НАША ИСТОРИЯ
Какашура в эпоху походов Надир-шаха
Первая половина XVIII века – эпоха бурных и драматических событий в Дагестане. Особенно это касается 1730–1740-х гг., когда регион стал объектом агрессии персидского шаха и полководца Надира, прозванного Грозой Вселенной. Самым прямым образом данные исторические перипетии затронули кумыкские селения предгорного Дагестана. Мирные жители некоторых из них под давлением вражеских войск были вынуждены искать себе новое пристанище. Порой на время, а бывало, что и навсегда. Пролить свет на эти события нам позволяют местные хроники и предания.
В марте 1735 года Россия и Персия заключили Гянджинский трактат, по которому первая уступала второй все земли к югу от реки Сулак. Это открыло правителю Персии Надиру путь в Центральный Дагестан. По преданию, зафиксированному в вышеуказанном письме, в это время Какашура подверглась разорению со стороны «кызылбашей». Естественно, что мужчины встретили врага с оружием в руках. Но численное превосходство и наличие артиллерии предопределили исход баталии. При этом был убит местный удельный князь Магомедхан. Это событие хронологически совпадает с масштабным походом персидских войск во второй половине 1735 года. Известно, что Надир сам лично прибыл с войском в соседний с Какашурой Губден, где соединился со своим союзником шамхалом Хасбулатом для дальнейшего похода на Кази-Кумух.
После вышеуказанного разорения большинству какашуринцев удалось обосноваться в селении Канабур на одноимённом хребте к юго-западу от Тарков. Меньшая же часть жителей поселилась в долине реки Шура-озень близ селения Халимбекаул. Любопытно, что и в этом микрорегионе присутствует топоним Какашура. Так называется местность, ныне застроенная посёлком Зареченский города Буйнакска. Третья часть переселилась в Кадар.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что все три села, в которые перебрались беженцы, входили в подчинение шамхала Тарковского Хасбулата, лояльного к Надир-шаху, и потому были безопаснее для проживания, нежели территория Мехтулы, правитель которой Ахмедхан играл ведающую роль в организации борьбы с персидским шахом. В составленном в конце XIX века письме какашуринской сельской общины в канцелярию начальника Дагестанской области, излагающем историю села, он назван Уллу-Ахмедханом, то есть Ахмедханом Великим.
Обосновавшиеся в Канабуре жители избрали своим вожаком князя Эльдара, сына Хасай-Мурзы (в русских источниках фигурирует как Эльдар Саимурзин), ведущего свой род от шамхала Эльдара (1621–1635 гг. правления), а во главе группы, осевшей на Шура-озени, встал некий чанка Гебек. По данным рукописи сельского муллы Абдулла-Хаджи, второго предводителя звали Халимбек и он приходился братом Эльдару. В этой же рукописи было указано и количество семей, подвластных каждому из них. С Эльдаром в Канабур перебралось сто дворов, а с Гебеком (или иначе Халимбеком) в долину реки Шура-озень отправилось только 15 дворов.
Эльдар – фигура вполне историческая. В частности, он фигурирует в 1732 году в «Реестре горским владельцам» («Деревня Канабур, оною владеет Эльдар Саимурзов»), а также является автором «Письма канабурского владетеля Эльдара, сына Касай-Мурзы, Кизлярскому коменданту Н. А. Бунину», датируемого августом 1738 года. Тот факт, что он упоминается в 1732 году как владетель Канабура, может свидетельствовать о его изначальном подчинении шамхалам, а не мехтулинским ханам.
После победы в 1741 году над Надир-шахом, одержанной Ахмедханом Мехтулинским в Аймакинском ущелье и коалицией дагестанских обществ в Андалале, какашуринцы постепенно начали возвращаться в родное селение. Первой вернулась группа беженцев, скрывавшаяся в Халимбекауле. В восстановленном селе стал править Гебек. Однако через некоторое время в Какашуру возвратились и беженцы, возглавляемые Эльдаром. Между двумя князьями развернулась борьба за власть в какашуринском уделе, победителем из которой вышел Эльдар. Гебек со своей семьёй удалился сначала в Кубинское ханство, а потом перебрался в Кайтаг, где стал известен под прозвищем Шура-Гебек, указывавшим на его малую родину. Его потомки были известны в Кайтаго-Табасаранском округе еще в начале XX века.
Эльдар, восстановив Какашуру, возвратил захваченные в годы лихолетья соседями горы и пастбища. После него стал править его сын Исак, имя которого упоминается в сельской хронике «Тарихи Какашура». После смерти Исака власть над селом перешла к представителям мехтулинского ханского дома.
Благодарная память какашуринцев сохранила имя Эльдара Хасай-Мурзаева в местных народных преданиях в образе богатыря Канабур Эльдара, да и сама Какашура в стихах шейха Абдурахмана Какашуринского (1760–1841) и в арабоязычных документах порой фигурировала под названием Эльдараул.