Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
О Брагунах и брагунцах

О Брагунах и брагунцах

В 5–6 веках н.э. в районе Минеральных Вод появилось воинственное племя «бараган» в количестве 500 саблей. Оно наводило страх в округе. «Бараган с тюркского означает – «идущий», – пишут профессор В. Виноградов и доцент К. Магомадова в статье «Брагунцы. Кто они и откуда?» Может быть, брагунцы – от слова «бараган» (идущий), а может быть, и от – бораган. Брагунцы сами так и называют своё село – Борагъан. Борагъан – от «буран», «метель», т. е. сильное, смелое племя. Это в какой-то мере подтверждают сами брагунцы: «Резвее брагунского коня не найти, отважнее брагунца воину не быть».

Недалеко от Минеральных Вод до сих пор хорошо сохранились следы крепости, которая называлась Бургустанкала; в 30–35 км от Кисловодска расположена станица Бургустанская; г.Кисловодск расположен на Бургустанском хребте, здесь же находится река Бургустан. Карачаевцы и балкарцы г. Железноводск называют Бораган, в 100–120 км от ст. Кисловодска находится Бургон-Маджар (Кавказская Усвять), Эл-Бораган – на Кубани... Эти места – первоначальное пристанище брагунцев, утверждают В. Виноградов и К. Магомадова.

«Бургустанкала имеет и второе параллельное название – Рим-гора», – пишут ученые. Этот топоним явно свидетельствует о том, что брагунцы – выходцы из Турции или же имеют с нею тесные отношения.

Этноисторик Камиль Алиев (Махачкала), опираясь на исследования средневекового византийского историка Захария Ритора, приходит к выводу, что «Борганы – союз тюркских племён, известный ещё в 5-м веке как царство Бургон на западном побережье  Каспия, правители которого находились в родстве с сасанидскими шахами. Борганы упоминаются среди 77 народов Кавказа в грузинских источниках, отражающих ещё домонгольскую ситуацию. Территория борганов занимала равнинную зону междуморья (Каспий и Азов) с главным городом Джулат (Татартюп). И вполне возможно, что роль борганов, которые имели глубинные корни на Северном Кавказе, была в этом союзе весьма высока», – пишет Камиль Алиев. Краевед  М. М. Базоркин (Ингушетия) считает, что борганы занимали равнинную часть Чечено-Ингушетии и Северной Осетии от устья Сунжи до г. Орджоникидзе включительно. Однако наш анализ бораганской  этнотопонимики показывает, что в ареал их расселения ещё с 6–7 веков входил весь Северный Кавказ, а позже и Крым. Неслучайно, что арабский автор Абульфера (14 в.), давая описание северной части земли, упоминает и замечательный тюркский город Маджары в татарской земле (стране), называемый Борга (Бораган), который находился почти посередине между Железными воротами (Дербентом) и Азаком (Азовом). Низамиддин Шапи (14 в.), историк Тимура, в «Зафар-наме», описывая его походы на Кавказ, упоминает и лесистую Бораганскую землю (страну) на Северном Кавказе.

Об ареале расселения борганов лучше всего свидетельствует историческая этнотопонимика, связанная с ними и сохранившаяся по сей день на территории от Каякента (Дагестан) и до Крыма и Турции: в районе Кисловодска известна Рим-гора, имеющая и другое название – Боргустан – страна борганов. Карачаевцы и балкарцы Железноводск называют  Бораган. Здесь же находится Боргустанский хребет, Боргустанская станица, речка Боргустан,  а в других районах Северного Кавказа – Бургон-Маджары (Ставрополь), Бораган-юрт (Гудермесский район), Бораган-гечив (Аксай), Бораган-аул (Эндирей, Костек – Дагестан), Борга-каш (Ингушетия), Бораган кол (Большой Дженгутай), Бораган тав (окрестности старого Чиркея), Бораган бет (Большие Казанища), Бораган авлак (Бораганское поле (Махачкала), Борагъан тёбе (Карабудахкентский район), имелись в прошлом и в Турции (Чорухе), и в Молдавии (Буджаке) и т.д.

Лингвист Г.-Р. Гусейнов в статье «Боргане и барсилы» пишет, что брагунцы, судя по их самоназванию – борагъан, обнаруживают близость к впервые упоминаемым на Кавказе в связи с событиями 2 в. до н.э. барсилам – населению дохазарского тюркоязычного образования. В 5–6 в. нашей эры Барсилия простиралась к северу от Дербента и занимала долину Терека и Сулака.

В книге «История народов Северного Кавказа с древнейших времён и до 18 в.» рассказывается об образовании Булгарии и Хазарии. У них язык общий и относится к западно-тюркской  группе. Особое внимание заслуживает локализация хазар в стране Барсилия – бораганцев, говорится в легенде, сохранённой Михаилом Сирийским. Связь хазар со страной брагунцев Барсил подтверждается и другими сведениями в хрониках Феофана-исповедника и Никифора. Феофан отмечает: «Хазары – великий народ, вышедший из Барсилии». 

Относительно истории Барсилии-Баргустана в своей книге «Таргу-наме» («Лексикон») К. Алиев пишет: «Орган (оьр хан – высший хан), по Никифору, – основатель Кавказской Булгарии (Барсилии), в начале 7 века возглавлял тюркское посольство в Константинополе. Как установили М. М. Артамонов и Л. Н. Гумилёв, он имел и другое имя – Моходу-хеу (от китайского – богатырь-князь). Считается также, что он фигурирует в нартском сказании «Танец нартов» под именем Арган-Аурген. Это говорит о том, что барсилы-брагунцы жили на территории Туманского княжества ещё с начала нашей эры и составили  основу Тюркского и Хазарского каганатов, а впоследствии и Туманского княжества. «Бургустан занимал не только обширную равнину, но и горные пределы Центрального и Северо-Восточного Кавказа», – пишет Г.-Р. Гусейнов.

В 1-й половине 7-го века арабы начали активные действия на Кавказе. В 723 и 730 годах арабы несколько раз совершали набеги на Хазарию, но безуспешно.

Историк и писатель Баммат Атаев в книге «Край равнинный – Кумыкия» пишет: «В 737 году арабский полководец Мерван свои войска на Хазарию послал по двум направлениям: одну группу через Дербент на Анджи (Махачкала), другую – через Дарьялский проход на Терек, чтобы ударить по хазарам с тыла. Тогда Мерван и отправился в Туманшах. Туманшах – это ханство, куда входили кумыки, проживающие между реками Акташ и Севинч (Сунжа), по обеим сторонам реки Терек-Моздок, Малгобек, с. Кизляр ... (Сев. Осетия) – вся равнинная часть Чечни и Ингушетии».

«Когда началась война с арабами, столица каганата Семендер переводится из района Тарков на реку Терек, около Шелковской. Область брагунцев-барсил становится новым центром Хазарии и продолжает оставаться таковой до конца 8 века – времени перенесения столицы в г. Итиль, на нижнюю Волгу. Тем самым Бургустан-Барсилия превращается в южную периферию Хазарской державы», – пишет  Г.-Р. Гусейнов. А по некоторым данным, арабы дошли до Нижнего Дона, была захвачена огромная добыча, пленены десятки тысяч хазар и славян. Каганату на какое-то время пришлось принять ислам. В учебнике «История Дагестана» (8 класс) 2002 года издания написано: «Сахль – на араб. – равнина, плоскость, известная под названием Прикаспийский Дагестан, или Кумыкия. После  падения власти хазар – в 40-е годы 8 века, в Сахле кумыкское население выступает как основной этнический компонент. При господстве арабов Кумыкия была отдана под управление их ставленника шавхала, который  имел резиденцию в Кумухе и Тарках.

Известный всему миру учёный и писатель Мурад Аджи в своей книге «Мы из рода половецкого» пишет: «Степь от Пятигорья до Дербента, по утверждению именитых учёных древности Геродота и Страбована, ещё до н.э. была заселена кумыками». О том, что кумыки издревле жили в равнинной части нынешних Чеченской и Ингушской республик, свидетельствуют топонимы: Малгобек («крепость живности»), Буравкала (Владикавказ), Карабулак («черный источник»), Аччы сув (Серноводск), Куллары («пристанище рабов»), Ташкала («каменная крепость»), Алханкала («резиденция главного хана») – перечисление таких чисто кумыкских топонимов заняло бы много времени. Для убедительности приведу ещё один топоним: «Шовхал наькъаь баьхаь биер» в переводе с чеченского означает – долина, по которой проходила дорога шовхала». Зарегистрирован микротопоним недалеко от Малгобека.

