РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА


      Для России, как и для многих других крупных государств мира, всегда был характерен сложный и многообразный этнический (национальный) и религиозный состав населения.




Совместное проживание представителей многих культур и национальностей в нашей стране является особенностью России на всем протяжении ее многовековой истории. Многообразие культур в нашей стране выступало и выступает источником и условием ее развития, межнационального общения, взаимодействия культурно-исторических традиций, но также, одновременно, и источником проблем и противоречий в межэтническом взаимодействии, осложняющих в случае невнимания к ним конструктивное межличностное и межнациональное взаимодействие.



В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.



В данном документе отмечается, что для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.



Видоизменение роли религиозного фактора в наше время в совокупности с эффектом транснациональности диктуют сегодня необходимость формирования адекватных подходов и действенных методов противодействия экстремизму, в том числе религиозному, в современной России как новой нетрадиционной угрозе. Сущность религиозного экстремизма.



Религиозный экстремизм — это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им. Религиозно-мотивированная или религиозно-камуфлированная деятельность отдельных граждан, групп и сообществ носит явный или более-менее скрытый антиобщественный характер, в той или иной степени выражает неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения.



Основная цель субъектов религиозного экстремизма — признание своей религии главной, ведущей, и соответственно подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры.



В своей крайней форме проявления — религиозно-политический экстремизм (примером тому служит так называемое Исламское государство), -религиозный экстремизм направлен на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти исходя из провозглашаемых религиозных догматов, на нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на диктат в сфере выстраивания всей системы социальных отношений через возбуждение у граждан религиозной нетерпимости, прямой вражды и ненависти.



Экстремизм на религиозной основе проявляется как активная деятельностная приверженность в религии крайним взглядам и действиям при отрицании самого права и возможности кого бы то ни было исповедовать другую религию, строить свою жизнь на основе других религиозно-нравственных норм.



Поведенческую основу такого экстремизма составляют различные формы насилия, крайняя жестокость и агрессивность по отношению к представителям других конфессий, сочетающиеся с демагогией. Не меньшая нетерпимость и агрессивность наблюдается и по отношению к представителям «своего» религиозного круга, если те делают попытки отойти от соблюдения жестких религиозных предписаний, модифицировать их или так или иначе ослабить.



У терроризма нет национальности, терроризм не может иметь морального оправдания. Адепты терроризма скрывают экстремистские идеи под религиозной или политической идеологиями. Акт терроризма в основе своей является выражением насилия над всем обществом, а основным инструментом, который используют террористы, становится молодежь.



В связи с этим мы рекомендуем вести религиозное просвещение граждан Российской Федерации и особое внимание в этом процессе уделять подрастающему поколению, формируя не только знания основ религиозной культуры, но и ценностные ориентации, основанные на духовно-нравственных принципах, что составит их религиозную компетентность.



Среди информационно-пропагандистских (меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму) и культурно-образовательных (меры по формированию социально значимых ценностей в обществе и воспитанию толерантности) мер профилактики экстремизма и терроризма мы в первую очередь выделяем культурное, в частности религиозное, просвещение граждан Российской Федерации и в первую очередь — молодежи.



Наше государство, как и весь мир, уже на протяжении многих лет пытается найти эффективные меры противодействия терроризму, который действительно стал одной из главных угроз всему человечеству. Факторы религиозной радикализации и вовлечения молодежи в террористические организации.



Среди факторов, определяющих радикализацию и вовлечение молодежи в террористические организации, следует выделить, в первую очередь, безудержное распространение идеологии терроризма. Прежде всего — идей религиозно-политического экстремизма, лежащих в основе деятельности «Аль-Каиды» и всех её ячеек, включая «Иммамат Кавказ».



Свой вклад в идеологическую обработку молодых людей вносят и эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций. И действуют они как на территории республик Северного Кавказа, так и в центральной части России. А молодые люди, сегодня воспитанные в условиях современной клип-культуры, не имеют целостной картины мира, убеждений, элементарных знаний в сфере вероучений мировых религий, навыков религиозной культуры, и не способны противостоять навязыванию идеологии экстремизма.



