Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Они сражались за Россию – II

Они сражались за Россию – II


Кумыки принадлежат к числу тех народов Кавказа, которые одними из первых вступили на путь единения и союза с Россией. Причиной этому были многие факторы, главными из которых, тем не менее, являются внутренние – социальный уровень развития кумыкских обществ, общие экономические, политические и военные интересы. Порой эти взаимоотношения сопровождались вооруженными конфликтами (вспомним здесь десять походов Мос­квы против Тарков в XVI в., победоносные для кумыков войны 1604-1605 и 1651 гг.), но в целом развитие происходило в русле укрепления единства.

Этот процесс теснейшим образом был связан с другой проблемой – присоединением сопредельных народов к России. Произошедшие за последние два десятилетия кардинальные изменения в общественном устройстве в развитии нашей страны позволили по-новому взглянуть на историю нашей страны, в том числе и на данный аспект. Как известно, в отечественной исто­рической науке господствовала концепция так называемого добровольного присоединения всех народов к царской России. Безусловно, реальные осно­вания для подобного утверждения были, однако искусственное подведение всех случаев этого сложнейшего процесса к «установочной концепции» яв­лялось упрощением исторического прошлого. В некоторых случаях «присо­единение» фактически являлось формальным актом, на который и та и дру­гая стороны смотрели как на временное явление.

Что касается кумыкского народа, то его вхождение в состав Российско­го государства произошло на подлинно добровольных началах, скажем так, вследствие определенного совмещения интересов. Кумыкская государствен­ность – шаухальство Тарковское – была упразднена одной из последних на Кавказе и просуществовала в составе Российской империи вплоть до 1867 г. Присоединение Кумыкии к России являлось для нее единственно возмож­ным позитивным вектором развития как экономического, так и культурно-этнического, оно создало условия, пусть не всегда гладкие и полностью при­емлемые, для ликвидации разобщенности кумыкских обществ, оградило от внешних врагов, определило дальнейшие пути трансформации и прогресса.

Историческое прошлое же соседних с ними народов (аварцев, чеченцев и др.) имеет несколько иную окраску и фактическую наполненность. Причин здесь, безусловно, можно называть множество. Многие из них лежат на поверхности, давно и хорошо известны, другие скрыты глубоко, практически не изучены и могут быть осознаны и поняты только с точки зрения ментальной психологии и даже коллективного бессознательного, т. е. всего того немате­риально абстрактного, сложно определимого, что заставляет целые народы в самые ответственные моменты действовать так, а не иначе, и имеет огромное влияние на исторические процессы. Что же касается непримиримого про­тивоборства России и горцев Кавказа, то оно, как правильно подчеркивает известный историк М. М. Блиев, основывалось главным образом на прина­длежности воюющих сторон к самым разным и слишком отдаленным друг от друга, исторически мало совместимым эпохам: «Россия, пережившая про­мышленный переворот и вступившая на путь капиталистического развития, столкнулась с горскими обществами, втянутыми в принципиально иную социальную стихию – в революционный переход от эгалитарности к иерархическому обществу». В отличие от горских обществ формы социальности у низменных народов – кумыков, кабардинцев и осетин – уже были несколько иными, т. е. «клановые связи уже уступали свое место другим формам связи, основанным на общности территории, социальной структуры, языка и культуры». Здесь сказывался их многовековой опыт национально-государственного развития, этносубъект­ного существования. Но процесс формирования наций у кумыков, кабардинцев и осетин был далек от завершения. На еще более низкой стадии этнического развития находились горские народы Дагестана, Чечни и Адыгеи. Все это, естественно, накладывало свой отпечаток на взаимоотношения этих народов с Россией.

Одним из ярких и показательных примеров, иллюстрирующих тенденции, в русле которых развивались русско-кумыкские отношения, является активное  участие кумыков в боевых действиях в составе российских войск, в т.ч. и в войнах начала ХХ века. В нем надо усматривать, с одной стороны, привлечение военной силы подвластных народов к реализации внешней политики царского правительства путем давления на их владетелей, с другой – добровольное участие представителей этих народов за интересы нового Отечества. Добровольный (договорный) характер вхождения кумыков в состав России определил в рассматриваемый период формы массового их привлечения русским правительством к решению важных внешнеполитических задач государства. Как известно, со времени вхождения кумыков в состав России она вела многочисленные войны. Участие же в них российских народов, в том числе и кумыков, несомненно, способствовало дальнейшему их сближению. Мы должны знать и помнить, что постоянное и интенсивное воздействие внешнего фактора на геополитическое развитие кумыков и всего Дагестана периодически (в течение ХVII–ХIХ и XX вв.) ставило наш народ в ситуацию кардинального выбора между различными политическими альтернативами. При этом, начиная со второй половины XVIII в., центральное место в ситу­ациях политической альтернативности у кумыков в лице их тогдашней политической аристократической элиты – шаухалов Тарковских и князей Засулакской Кумыкии – занимали союзнические (подданнические) отношения с Российским государством. И они-то, пожалуй, отвечали коренным экзи­стенциальным интересам кумыков, они-то и позволили им вместе с Россией ранее, чем другим народам, включиться в духовное поле европейской циви­лизации. Вступление в союз с Россией, ранняя ориентация кумыков на Рос­сию, вхождение Тарковского кумыкского государства (шаухальства) в состав России были оправданными и неизбежными. Это был акт сознательного и самостоятельного выбора наших предков, основанный на понимании своих экзистенциальных интересов и на трезвой оценке конкретно-исторического контекста и обстановки той исторической эпохи.

