пользователи. Согласно мониторингу, около 43 миллионов россиян сталкиваются с такими публикациями либо сами состоят в сообществах, распространяющих подобную информацию (при этом пятая часть, 8,5 миллиона, — это подростки или дети). Это чуть меньше половины всех пользователей Рунета — в феврале 2020 года аудитория русскоязычного сегмента интернета достигла 96,7 миллиона человек (90 % заходят в сеть каждый день). Еще около 60 % россиян признают, что сталкивались с кибербуллингом (подавляющее большинство уточнило, что после этого испытывало неприятные эмоции).

В настоящий момент в реестр социальных сетей включены Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, Youtube, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

При создании закона российские специалисты ориентировались на опыт зарубежных стан, в особенности опыт Германии, где такой закон и реестр действует уже несколько лет. Подобные системы также есть в Британии, Франции, с недавнего времени – в Турции.

Как вы считаете, в какой степени стоит использовать зарубежный опыт?

Зачем необходимы нововведения в законе и насколько важна скорость реагирования для безопасности граждан?