Новые задачи – новые решения

После начала специальной военной операции на Украине страны Запада прекратили поставки в РФ гражданских самолетов и запчастей и обязали своих лизингодателей вернуть из России уже предоставленные в аренду лайнеры. В ответ на эти действия бывших партнеров Президент РФ В. Путин, выступая на пленарной сессии ВЭФ-2022, заявил: «В ближайшие годы российскую отрасль авиаперевозок ожидает системное перевооружение. Наши авиакомпании, включая «Аэрофлот», сформировали крупнейший в современной истории пакет заказов – примерно на 500 магистральных самолетов отечественного производства».

Одно из соглашений на поставку самолетов между «Аэрофлотом» и «Объединенной авиастроительной корпорацией» было подписано в ходе ВЭФ, напомнил президент. Соглашение предполагает поставку 339 лайнеров в 2023–2030 годах.

Еще одним крупным заказчиком российских самолетов является подконтрольная «Ростеху» Red Wings. 45 машин, в том числе Superjet 100, планирует получить дальневосточная авиакомпания «Аврора».

Озвученные Президентом РФ тезисы прокомментировал известный российский изобретатель Гамид Халидов, утверждающий, что у оте­чественного авиастроения большое будущее, опирающееся на опыт и успехи прошлого. Россия, по словам ученого, может сама предложить уникальные технологии для того, чтобы догнать и перегнать Запад, где создаются самолеты по российским чертежам.

– Погасить нехватку самолетов в России нужно при помощи массового производства по имеющимся технологиям. Я, к примеру, еще 20 лет назад изобрел самолет с гарантией спасения всех пассажиров на его борту. При появлении такого воздушного судна оно будет востребовано во всем мире и сразу. Любой перевозчик выберет самолет, в котором при авиа­катастрофе пассажирский салон отделится и без проблем сядет, – объяс­няет Гамид Халидов.

По словам Халидова, из-за слабого понимания эффективности его идей в те далекие годы сейчас страна не имеет уникальной технологии, которой пока нет нигде в мире. При этом некоторые изобретения были, по его словам, украдены его же коллегами и увезены за границу, где сегодня они активно используются и выпускаются без указания его имени.

– Сейчас в США начали использовать мою технологию для бизнес-класса, когда салон отделяется, разлетается обшивка и пассажирский салон беспрепятственно приземляется. Для этого сегодня существует очень большой уровень автоматики. Мое ноу-хау было в том, что я применил удлиненные кумулятивные заряды. Они позволили мгновенно реагировать на аварийные ситуации, возникающие, как правило, на взлетах и посадках. В эти моменты ничего другое не срабатывает, – объяснил изобретатель.

Гамид Юсупович, наблюдая за современной ситуацией, сложившейся в мире, надеется на то, что все изменится.
По его словам, многие его изобретения благодаря шпионажу и нерадивым коллегам утекли из страны и используются за рубежом.

– Я изобрел роботизированный тримаран. Это по сути катамаран – судно с тремя соединенными в верхней части параллельными корпусами, который сегодня делают за океаном. Американцы внимательно наблюдали за моими научными публикациями в интернете и теперь реализовали этот проект у себя.

Также эксперт напомнил, что тримаран сейчас строят норвежцы для того, чтобы он обходил российскую экономическую зону на Северном морском пути.
– Один из профессоров в Петербурге, перед которым я защищал свой проект, уехал в США, и Пентагон выделил ему деньги, после чего там стали строить военные корабли по данной технологии, – сокрушается специалист.

Таким образом, сегодня перед отечественной промышленностью стоят новые сложные задачи, решать которые возможно, лишь опираясь на смелые и нестандартные разработки.