Чеченский поэт и краевед Ахмад Сулейманов выпустил 4-томный словарь топонимов Чечено-Ингушетии. Его четвёртый том, посвящённый равнинной части этих республик, изобилует кумыкско-брагунскими топонимами, которые доказывают, что кумыки – брагунцы – в этих районах живут издревле, слагая свои легенды и мифы о нартах и дэвах (мифические существа), эпические йыры (песни), сказки, пословицы и поговорки. Можно смело заявить: основу уникального нартского эпоса на Северном  Кавказе создали брагунцы.

Правы учёные Научно-исследовательского института Чечено-Ингушетии, которые утверждают: «Пространство по правому берегу Терека, ограниченное с юга Сунжей, не было заселено в середине 18 века, за исключением брагунцев» (из документов Кизлярского комендантского архива). (Из статьи М. М. Базоркина «Борганы в присунженской долине», стр. 135. Известия Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы, 5-й выпуск, Грозный, 1962 г.)

На Северном Кавказе часто встречаются фамилии с одинаковым корнем: Борганов, Бораханов, Бораганов, Бараганов, Барагунов, Борахунов... Чаще в Карачае, Балкарии, Осетии и Дагестане. «Брагунцы» – это не название какой-либо народности, а общность тюрков–кумыков, карачаевцев, балкар, частично осетин, кабардинцев, а позже, после переселения с гор на равнину, чеченцев, ингушей и других народностей, которые были заняты миссионерской деятельностью – распространением ислама.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Брагунцы – союз тюркских племён, известный на Северном Кавказе ещё в 4–5 веках н.э. как царство Бургон, расположенное на западном побережье Каспия. Оно ещё называлось Бургустан, Барсилия и простиралось от Пятигорья до Дербента.

2.Тюманское ханство, которое простиралось от рек Акташ и Сунжа до Пятигорья, как и вся Кумыкия, в течение многих веков являлось ареной  жестоких войн и опустошительных набегов иноземных захватчиков, и потому его многочисленное население сильно убавилось. Много народу оно потеряло в борьбе с арабами, хотя потом, после принятия ислама, само стало ярым пропагандистом мусульманства. Особенно много народу потеряли брагунцы в борьбе с самым жестоким завоевателем – Тимуром. Брагунская земля до сих пор изобилует рвами и другими военными укреплениями, «брагунскими путями-дорогами», которые связывают эти укрепления друг с другом. Особенно много их на Сунженском, Брагунском и Терском хребтах. Это свидетельствует о длительной борьбе брагунцев с иноземными захватчиками. И неслучайно то, что брагунцы в 1942 году, когда  немцы вплотную подошли к Грозному, местом для эвакуации выбрали Брагунский хребет, где их предки находили убежище от врагов в то далёкое время, идя даже навстречу опасности.

3. Селу Брагуны не менее 1300 лет. Это доказывают известные события, упомянутые нами в статье, также такие топонимы, как Бургустан, Рим-гора, Татартюп, Карабулак, десятки населённых пунктов с одним и тем же названием – Брагуны, расположенных на протяжении всей Кумыкской равнины – от Пятигорья до Дербента. А также  топонимы гор, рек и долин: река Брагун-цкали («река брагунцев» – по-грузински), река Бургустан, Бургустанский хребет и река Бораган (Буйнакский район, там же – Брагунская долина и т.д. до Дербента). Убедительнее всего это доказывают записи на двух чертах у входа в село – 119 и 124 гг. по хиджре и предание самих брагунцев: село Брагуны основано при халифе Османе (7 век).

 

 

Абас МАМАЕВ.

Количество показов: 2597
08.08.2014 12:10

Возврат к списку









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта