Атай  ГАДЖАКАЕВ:  «Помогаем обществу стать более гуманным и заботливым»

Комплексный центр социального обслуживания населения – это учреждение, оказывающее помощь нуждающимся – престарелым гражданам, инвалидам и другим категориям населения. В центрах работают специалисты, которые помогают решить проблемы, такие как обеспечение продуктами питания, организация досуга, защита прав и другие важные вопросы. Об этом мы поговорим с руководителем Центра социального обслуживания населения  (ЦСОН) в МО «Кумторкалинский район» Атаем Ибрагимовичем Гаджакаевым.

—  Ваша работа сложная. Ведь от того, как работает соцзащита, зависят сотни людей, которые не могут самостоятельно купить себе продукты и лекарства, сделать дома уборку или даже просто спуститься по лестнице.

— У нашего центра есть 4 отделения, мы предоставляем социальные услуги населению Кумторкалинского района как по форме надомного обслуживания, так и в полустационарной форме.  Ежегодно наши социальные работники предоставляют свыше 170 000 услуг.

К примеру, социально-медицинская услуга выражается не в прямом оказании лицензированной медицинской помощи, а в сопровождении, когда соцработник вызывает спец- автомобиль, принадлежащий нашему центру, и сопровождает человека в поликлинику и обратно домой, помогает добраться до медучреждения при плановой госпитализации, покупает лекарства в аптеке. Социально-трудовые и социально-правовые услуги заключаются в помощи при сборе пакета документов, в правильном составлении заявлений, обращений, в том числе и в ГКУ РД УСЗН в МО «Кумторкалинский район».

Наиболее востребованные услуги на дому – социально-бытовые. Сюда входят покупка за счет средств получателя услуг продуктов питания, промышленных товаров, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи, в приеме пищи, оплата квитанций, сдача вещей в химчистку.

— Сколько жителей района  являются получателями социальных услуг на дому и кто занимается оказанием этих услуг?

— В составе ЦСОН есть 2 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Сейчас 405 получателей социальных услуг находятся на обслуживании в этих отделениях, все 405 – граждане пожилого возраста и инвалиды.

В штате отделений 45 социальных работников, 4 специалиста по социальной работе и 2 заведующих отделениями социального обслуживания на дому. У нас полная укомплектованность штата в отделении, соцработники трудятся в полном объеме.

Также в нашем центре функционирует отделение социального обслуживания детей и семей с детьми, которое на сегодняшний день обслуживает более 200 получателей социальных услуг, это в том числе дети-инвалиды, семьи без средств к существованию, дети, возвращенные из Сирии,  и малоимущие многодетные семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Отделением ежегодно предоставляются около 3000 услуг, в штате  имеются социальный педагог, социальный психолог и 2 специалиста по работе с семьей.

— Расскажите, пожалуйста, кто имеет право на получение бесплатных социальных услуг на дому?

— Бесплатно получать социальные услуги на дому могут участники и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы участников и инвалидов ВОВ, люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов, несовершеннолетние дети, а также граждане, имеющие на момент обращения среднедушевой доход ниже или равный предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг.

Сегодня эта сумма для пенсионеров равна 12 093 руб. Эта величина устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.12.2023  № 498. За плату или частичную плату социальные услуги на дому оказываются гражданам, чей среднедушевой доход выше обозначенной величины.

— Как стать получателем социальных услуг на дому?

—  Основанием для рассмотрения возможности предоставления социальных услуг в форме надомного обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление. Подавать заявления можно в центр по адресу:  с. Коркмаскала, пр. Ленина, дом 4.

На первом этапе достаточно только заявления, затем комиссия проведет обследование помещения, где проживает потенциальный получатель социальных услуг, далее совместно с гражданином составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, где прописывается объем и регулярность предоставления социальных услуг. Срок действия договора устанавливается или самим гражданином, или его представителем. Количество оказания социальных услуг определяется стандартом, количество дополнительных платных услуг, не входящих в перечень гарантированных услуг, определяется самим получателем по желанию и необходимости.

— Расскажите о качестве предоставления услуг.

— Качество оказания социальных услуг контролируется на нескольких уровнях: внутренний контроль производится комиссией нашего учреждения, внешний – Министерством труда социального развития РД. Проверки проходят как планово, так и по обращению граждан.

