ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА
Известный кумыкский писатель Магомед-Наби Халилов обрел широкую известность в 1990-е годы, является автором около десятка поэтических книг. В поздний период своей деятельности обратился к художественной прозе. Его перу принадлежат рассказы, очерки, регулярно публикующиеся на страницах республиканской прессы. Наиболее крупным его произведением является роман «Сали Сулейман» (2015), удостоенный Государственной премии Республики Дагестан по литературе (2019).
Роман «Сали Сулейман» посвящен судьбе легендарной личности, запечатленной в народной памяти, – Магомед-Маме Махтуллаеву, имевшему прозвище Сали Сулейман, обладавшему недюжинной физической силой, являвшемуся мастером народных единоборств. В этой связи в русле традиционных национальных представлений о герое М.-М. Махтуллаев, как и подобные ему представители родного края, к примеру его земляк Алклыч Хасаев, в народном сознании воспринимается как выдающаяся личность.
В романе М.-Н. Халилова объектом изображения является один из периодов жизни главного героя, спортивного борца, силача, циркового артиста Магомед-Мамы Махтуллаева, охватывается время с момента его рождения до 1920 года (даты его жизни: 1880–1972 гг.). По существу, произведение завершается временем, когда М.-М. Махтуллаев находился на пике своей спортивной, цирковой деятельности.
Характерной приметой сюжета является линейность, последователь-ность в подаче событий, хронологическое изложение биографии героя. Данная парадигма художественного осмысления реального лица, перипетий его жизни продиктована стремлением отразить эволюцию, рост личности. Авторская логика подчинена идее обоснования поступков, решений, побед своего героя, создать его цельный, запоминающийся яркий портрет.
Рождение, детские годы центрального образа обрисованы в русле восточных традиций, повествований о героях, с высвечиванием «чудесных» черт персонажа. Так, в частности, повивальная бабка, принимавшая роды его матери, восторгаясь крупными формами новорожденного младенца, как бы предрекает его будущее, называя его «кочапом» – богатырем.
В физическом развитии он опережает своих ровесников, уподобляясь сказочным богатырям, растет словно не по дням, а по часам. В три месяца ему удается развязаться от бечевок люльки, в шесть месяцев он начинает ходить, а в годовалом возрасте катает камни, найденные во дворе. Первый героический поступок он совершает в семь лет, спасая утопающего. Таким образом, базируясь на традициях фольклорных эпических повествований, М.-Н. Халилов подчеркивает изначально неординарность, богатырские способности юного Магомед-Мамы. Аналогичный оттенок имеют и описания его первых побед в метании камней, в борцовских единоборствах.
М.-М. Махтуллаев довольно рано стал публичной личностью, получил известность сначала в родном селе Нижнее Казанище, затем и в Дагестане, обретя прозвище «Мама кочап» – Мама-богатырь. Его известность и популярность росли с каждым годом.
М.-Н. Халилов изображает своего героя не только как атлета, обладающего физической мощью, отменными спортивными данными, но и как человека порядочного, отзывчивого. Магомед-Мама по мере возможности помогает неимущим, откликается на чужую боль. В этих аспектах также проявляется оперирование писателем сложившимися традициями – народной прозы, восточной классики, предшествующей дореволюционной национальной словесности. Идеализация героя осу-ществляется органичным сочетанием его геройских поступков, неординар-ных успехов на профессиональном поприще и нравственных черт, вос-ходящих к исконной национальной морали, этике.
Судьбоносным для Магомед-Мамы стал приезд в начале минувшего столетия в город Темир-Хан-Шуру (ныне – город Буйнакск), являвшийся в то время столицей Дагестана, цирка И. Максимова из Санкт-Петербурга. Если быть точнее, участвовавший в этом цирковом шоу всемирно известный атлет Иван Поддубный увидел в молодом М.-М. Махтуллаеве почти зрелого мастера единоборств. По версии автора, И. Поддубный предложил Магомед-Маме заняться любимым делом на профессиональном уровне, поехать с ними с этой целью в Петербург, где располагался цирк И. Максимова.
Магомед-Мама принял это предложение. Результаты не заставили себя долго ждать. На крупном международном турнире, состоявшемся в Турции, он стал победителем. Победа над известным у себя на родине и за его пределами турецким спортсменом обусловила его почетное прозвище Сали Сулейман, что означало лучший, непревзойденный.
Спустя некоторое время М.-М. Махтуллаев свое высокое реноме подтверждает на официальных международных турнирах. Так, он дважды становится победителем на международных первенствах по французской борьбе (ныне так называется классическая борьба), состоявшихся в начале минувшего века в Италии (Флоренция) и Франции (Париже).