С вышеизложенной точки зрения нет ничего необъяснимого и удивительного в том, что кумыкская элита этого периода приняла  деятельное участие в Русско-японской 1904 г. и Первой мировой войнах 1914–1917 годов.

Кумыки (всего из 17 населенных пунктов) в составе Дагестанского конного полка приняли участие и в Русско-японской войне (1904–1905). Достойно проявили себя офицеры и всадники Кавказской кон­ной бригады в составе Дагестанского и Терско-Кубанского полков, создан­ной из горцев-добровольцев. В Русско-японскую войну в первых же боевых схватках с неприятелем храбростью отличился князь Федор Бекович-Черкасский (с. Бековичи, ныне с. Кизляр Моздокского района РСО-Алании). Командующий армией своим приказом от 4 сентября 1904 г. наградил его «за отличное мужество и выдающуюся храбрость, оказанные в деле против японцев» орденом Св. Анны III ст. с надписью «За храбрость» для ношения на эфесе шашки с темляком из красной Аннинской ленты.

Как показывают архивные источники, после начала Первой мировой войны представители кумыков имели самое непосредственное отношение к формированию «Кавказской туземной конной дивизии». Само по себе формирование ее  из добровольцев  стало ярким и знаменательным событием в истории установления новых взаимоотношений России с кавказскими горцами. Туземную дивизию возглавил родной брат императора великий князь Михаил Александрович, хоть и находившийся в политической опале, но весьма популярный как в народе, так и среди аристократии. Поэтому служба в рядах дивизии сразу стала привлекательной для представителей высшей российской знати, занявшей большинство командных постов в дивизии. Здесь были грузинские князья Багратион, Чавчавадзе, Дадиани, Орбелиани, горские султаны: Бекович-Черкасский, Хагандоков, ханы Эриванские, ханы Шамхалы-Тарковские, польский князь Радзивилл, представители старинных русских фамилий князья Гагарин, Святополк-Мирский, графы Келлер, Воронцов-Дашков, Толстой, Лодыженский, Половцев, Старосельский; принцы Наполеон-Мюрат, Альбрехт, барон Врангель, персидский принц Фазула Мирза Каджар и другие.

В конце сентября 1914 года, когда уже были сформированы 2-й Дагестанский и Татарский полки, в Тифлис приехал командир Кавказской конной дивизии великий князь Михаил Александрович. 29 сентября во дворце наместника он принимал приветствовавшие его «депутации». По свидетельству газеты «Кавказ», «первою представилась депутация мусульман». В ее составе находились уроженцы Дагестана, один из инициаторов формирования 2-го Дагестанского конного полка «шталмейстер Высочайшего Двора действительный статский советник кумык Асельдер-бек Казаналипов и хан Тарковский – от Северного Кавказа», «депутаты» от города Баку, Елизаветпольской и Эриванской губерний.

Мы можем привести многочисленные примеры воинской доблести кумыков в годы Первой мировой войны, не только в составе Кавказской дивизии, но и в других частях и соединениях. Многие из них были также удостоены высших военных наград России.

Это ротмистр князь Нух-бек Тарковский, поздней осенью 1914 г. привезший эшелонами запасную сотню 2-го Дагестанского конного полка в Галицию, на левобережье Днестра. Из «Краткой записки о службе ротмистра запасной сотни 2-го Дагестанского конного полка Нух-бека князя Тарковского», составленной весной 1915 года, видно, что он родился 15 мая 1878 года. Происходил «из владетельных князей Шамхалов-Тарковских Дагестанской области». «Воспитывался в Симбирском кадетском корпусе, окончил полный курс и в Николаевском кавалерийском училище по 1-му разряду», откуда и выпущен 9 августа 1899 года.

Окончив в чине корнета Николаевское кавалерийское училище, князь Нух-бек Тарковский начнет службу в Дагестанском конном полку, где на 1905 год состоял полковым адъютантом. Шло время, а вместе с ним и повышение в чинах. «Ротмистром с 1910 года ноября 19-го», – записано в «Краткой записке» о службе Тарковского. Затем последует его назначение в штат управления военного губернатора офицером для поручений. За отличия по службе «в мирное время» Нух-бек Тарковский был награжден орденами – св. Станислава 3-й и 2-й степени и св. Анны 3-й и 2-й степени (без мечей).

В марте 1915-го он прибудет со сформированной им запасной сотней на фронт, и той же весной состоится его перевод в основной состав полка. Так начнется служба ротмистра Нух-бека Тарковского в рядах Кавказской конной дивизии.

 

Камиль АЛИЕВ.

(Продолжение в следующем номере)...

 



Количество показов: 1157
12.05.2014 15:36

Возврат к списку









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта