После Смутного времени (Об истории кумыкско-русских отношений в XVII веке)

После Смутного времени

(Об истории кумыкско-русских отношений в XVII веке)

В России 10 февраля отмечается день дипломатического работника. В связи с этим профессиональным праздником хотелось вспомнить о после тарковских шамхалов Томулдуке, игравшем большую роль в развитии кумыкско-русских отношений в первой половине XVII века.

Ровно четыреста лет назад, то есть в 1613 году, с окончанием Смутного времени в Российском государстве не только утвердилась новая династия Романовых, но и, говоря языком политологии, обновилась вся «политическая повестка». Утратили былую силу многие законы и обязательства. Всё требовало нового подхода, в том числе и взаимоотношения с соседними государствами. Новой династии зачастую необходимо было их выстраивать с чистого листа. Московские дипломаты отправились ко дворам влияя-тельнейших правителей соседних государств.
В условиях, когда две могущественные соседние державы Россия и Персия решали их судьбу, кумыкские феодальные владетели и в частности шамхал Герей не могли оставаться безучастными. Стремясь устранить все противоречия в отношениях с персидским шахом Аббасом, угрожавшим карательным походом, Герей лично отбыл в его ставку, а столь важную миссию, как установление дипломатических отношений с новым русским царём, правитель Тарковского государства шамхал Герей возложил на своё доверенное лицо, почётного узденя по имени Томулдук.

Томулдук прибыл в Москву в ноябре 1614 года, привезя с собой грамоту шамхала с просьбой о принятии его в царское подданство. Царь Михаил Фёдорович был также извещён, что Герей лично явился в Терский городок и принёс шерть, то есть клятву на Коране в верности царю. В материалах Посольского приказа это событие отмечено следующим образом: «И прислал де его Томулдука к великому государю царью и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Русии Герей князь поздравлять его, великого государя, на его великих государствах… И хлопочет Герей-князь з братьею и з детьми и со всей Кумыцкою землёю быти под его царскою высокою рукой и служити ему государю во века неотступно». Томулдука расспросили о делах в Кумыкии, Грузии и Персии. После того думный дьяк Пётр Третьяков послу говорил, что он его речи донесёт «до великого князя Михаила Фёдоровича всеа Руссии. И вперёд чаяти, что его, Томулдука, государь пожаловать велел ему свои царские очи видеть. А ныне его государь пожаловал, велел дати в стола место корм и отпустил его на подворье». Шамхальского посла не случайно расспросили о делах в Кумыкии. Известно, что практически сразу после своего избрания царём Михаил Фёдорович отправил в шамхальство гонца с грамотой, сообщавшей о его коронации на царство. Однако в грамоте содержалась досадная ошибка – адресатом её выступал уже давно скончавшийся отец Герея шамхал Сурхай. Это свидетельствует о том, насколько ослабли за годы смуты связи Москвы с Северо-Восточным Кавказом. В связи с оказанными в Москве Томулдуку почестями следует отметить, что обычай брать иностранное посольство на полное государево содержание был общим правилом для России, Персии и Китая. Основной целью подобного пышного церемониала встреч и размещения послов являлось стремление создать у них благоприятное представление о России. Отсюда красочность, даже театральность встреч, постоянная забота об их питании и отдыхе.

В ответ на принесённую Гереем шерть и просьбу о принятии в подданство Михаил Фёдорович выдал ему грамоту о принятии его на русскую службу (январь 1615 года), в которой после слов «А служить нам великому государю навеки…» указано «и прислать ево Томулдука к нам великому государю поздравляти нас, великого государя на наших венцех и преславных государствах… А посла твоего Томулдука мы, великий государь, пожаловал нашим царским жалованьем и отпустили к тебе с нашею царскою жалованною грамотою».

Томулдук продолжал свою дипломатическую дея­­тельность и при наследниках Герея, его младшем брате шамхале Эльдаре и сыновьях последнего Гирее, Имам-Ризе, Хасае, то есть без малого двадцать лет, что говорит о его несомненном даре как переговорщика.

13 мая 1633 датируется грамота Посольского приказа в Терки, в которой указывается о доставке в Москву с послом Томулдуком жалобы Ильдар-Шевкала на казаков, которые грабят его людей «и дороги и переводу им не дают».
Царь написал Эльдар-шамхалу: «Да посол же твой нам великому государю бил челом, чтобы нам позволити пожаловати купити ему на тебя в Астрахани татарского ясырю, и мы, великий государь, тебя пожаловали, позволили послу твоему купити на тебя в Астрахни татарского ясырю 10 человек… А посла твоего Томулдука, мы, великий государь, пожаловали нашим царским жалованьем нескупо, свыше прежнего, велели есмя отпустить к тебе, не здержав, а с ним послали есмя: кубок сребрян золочёна кровлею весу, шубу-отлас золотной на соболех добрую, однорядку скорлатну червчату с круживом шапку лисью чёрну, лисицу чёрну. А к сыну твоему послали от нашего царского величества и от сына нашего царевича князя Олексея жалованья кубок серебрен золочён с кровлею, сорок соболей».

Как видим, шамхалы испытывали интерес к приобретению живого товара и мягкого золота – пушнины. В благодарность за богатые дары они обеспечивали безопасность прохода русских послов и купцов через свою территорию в Персию.

Отметим высокий уровень кумыкско-русских взаи­­моотношений, регулируемый, как и отношения России с Османской империей и Австрией, Посольским приказом, то есть по сути аналогом Министерства иностранных дел. Для сравнения: отношения с калмыками и народами Сибири регулировались менее статусными органами.
Документы Посольского приказа свидетельствуют о том, что традиции взаимоотношений с Москвой, заложенные лично шамхалом Гереем и его послом Томулдуком, сохранялись на протяжении всего XVII века.

Юсуп ИДРИСОВ