Феномен радикализации уходит своими корнями в духовную сферу человека. Прежде чем действовать, человек должен выслушать, воспринять объяснение процессам и окружающей действительности, поверить этим объяснениям и сформировать свою собственную позицию, побуждающую его совершать одни поступки и воздерживаться от совершения других. То есть, например, прежде чем изготовить и заложить взрывное устройство, человек был подвергнут такой морально-психологической обработке, после которой он сам для себя решил и стал верить, в то, что это единственный выход из сложившейся ситуации.



В этой связи роль СМИ в формировании мировоззрения человека чрезвычайна высока. Террористы всегда стремятся использовать каналы масс-медиа и СМИ для распространения своих взглядов и информации о своей бандитской деятельности. Более того, они преследуют цель не только добиться освещения своих деяний, но и пытаются получить у журналистов признания законности и моральности своих действий, привлечь новых членов в террористические и экстремистские бандгруппы.



Особенностью современного терроризма является использование информационного воздействия как важного элемента манипуляции сознанием и поведением общества. Практически все террористические группировки имеют собственные масс-медиа, многие содержат свои интернет-сайты, на которых формулируют базовые определения, подсказывают выводы, задавая рамки толкования того или иного события, той или иной религиозной идеи. Необходимо способствовать распространению сведений, раскрывающих преступную сущность террористических и экстремистских организаций, просвещая граждан в культурном и религиозном отношении.



Анализ накопленных за последние десять лет данных НАК показывает, что основную часть лиц, встающих на путь радикализма и насилия, составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, когда идет процесс активной социализации, формирования убеждений и в целом мировоззрения. Бандподполье не снижает активности по рекрутированию в свои ряды новых членов из этой категории населения, подвергая ее целенаправленной идеологической обработке. При этом преимущественно используются идеи религиозного или национального экстремизма либо недовольство сложной социально-экономической ситуацией в регионах своего проживания. Жертвами религиозного экстремизма могут стать дети и подростки любого возраста, воспитывающиеся как в проблемных, так и во вполне благополучных семьях. Анализируя случай сбежавшей в Стамбул москвички Веры Карауловой, адвокат Александр Карабанов отмечает, что радикалы ведут скрытую работу с российской молодежью, применяя специальные психические техники. При этом, подчеркивает А. Карабанов, сами родители подчас абсолютно не понимают, чем живут их дети, что происходит вследствие утери психологического контакта и доверия в семье.



Детский психолог Александр Шадура уверен, что возрастающая популярность радикальных религиозных учений во многом вызвана тем, что в организациях, где они пропагандируются, подростки получают необходимое им внимание и сочувствие к своим проблемам.



«В таких религиозных сообществах молодого человека готовы выслушать, а иногда — и прийти ему на помощь. Кроме того, там есть сильные личности, с которыми юноши и подростки могут себя отождествлять. В определенном возрасте подростку это важно, особенно если в его окружении нет сильных мужских фигур», — указывает А. Шадура.



Поэтому большинство экспертов обращают внимание на то, что противодействовать росту влияния радикальных религиозных учений необходимо и на уровне семьи, и на уровне государства. А это означает, что необходимо, и это, прежде всего, чтобы родители имели возможность больше уделять внимания своему ребенку. Это зависит не только от мамы с папой непосредственно, но и от работодателя — ведь необходимо, чтобы у них было время на своих сыновей и дочерей. Кроме того, представителям нашего общества надо учиться быть родителями в современной, очень непростой социальной и политической ситуации, привыкать нести полновесную ответственности за детей.













































УГРОЗА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ И ПСИХИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ МОЛОДЕЖИ СО СТОРОНЫ СЕКТ





Одной из разновидностей радикальных религиозных структур является секта.



Каждая тоталитарная секта претендует, прежде всего, на роль некой эрзац-семьи, призванной заменить семью подлинную. Это делается при помощи вытеснения семейных привязанностей и разрушения семейных уз. Неукоснительное следование вероучительной практике и обрядности сект может представлять серьезную угрозу жизни и психике человека. При этом его проявления варьируются от той или иной степени психологического и материального ущерба до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности.



Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы. Экспансия сект, деятельность которых сопряжена с элементами экстремизма, сегодня представляет для государства и общества не меньшую опасность, чем открытые проявления экстремизма. Необходимо учитывать, что деструктивные религиозные организации сегодня зачастую прикрываются статусом общественных организаций, этнокультурных, образовательных, психологических центров. Что ждет детей в сектах, сегодня хорошо известно. Это и голод (под видом поста), и вредные для детского организма, доводящие до полного истощения, так называемые безбелковые диеты, и изнурительные медитативные практики, изменяющие, а скорее, корёжащие сознание, и всевозможные болезни при отсутстви инастоящей медицинской помощи, заменяемой «космическими энергиями», «эстетотерапией», и избиения, и прочее.



Во многих известных тоталитарных сектах («Семья», «Богородичный Центр», «Международное Общество Сознания Кришны») совершается прямое насилие над детьми, их развращают, заставляют вступать в половые связи с лидерами сект, принуждают к гомосексуальным связям. Основатель порноцентричной секты «Дети Бога» («Семья») Дэвид Берг одобрял и даже поощрял детскую порнографию, которую производили внутри секты. В результате у детей, воспитанных сектантами, кроме физиологических, как правило, наблюдаются глубокие психоэмоциональные отклонения. Подобное воспитание строится, исходя из законов «сектантской педагогики»: строгое подчинение родителям и наставникам, запрет на светское образование и общение с детьми, не принадлежащими к группе, обязательное прочтение и заучивание религиозной литературы (выпускаемой идеологами данного учения), запрет на развлечения и пр.



Огромный ущерб, причиняемый тоталитарными радикальными религиозными организациями и сектами семьям и семейным взаимоотношениям, может быть определен в следующих аспектах:

 


— разрушение семейных традиций и семейной целостности, провокация конфликтов и разводов, нивелирование и уничтожение семейных ценностей;



— увеличение числа социальных сирот — детей, брошенных родителями-сектантами;



— отказ от родительских обязанностей или их халатное выполнение, равнодушное и безразличное отношение к собственным детям и родителям;



— ухудшение здоровья членов семьи (неполноценное питание, отказ от оказания квалифицированной медицинской помощи и др.);



— увеличение числа суицидов по религиозным причинам;



— увеличение числа больных, страдающих серьезными психическими расстройствами;



— принуждение к разделу имущества (размену и продаже квартир, прочей недвижимости);



— физическое и психологическое насилие, осуществляемое против своей семьи по религиозным мотивам, особенно это касается воспитания детей «в религиозном духе»;



— ограничения в получении образования в «светских» учебных заведениях;



— нарушение социальных прав граждан в целом.



Таким образом, кризис семьи в современном обществе усугубляется разрушением основ семьи религиозными экстремистскими организациями, сектами и религиозными фанатиками. Традиционные религии, с их богатым духовно-воспитательным потенциалом, могут выступить в качестве противовеса этой угрозе. Однако светский характер государственных образовательных учреждений и организаций ограничивает эти возможности. Поэтому выходом сегодня является грамотное религиозное просвещение молодежи. Особенно актуален вопрос религиозного просвещения на Северном Кавказе, так как в его ментальном пространстве взаимодействуют различные религиозные культуры.





ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ



В связи с этим процесс религиозного просвещения в современных условиях мы рекомендуем понимать с точки зрения трех подходов.



Во-первых, как постоянное информирование российских мусульман о негативных явлениях, связанных с политизацией ислама и эволюцией радикальных течений, использующих ислам.



Во-вторых, это — информирование мусульман о традиционных мазхабах, получивших распространение в Российской Федерации, которые отрицаются представителями исламистских организаций.



По данным НАК в России наибольшее распространение получил ханафитский мазхаб. Граждане РФ и в первую очередь молодежь должны знать об этом. Основателем мазхаба является выдающийся исламский деятель, имам Абу Ханифа. Он родился в 702 г. н.э. в Куфе (Ирак). Его отец был торговцем шелком, персом по происхождению, принявшим Ислам в период правления Хуляфа Рашидун (Праведных Халифов). Абу Ханифа начинал изучать философию и диалектику, известные как Ильм Аль-Калям, но, освоив различные дисциплины в этой области, он оставил ее и стал глубоко изучать Хадисы и Фикх. Имам Абу Ханифа создавал свой метод преподавания на принципе Шуры (т.е. коллективного обсуждения, совещания). Он знакомил своих учеников с какой-либо правовой проблемой как предметом для обсуждения, а также приказывал им письменно фиксировать принимаемые решения во всех случаях, когда они достигали единой точки зрения. Они также вели дебаты по гипотетическим (предполагаемым) проблемам и вырабатывали решения, руководствуясь таким принципом, как подготовка к проблеме, т.е. готовность встретиться с проблемой еще до того, как она возникнет.



Среди источников исламского права Абу Ханифа использовал метод Кийяс (дедукция по аналогии). Этот высоконаучный метод рассуждений указывает на умеренный характер ханафитского мазхаба. Однако по определенным политическим заказам данный метод может быть использован в достижении далеко не религиозных целей. Распознать и противостоять экстремистским идеям может только образованная с устойчивым мировоззрением личность.



Поэтому современный исламовед Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи делает небольшой экскурс в историю ислама, ибо в ней «есть поучение и назидание для людей разумных». Известный историк первых поколений мусульман Ибн Хишам в своём «Жизнеописании Пророка» упоминает, что ещё на заре распространения ислама самые почитаемые люди из курайшитов, являвшиеся



тогда язычниками, после нескольких неудачных попыток отговорить Пророка от посланнической миссии, собрались, чтобы поговорить с ним и предложили ему следующее: «О Мухаммад! Если ты пришёл с этим делом, желая получить богатство, то мы соберём для тебя богатство, и ты станешь самым состоятельным среди нас. Если ты хочешь этим завоевать почёт среди нас, то мы сделаем тебя господином над нами. Если ты добиваешься этим власти, то мы сделаем тебя царём над нами…» и т.п.



Однако Посланник Аллаха отказался от богатства, предводительства и власти. Пророк не сказал: давайте-ка я сперва возьму всё то имущество и власть, которые они предлагают мне, стану богатым и почитаемым человеком, а затем с помощью своих богатств и власти стану распространять призыв к религии Аллаха и сформирую хорошее, гуманное общество. Мухаммад выбрал для этого другой путь: путь призыва к знаниям и вере, путь просвещения и воспитания своего народа.



Первые слова, обращенные к Посланнику Аллаха при ниспослании Откровения, были: «Икра!», что означает: «Читай! Изучай! Исследуй!». Однако спустя некоторое время после кончины пророка в истории ислама имели место такие же смуты, какие происходят и в настоящее время. Например, первая смута случилась в 656 году во времена правления Хали-фатом Усмана бин Аффана. Вследствие этой смуты был убит повелитель, и было положено начало расколу мусульманской общины на суннитов и шиитов. Другая смута имела место в эпоху четвёртого халифа Али бин Абу Талиба и была посеяна хариджитами — раскольниками и сепаратистами. Несомненно, зачинщики этих смут стали жертвами крайностей, радикализма. Ислам в своих вероубеждениях и правилах поведения основывается на умеренности. А понять пределы умеренности в нём возможно только посредством норм и мерил истинных знаний. Как пишут историки и богословы, в частности, шейх Рамадан аль-Бути, большая часть мятежников состояла из грубых, невоспитанных, непросвещённых молодых людей. Они не обладали теми мерилами религиозных знаний, посредством которых могли отличить истину ото лжи. Это привело их к обвинению халифа Али в неверии и его убийству.



Основной движущей силой и жертвами в этих смутах была непросвещённая в вопросах религии молодёжь. В наше время история повторяется.



Во-первых, те, которые по той или иной причине оказались в рядах радикалов и экстремистов, в основном это молодые люди, рождённые в 80-е годы.



Во-вторых, в настоящее время есть множество государств, которые весьма состоятельны в материальном отношении. Однако наличие лишь богатства без облагораживания нравов и просвещения народа не достаточно для того, чтобы представители этого общества жили в гармонии, мире и согласии.



Жители многих указанных государств, несмотря на своё материальное состояние, достигли пика духовно-нравственной деградации, где, к примеру, понятия «мать» и «отец» заменили на «родитель 1» и «родитель 2».



По мнению Мухаммада Гаджиева аль-Инчхи у подобных государств нет и не может быть будущего, и история является тому свидетелем.



Чтобы прийти к просвещённой, а значит и мирной России, необходимо обучать наших детей культуре, основам вероучений религий, исповедуемых как в России, так и в мире, воспитывать их на основе духовно-нравственных ценностей.