В начале XX века спорт и цирковая деятельность часто совмещались, взаимодополнялись. Более того, участие в цирковых шоу способствовало популярности атлетов. Примеры Ивана Поддубного и дагестанца М.-М. Махтуллаева служат наглядным тому подтверждением. Будучи спортсменом и цирковым артистом, М.-М. Махтуллаев объездил многие страны Европы, бывал в Америке. Достоинством романа М.-Н. Халилова является то, что писателю удается отразить накал страстей, эмоциональную напряженность турниров, цирковых шоу, проходивших при массовом стечении народа. Автор стремится показать психологическое состояние своего героя, подчеркнуть волевые качества, силу его духа, оттеняя при этом стойкий нравственный стержень его характера.
Образ М.-М. Махтуллаева писателем дан в различных ипостасях, в определенной последовательности и структурированности. В романе высказана мысль о том, что парень из Дагестана стал одним из представителей культурной элиты Петербурга. Об этом не говорится напрямую, а отражается через его многочисленные знакомства, связи, дружбу. Так, например, когда М.-М. Махтуллаев, получивший ранения в столкновении с тигром, напавшим на него при прохождении мимо вольера с животными, лежал в больнице, его проведать приходили именитые люди, известные деятели литературы и искусства, в частности писатель А. Куприн, певец Ф. Шаляпин.
М.-М. Махтуллаев, будучи представителем спорта, циркового искусства, являлся органической частью культурной среды столицы России. Пред-ставительный, элегантный вид, как свидетельствуют и его фотографии, приведенные в книжном издании романа, вместе с коммуникабельностью, общительностью определяли его привлекательность, вызывали неподдель-ный интерес окружающих к его персоне.
Наряду с профессиональной деятельностью удачно складывалась и личная жизнь М.-М. Махтуллаева. Очевидно, что он, участвуя в деятельности цирка, был вхож в семью И. Максимова, дочери которого в качестве акробатов также участвовали в зрелищных шоу. К одной из его дочерей – Лиде – у него зародились искренние чувства, которые были взаимны. Выбор дочери был желанным и для ее родителей. В итоге отцом невесты была организована свадьба в Петербурге; так влюбленные соединились брачными узами. Такого рода переходы от одной сюжетной линии к другой, в данном случае сугубо частной, интимной, определяют своеобразный ритмико-интонационный рисунок романа М.-Н. Халилова.
Жизнь Магомед-Мамы шла размеренным чередом, судьба была благосклонна к нему. Однако революционными катаклизмами 1917 года был прерван размеренный ход событий как жизни героя романа, так и всей страны. Зрелищные единоборства на фоне политических перемен утратили свою привлекательность. Когда власть большевиков утвердилась окончательно, М.-М. Махтуллаев по предложению одного из своих коллег решил переехать вместе с женой в Баку. На этом событии завершается романное повествование М.-Н. Халилова. Таким образом, финал произведения приходится на время, когда М.-М. Махтуллаев находился на вершине своей творческой, спортивной карьеры.
В то же время в качестве отступления от романной истории персонажа правомерно отметить, что М.-М. Махтуллаев прожил долгую жизнь, скончался в возрасте 92 лет. В советские годы он продолжал трудиться, пользовался уважением и почетом. Даже в преклонном возрасте он при-нимал участие в массовых мероприятиях, демонстрируя свою физическую силу, и был известен в народе не под настоящим именем, а под прозвищем Сали Сулейман, которое получил в молодости.
Роман М.-Н. Халилова не лишен недочетов. Это прежде всего гиперболизация, излишняя идеализация героя. Если следовать романной трактовке образа, то во всех спортивных состязаниях, в которых ему довелось участвовать, он всегда выходил победителем, что, естественно, не может не вызывать сомнений. Следует знать, что герой произведения имел известность как участник цирковых шоу. Сам вид спорта, которым он занимался, в начале XX века именовался французской борьбой. Цирковая форма этой борьбы имела не соревновательный характер, а была ориентирована на зрительский эффект.
Не всегда, на наш взгляд, вымысел соотносим с исторической реальностью. Сюжет нагружается не всегда оправданными ответвлениями, замедляющими ритм повествования.
В то же время данный роман является в отдельных аспектах знаковым явлением. «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова дает возможность проследить эволюцию жанра исторического романа в кумыкской и всей дагестанской литературе последнего тридцатилетия. Так, в 1990-е годы, в пору активизации национального сознания, были востребованы образы выдаю-щихся личностей, общественных, политических лидеров, сыгравших важную роль в истории народа, родного края, всей страны. Подтверждением этого служат романы «Солтанмут» Б. Атаева, «Йырчи Казак» И. Керимова, «Коркмас Джалал» М.-С. Яхьяева, а также аналогичные произведения представителей других литератур народов Дагестана.
Роман «Сали Сулейман посвящен личности, не имеющей прямого отношения к социальной, политической жизни. Это роман о борце, атлете, цирковом артисте. Своим произведением М.-Н. Халилов свидетельствует, что его герой также является выдающейся личностью, поскольку своими незаурядными достижениями оказал влияние на национальное сознание, его самооценку.
Малик ГУСЕЙНОВ,
доктор фолологических наук, главный научный сотрудник ИЯЛИ ДФИЦ РАН