Пожилые люди очень чувствительны к грубости, невоспитанности, поэтому немало внимания мы уделяем тому, что касается культуры общения соцработников с нашими бабушками и дедушками. Существует «Кодекс этики социального работника», и все работники  обязаны соблюдать его.  Ежемесячно мы проводим собрание коллектива и еще раз напоминаем, что доброе отношение к нашим подопечным лежит в основе оказания социальных услуг. В нашем учреждении, как и во всей социальной сфере, случайных людей нет. Если человек приходит к нам работать, но не может проявить тактичность, милосердие, он долго не продержится: профнепригодность проявится в нервозности, отторжении от этой среды. Так что те, кто работает у нас, прошли проверку самой социальной работой, и нам приятно слышать слова благодарности в адрес  наших социальных работников. По результатам проведенной оценки условий оказания услуг по таким  критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг, в том числе время ожидания предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников организации социального обслуживания; удовлетворенность качеством условий оказания услуг, а также доступность услуг для инвалидов в 2020 году, наш центр награжден Почётной грамотой Минтруда РД и  занял 2-е место среди комплексных центров социального обслуживания населения в РД.

— В чем состоит работа полустационара?

— Отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полустационарному типу и предназначается для оказания комплекса социальных услуг, направленных на социокультурную, бытовую, медицинскую, психологическую реабилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов.

Старость нельзя преодолеть, но её можно сделать счастливой, активной, интересной и наполненной смыслом. Именно такие цели ставят перед собой специалисты отделения дневного пребывания.

Работа отделения строится таким образом, чтобы в стенах отделения люди смогли преодолеть одиночество, их жизнь наполнилась бы новым смыслом, новыми впечатлениями, знаниями, умениями; чтобы были созданы условия для раскрытия творческого потенциала каждого человека, обратившегося в отделение, расширился круг их общения, они научились любить и ценить все самое лучшее в себе.

В отделении работает заведующий, медицинский работник, инструктор по трудовой терапии и специалист по социальной работе, которые готовы стать друзьями, помощниками, наставниками для граждан, находящихся на обслуживании. На сегодняшний день отделение, пожалуй, единственное в районе, предоставляющее тот спектр услуг, который соответствует взглядам, привычкам, культурным запросам людей старшего поколения и инвалидов.

Работа отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в полустационарной форме многогранна. Ежегодно двери отделения открываются для 60 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для социализации граждан пожилого возраста и инвалидов, поддержания их активной жизни, помощи в организации досуга, продления самореализации, нормализации их психологического статуса работа отделения строится по 6 направлениям.

Большое место в работе отделения отведено социально-медицинскому направлению в работе. С этой целью в отделении оборудован   тренажерный зал.

В рамках реализации программы «Доступная среда» помещения центра оборудованы всеми необходимым: пандусы, перилами для инвалидов, предупреждающие знаки, тактильные таблички, обозначения препятствий.

В рамках внедрения проекта «Социальный туризм» специалисты отделения разрабатывают новые экскурсионные маршруты для обслуживаемых.

Так получатели услуг отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в полустационарной форме обслуживания не раз посетили священные и туристические места в РД.

У многих граждан пожилого возраста есть высокая потребность в получении новых знаний.  На занятиях слушатели узнают о возможностях, которые открывает компьютер, учатся получать навыки работы в  интернете, писать электронные письма, находить и сохранять нужную информацию, общаться по скайпу.

— Расскажите о срочных социальных услугах.

— Срочные социальные услуги направлены на оказание помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, это своего рода «скорая помощь».  В этих целях в учреждении функционируют две мобильные бригады с охватом всех специалистов.

В центре активно функционирует дополнительная мобильная бригада по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в Кумторкалинском районе, в медицинские учреждения для выявления отдельно значимых болезней неинфекционного характера. За прошлый 2023 год выездной бригадой были доставлены на медосмотр 400 граждан пожилого возраста старше 65 лет.

– Планы центра на будущее?

– Планы на будущее составляются исходя из задач, решаемых центрами социального обслуживания: работа  с кадрами, контроль за работой структурных подразделений, повышение профессионального уровня сотрудников, наращивание и укрепление материально-технической базы центра.

Беседовал Жават ЗАКАВОВ