Слово о наставнике (К 85-летию Барият Магомедовны Алимовой)

Статьи Ёлдаш
21 ноября 2022 в 18:44 17
Грядущий 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В преддверии этого события хотелось бы рассказать о наставнике молодых ученых Барият Магомедовне Алимовой, первой женщине из Кайтага, докторе исторических наук, заслуженном деятеле науки РД, которой 16 ноября 2022 года исполнилось 85 лет.

Барият Магомедовна Алимова родилась 1 августа 1937 года в селении Маджалис Кайтагского района ДАССР в семье Магомеда и Гульдесеп Темирхановых.

Барият Магомедовна с детства была любознательной и смышленой, слушала сказки, народные предания, притчи, легенды на родном кумыкском языке, что развивало её память и прививало любовь к фольклорному наследию. Все, что впитала Барият Магомедовна в раннем детстве, помогло ей определиться в выборе будущей профессии. Желание изучать культурное наследие народов Дагестана и привело в науку.

Предтечей в большую науку стало исследование творческого наследия дагестанских ашугов, которое проводила Барият Магомедовна Алимова по поручению Председателя Союза писателей ДАССР, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, будучи методистом Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. В результате Б. Алимовой были опубликованы сборники стихов Агая Капланова, Джамисапа Саларова и Султана Саидова.

Влечение к познанию нового, неизведанного привело Барият Магомедовну в мир науки. В 1974 году она аспирантка ДагФАН СССР, её научный руководитель – крупный ученый-кавказовед, основатель и первый зав. отделом этнографии ДагФАН СССР, д.и.н., проф., заслуженный деятель науки РФ и РД С.Ш. Гаджиева. Опытный и прозорливый ученый Сакинат Шихамедовна скоро заметила в Барият Магомедовне такие необходимые для ученого качества, как трудолюбие, пытливость и любознательность.

Феноменальная память, способность мгновенно улавливать суть явлений, необыкновенная собранность, пунктуальность, четкое планиро-вание своего труда сделали возможным уже в 1976 году досрочную защиту кандидатской диссертации «Брак и свадебные обычаи кумыков в прошлом и настоящем (конец XIX–XX в.)» в ИЭА им. Миклухо-Маклая (г. Москва).

Новоиспеченный кандидат наук сразу вливается в научные ряды отдела этнографии. Вместе с этнографами она направляется в этнографические экспедиции, публикует научные тезисы и статьи, принимает участие в конференциях и симпозиумах. За годы работы в отделе этнографии Барият Магомедовна изъездила весь Дагестан, посетила самые отдаленные его уголки.

Своими познаниями в этнографии Барият Магомедовна щедро делилась с молодежью, она подготовила не одно поколение молодых ученых, являлась руководителем шести аспирантов, которые, успешно защитившись, преподают в вузах и трудятся в НИИ. Её товарищескую поддержу чувствовали и начинающие научные сотрудники. Безграничная любовь и преданность науке, огромное трудолюбие и профессиональное кредо Барият Магомедовны «Доводи дело до конца!» являются примером для подражания молодежи.
Барият Алимовой опубликовано более 200 научных трудов. Она автор тринадцати монографий. Её публикации размещены в известных российских энциклопедических изданиях «Народы России», «Народы мира», «Энциклопедия культур народов Юга России», «Народы и религии мира», «Народы Дагестана», а также в зарубежных – «Энциклопедия мировых культур» (США).

Алимова Барият Магомедовна первой из дагестанских этнографов приступила к исследованию малочисленных народов Дагестана. В книге «Табасаранцы (XIX – начало ХХ века): Историко-этнографическое исследование» Б. Алимова рассматривает историю и этнографию народа как бы в двух ипостасях: с одной стороны, табасаранцы изучаются как самостоятельный народ, этнос, этнокультурное самостоятельное единое целое, с другой – как один из дагестанских народов, входящих в дагестанскую историко-культурную и этнокультурную общность. В этнографической части работы Б. Алимовой освещены основные занятия табасаранцев, показан высокий уровень земледельческой и скотоводческой культуры, представлена социально-экономическая природа поселений, экологическая привязанность, обусловленность и форма (архитектурно-ландшафтный облик), описаны типы жилищ, основные материалы, планировка, особенности кровли, хозяйственного комплекса и т. д. Барият Магомедовне удалось проследить связь истории жилища и поселения с эволюцией общественного и семейного быта.

Другим не менее интересным разделом является раздел, посвященный общественному быту и жизни табасаранцев. Барият Магомедовна смогла показать высокую общественно-политическую культуру табасаранцев, развитость общественных институтов и традиций, разнообразие и разработанность общественно-бытовой обрядности и др.

С такой же научной достоверностью и тщательностью написана другая книга Б. Алимовой «Кайтаги. XIX – начало ХХ в.». Будучи уроженкой Кайтага, Барият Магомедовна подробно описывает все нюансы бытовой и духовной культуры кайтагов.

В сфере научных интересов Б. Алимовой оказалась система питания тюркоязычных народов Дагестана, которую она рассмотрела с культурологической точки зрения, придав казалось бы, заурядным предметам народной культуры – хлебу, напиткам и т. п. – научно осмысленную весомость. Её рассуждения на эту тему нашли отражение в монографии «Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале ХХ в.».

Б. Алимова, используя большой фактологический материал, выявляет генетические корни отдельных элементов культуры питания и отдельных блюд, определяет основные факторы становления и развития этнокультурных особенностей, место и роль культурных традиций, направление и степень этнокультурного взаимодействия тюркоязычных народов Дагестана, прослеживает влияние специфики социальной истории на культуру питания этих народов. Кроме того, проведены широкие культурно-исторические параллели с соответствующими формами традиционной культуры других народов Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья, тюркоязычного населения России, ближнего и дальнего Зарубежья (Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, мусульманского Востока) с целью выявления этнических и локальных вариантов традиционной культуры питания и пищи в плане их истории и эволюции.

Еще раз хочется отметить, что подобное исследование пищи и культуры питания тюркоязычных народов Да­гестана было проведено впервые. И логическим завершением многолетних изысканий в области системы питания стала защита докторской диссертации Б.М. Алимовой «Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX – ХХ вв.: Общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий» в 2003 году.

Барият Магомедовна всегда в непрерывном научном поиске. Её творческая энергия, стремление к новым свершениям, широкий научный кругозор, солидный опыт позволили ей взяться за написание капитального труда «Этнография Дагестана».

Научные достижения Барият Магомедовны отмечены наградами (медаль «За доблестный труд» (1970), Грамотой Президиума РАН (1999), Почетными грамотами ДНЦ РАН и ИИАЭ) и высоким званием «Заслуженный деятель науки Дагестана» (2006).

Барият Магомедовна - яркая личность, её эрудиция, энциклопедические знания, поразительно цепкая память, невероятная трудоспособность, высочайшая порядочность, бесконечная преданность науке снискали ей заслуженное уважение и авторитет среди коллег и её учеников.

Барият Магомедовна, 85 лет – прекрасная дата! Желаю Вам крепкого здоровья, жизненной энергии и бодрости духа, новых творческих идей и сохранения на долгие годы присущей Вам способности радоваться успехам коллег и учеников!

Мадина ГИМБАТОВА,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Института истории, археологии и этнографии
Дагестанского федерального исследовательского центра РАН