Третье понимание религиозного просвещения состоит в поддержании тенденции усиления православного образования граждан РФ. Этот императив связан с тем, что российскому обществу и государству угрожает противник, исповедующий радикальную религиозную идеологию. Поэтому только общество с мощным духовно-нравственным мировоззрением способно грамотно организовывать защиту и проводить гражданские антитеррористические мероприятия. Безусловно, здесь существует риск повернуть вектор общественного развития в сторону, как некоторые эксперты полагают, клерикализации жизни. Тем не менее, мощный религиозный стержень общества и государства, который в то же время не является тоталитарно господствующим, способен в идеологическом плане, в плане менталитета и поведения противостоять радикальному экстремистскому движению, выступающему под флагом любой религии.



В связи с вышесказанным мы рекомендуем этническим православным и этническим мусульманам Российской Федерации укреплять свое религиозное мировоззрение. Жизнь в рамках религиозной системы уравновешивает поведение граждан, делает его более предсказуемым и стабильным.



Наряду с этим религиозное мировоззрение, например, православное, учит относиться к любому противнику с христианской любовью. Такова заповедь преподобного Феодосия Киево-Печерского, сказавшего киевскому князю Изяславу: «Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали… Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, — будет ли то еврей или турок, или латинянин, ко всякому будь милосерден. Избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только… О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется». Завещание преподобного Феодосия является лишь одним из примеров проявления христианского милосердия к ближнему, независимо от его религиозного или этнического происхождения. Протоиерей Александр Дягилев приводит фразу из Евангелия: «Вам не удастся посеять в моей душе чувство ненависти» и комментирует, что человек, который творит зло, он творит зло прежде всего себе самому. Это христианский подход. И человек, который делает нам зло, готовит себе место в аду, а мы, как христиане, не можем радоваться тому, что кто-то собрался в ад. И на этом основана идея молитвы о врагах. Мы молимся о том, чтобы Господь дал им благо, и это благо, в первую очередь, заключается в покаянии, осознании того, что они натворили — это суть христианского подхода. Данная заповедь не исключает, а вполне согласуется с церковным одобрением защиты Отечества. Защитники Отечества, участвующие в оборонительной войне, готовы положить «жизнь свою за други своя». Ведь за христианское Отечество, Московское Царство или Российскую империю, воины умирали как за Христа. И тот же преподобный Феодосий по этому поводу напоминает: «Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе».



Другой важный компонент развития православной религиозно нравственной системы — упование на силу молитвы, через которую Создатель Господь и перелагает Свою милость на обращающихся к нему, что является мощной душевной силой, сохраняющей целостность и цельность личности, ее внутренний духовный, мировоззренческий стержень.



Своими терактами экстремисты стремятся укрепить страх в обществе и в умах людей, парализовать всякую волю к сопротивлению. Сила молитвы позволяет православным гражданам России регулировать свое поведение, вырабатывать гражданскую позицию в отношении проявлений экстремизма и терроризма. Столкнувшись с такой силой духовного противостояния, радикальные движения не смогут подавить гражданский дух России. Протоиерей Александр Дягилев в связи с этим приводит слова митрополита Илариона о том, что роль религии в Российском обществе должна быть усилена, в том числе, и для профилактики терроризма. Дело в том, что террористом становится человек, внутренне незрелый, с неустоявшейся психикой, человек, который может быть напичкан этими фанатичными знаниями, не умеющий критически мыслить, человек, которого можно просто обмануть. У христианского апологета XX века К.С. Льюиса есть высказывание: «Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно даёт ей новые возможности и добра и зла. Отсюда идут две дороги: к святости, любви, смирению и к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди». Он фактически говорит о рисках, сопутствующих религиозному просвещению. Они могут актуализироваться, если к религиозному просвещению подходить формально. Поэтому главной задачей образования, по мнению настоятеля храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в г. Ставрополе священника А. Скрынникова, является не только получение качественного образования, которое, безусловно, важно для школьника или студента, сколько дать обучающемуся правильный образ. Образ поведения и восприятия окружающей действительности. И этот должный образ дает нам традиционная культура. Знание основ своей традиционной культуры, основанной на традиционной религии, может уберечь подрастающее поколение от рокового шага.



Если педагоги и священнослужители смогут донести до молодежи, что обижать слабого, женщину, старика или ребенка есть мерзость перед лицом Бога и народа, то это будет реальная работа в сфере религиозного просвещения граждан России, результатом которого является религиозная компетентность.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля