Недавно в печати вышла книга под общей редакцией «Ташав-хаджи из Эндирея – герой Кавказской войны» Гасана Магомед-Расуловича Оразаева и Исмаила Ибрагимовича Ханмурзаева. И сразу же это издание привлекло самое широкое читательское внимание. В связи с этим мы решили обратиться за комментариями к одному из его редакторов – научному сотруднику отдела востоковедения Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Исмаилу Ханмурзаеву.
– Поздравляю вас с выходом долгожданной книги. Она уже стала бестселлером.
– Спасибо за поздравления!
– Наверное, испытывали волнение, когда в первый раз взяли в руки эту книгу?
– Сейчас уже нет такого волнения, которое могло быть, если бы она была издана еще 8–9 лет назад. Дело в том, что книга была написана давно и лишь ждала своего издателя, потому теперь осталось лишь небольшое волнение от мысли о том, как она будет воспринята читателем.
– Как видим, принята она была очень хорошо. Хотелось бы напомнить читателям, кто такой Ташав-Хаджи Эндиреевский, и определиться, в чём именно актуальность изучения его религиозно-политического и творческого наследия.
– Ташав-хаджи ал-Индири (из с. Эндирей) в первую очередь неравнодушный человек, один из самых знаменитых кумыков того времени. Ташав-хаджи – выходец из узденской семьи Эндирея, который, пройдя курс религиозного обучения у самых лучших знатоков религии того периода, становится известным мусульманским ученым. Он обучался также у знаменитого на весь Кавказ суфийского проповедника Мухаммада Ярагского. Обстановка, складывающаяся в тот период, не могла оставить его равнодушным, и он принял деятельное участие в общественно-политической жизни. Он соратник первого имама Газимухаммада. По поручению своего наставника – шейха Мухаммада-эфенди Ярагского он отправляется в Чечню, где проповедует среди местного населения. Авторитет его был столь высок, что он рассматривался в качестве основного претендента на имамство наряду с имамом Шамилем после смерти Гамзат-бека. Ташав-хаджи является шейхом накшбандийи и кадирийи. По кадирийи он был наставником известного чеченского деятеля Кунта-хаджи Кишиева.
Его творчество прежде всего носит религиозный характер. Тем не менее и религиозные работы также являются литературным наследием, и его надо изучать. Практически все его произведения написаны на арабском языке, конечно, есть среди них и на кумыкском языке. В этом плане нами проводится работа по переводу этих произведений на русский язык. Но это достаточно трудоемкий процесс. Надеюсь, нам удастся издать сборник его произведений с переводами.
– Что нового сможет узнать из вашей книги читатель?
– В книгу вошла прежде всего диссертационная работа Анны Борисовны Закс. Она, считаю, очень хорошо справилась с работой. Особенно хорошо ей удалось передать общественно-политическую обстановку того времени. Очень интересна ее работа «Как я защищала диссертацию и пыталась ее опубликовать». В сборник включены три мои статьи. Кроме того, в ней представлены статьи о Ташав-хаджи Адиль-Герея Гаджиева, Алава Алиева, Абдул-Кадыра Абдулатипова и Лейлы Шабаевой. В состав сборника включены стихи на кумыкском языке, посвященные Ташав-хаджи. Особенно интересны документальные материалы и письма Ташав-хаджи. В работу вошла библиография о жизни, творчестве и политической деятельности ал-Индири, подготовленная Гасаном Магомед-Расуловичем Оразаевым.
– Увы, совсем недавно от нас ушел наш величайший труженик Гасан Магомед-Расулович. Он всегда мне напоминал Абусуфьяна Акаева, изданием наследия которого он среди прочего занимался в течение трёх десятилетий. Я думаю, что у него самого немало осталось неизданных произведений. На что могут обратить внимание меценаты?
– Гасан-агъай действительно был великим тружеником. Это ученый, который глубоко знал свое дело. К сожалению, не все его проекты получили поддержу. Знаю, что после него остались практически готовыми несколько книг, а их издание достаточно затратный процесс.
– Да, очень тяжело нам всем теперь придется без Гасана Магомед-Расуловича. Знаю, что у книги непростая судьба. Расскажите, какие препятствия вы с ним встретили на пути к выпуску труда о Ташав-Хаджи?
– Во-первых, было сложно достать диссертацию Закс. В этом деле огромную работу провел Хабибулла Алханаджиев. Не побоюсь сказать, что половина работы над этим сборником, а именно работа с диссертацией Закс, состоялась благодаря его усилиям. Им была заказана фотокопия этой диссертации, которая оказалась очень плохого качества. Видимо, и бумажный оригинал был такого же качества, что неудивительно, ведь автор работала над ней в годы войны. Хабибулла восстановил ее практически по буквам.
Во-вторых, после того как был готов сборник, прошел обсуждение в научном совете Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, почти 8 лет он лежал, так как не было финансирования. И наконец в этом году благодаря помощи Надирсолтана Абдурахманова эта книга увидела свет. Пользуясь случаем, хочу засвидетельствовать ему еще раз свою благодарность.