Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Гарун – созидатель нового и доброго  для  людей

Гарун – созидатель нового и доброго для людей



Видный общественно-политический деятель, талантливый ученый в области философии и религиоведения, известный педагог, врач, журналист Курбанов Гарун Магомедович родился 30 марта 1962 г. в с. Кунки Дахадаевского района ДАССР в семье служащего. Гарун с детства был высокоодаренным, способным мальчиком. Народы Дагестана слагают легенды и песни о его невероятных способностях. Он упорно и настойчиво шел к вершинам славы. Первые три класса Гарун окончил в Москве, и его там, как одаренного, перевели сразу в 5 класс. Г. Курбанов окончил школу в возрасте 14 лет. После окончания Аштынской СШ в 1978 г. он поступил на лечфак Дагмединститута. Наряду с медициной увлеченно занимался общественными науками. Окончив мединститут, с 1984 по 1987 годы работал терапевтом в лечобъединении г. Каспийска. В 1987 г. поступил в аспирантуру на кафедру философии МГУ. В 1991 г. в МГУ Г. Курбанов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исламские концепции основных категорий медицины». В диссертации серьезное внимание было уделено специфике мусульманских антропологических идей креационизма, психосоматического дуализма и монотеистического провиденциализма. Он связывал медицину с философским мировоззрением, хотел теоретический курс медицины, мышления воплотить в философию. Гарун Курбанов заочно окончил и исторический факультет ДГУ.


С 1991 г. Гарун Магомедович работал старшим преподавателем кафедры теории и истории культуры Даггосуниверситета, параллельно вел научные исследования по теме «Религиозный синкретизм в средневековом Дагестане». Был в научных командировках в Турции, Иране, Азербайджане. В 1999 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова он успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана», в которой зороастрийская религиозная система рассматривается как интегральная система цивилизационного развития духовной жизни и культуры народов средневекового Дагестана.


Г. Курбанов автор ряда монографий и сотен статей по философии, истории, теории религии и культуры народов Дагестана, по актуальным проблемам геополитики, этноконфессионализма, СМИ, политики террора, религиозно-политического экстремизма, которые печатались в Москве, Махачкале, в Ростове-на-Дону, Швеции. Долгие годы он работал представителем от республик Северного Кавказа в журнале «Центральная Азия и Кавказ», который выпускался в Швеции. Среди множества его трудов особой научной значимостью отличаются монографии: «Религия в культуре народов Дагестана» (Махачкала, 1996), «Очерки истории и культуры Дагестана» (Махачкала, 1997), «Зороастризм в средневековом Дагестане. Историко-философские аспекты» (Махачкала, 1998), «Закон и религия» (Махачкала, 1999), «Религия и политика террора» (Махачкала, 2006), «Религия народов Дагестана. История и современность» (Махачкала, 2011), «Религии в истории народов Дагестана» (Махачкала, 2006), «Этноатлас Республики Дагестан» (Махачкала, 2011). Он написал книгу «Волшебный мир мудростей и иносказаний», выпустил сборник статей «Народы Дагестана» (2002). В них автор обращается к сложным и недостаточно разработанным в философско-религиоведческой науке проблемам. Его философские, исторические работы отличались научной смелостью, многогранностью, широтой интересов.


Зороастризм рассматривается Г.М. Курбановым не только как имперская религия, но и как определенная историческая форма предметно-ценностного значения о человеке, его бытии, как нравственное учение, имеющее под собой философское основание.


Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

а) в ней создана целостная картина генезиса и эволюции зороастризма и его идей в средневековом Дагестане;

б) выявлен пласт этико-философских, религиозно-теологических, мифологических, этнолингвистических элементов в культуре народов Дагестана, сформировавшийся под влиянием зороастризма;

в) дан анализ соотношения местных архаических верований зороастризма и христианства в религиозном синкретизме раннесредневекового Дагестана;

г) рассмотрены интегративные и дезинтегративные функции раннесредневековых религий, определены степени их «сращивания» с той или иной политической системой;

д) раскрыты некоторые аспекты религиозных отношений зороастризма с исламом, показаны особенности религиозного отчуждения.


В статье «Дагестан: памятники религиозного искусства» автор подчеркивает, что зороастризм, иудаизм, христианство и, наконец, ислам позволили дагестанским народам приобщиться к культурам Древнего Ирана, Византийской империи и Арабского халифата. По этому поводу он предлагает объединить усилия академических институтов, вузовских кафедр, духовных университетов, музеев – всех тех, кто интересуется культурой и историческим наследием народов Дагестана, для изучения и выявления в республике не изученных памятников культурного зодчества.


Гарун Магомедович Курбанов был врачом, философом, журналистом, политиком, непримиримым борцом с экстремизмом, коррупцией, терроризмом. Так, в его монографии «Религии в истории народов Дагестана» дан философский анализ возникновения, формирования, развития различных религий с древности до современной истории народов Дагестана. В этой монографии глубоко анализируется современное состояние религий в мире, России и Дагестане, дана схема развития системы фанатизма, религиозно-политического экстремизма, шейхизма в различных тарикатах. Подробно рассматриваются вопросы возникновения религиозных течений, сект, фанатических направлений ваххабизма, мистицизма.


В его книге «Религия и политика террора» и в статьях «Терроризм: цель – утопия, угроза – реальна», «Идейный терроризм не фикция» и т.д. главный акцент сделан на анализ актуальных вопросов радикализации ислама на Северном Кавказе. Выступая за светский путь развития России, Дагестана, он утверждал, что нельзя религию брать за основу развития политики страны и в своей практической и законодательной деятельности органы власти и научные учреждения не должны исходить из предписаний религий.


Монография Г. Курбанова в цветном формате «Этноатлас Республики Дагестан» (Махачкала, 2011) является титаническим интеллектуальным и физическим трудом. Для ее написания пройдено множество дорог равнинного и горного Дагестана, отсняты сотни снимков, использовано большое количество архивного материала, проведена огромная этнополитическая, краеведческая работа. В этой книге уникальность, многонациональность Дагестана представлена «как на ладони». Создавая ее, авторы ставили задачу: «Показать историческое, философское, духовное достоинство и политическое единство народов Республики Дагестан, надеясь на то, что атлас станет стимулом для консолидации народов и достижения философских научных достижений, послужит развитию культуры, народно-художественных промыслов, толерантности, чувства патриотизма дагестанских народов, ведь многие беды случались из-за невежества, бескультурья, незнания духовных особенностей людей, живущих рядом».


Для практических дел большое значение имеет цикл работ Гаруна Курбанова, связанных с практической деятельностью, по развитию экономики и культуры РД. Буквально накануне гибели им были написаны и переданы Президенту РД «Программа социально-экономического развития горных районов», «Программа возрождения народно-художественных промыслов в Республике Дагестан» и другие документы. Видимо, пока его философские мысли и рекомендации по возрождению отраслей народных промыслов, обновлению горных сел Республики Дагестан не удалось практически осуществить. Они все остаются на бумаге. Он очень болел за Дагестан и хотел его преобразования, улучшения экономического и культурного состояния народов.


Анализ его философских работ показывает, что он обладал многосторонним творческим методом поиска новых научных, политических реалий и являлся эпохальной, смелой фигурой.


Г. Курбанов проявлял высокую научную, именно философскую эрудированность, профессионализм, решительность при исполнении служебного долга. Масштабность его мышления была настолько велика, что он легко мог сочетать и одновременно заниматься научной и служебной деятельностью на высоких постах. Рассматривая причины гибели, развала СССР, он утверждал, что в той эпохе теоретические положения, законы, категории, принципы марксистско-ленинской философии не прикладывались к практической деятельности, существовали глубокие противоречия между теорией и практикой. Например, люди, создающие общественную собственность, ничего не имели, кроме заработной платы.


Гарун Магомедович обладал удивительной трудоспособностью. Часто он оставался на работе до 12 часов ночи, а иногда до утра. Он более 10 лет находился на острие, на вершине информационно-политической войны, работая на таких опасных государственных должностях, как генеральный директор телекомпании РГВК «Дагестан», министр по межнациональной политике, информации и внешним связям РД, начальник Управления и пресс-службы Президента РД, представитель Минсвязи РФ и др. Он с нуля создал телекомпанию РГВК «Дагестан». Он же превратил ее в спутниковую, вещающую передачи в 79-и странах мира. Она стала одной из известных телерадиокомпаний России. Создал прекрасный журналистский коллектив, который оперативно освещал проблемы Дагестана. Сам он вел программу «Диалоги».


В период нападения международных бандформирований на Дагестан в 1999 г. он активно выступал в печати против бандитов-террористов, проводил круглые столы, неоднократно выезжал в Ботлих, Карамахи, Новолакский район, организовывал отряды ополченцев; в составе их участвовал в районах боевых действий. Его доблестный, связанный с риском, отчаянный, неукротимый путь борьбы с терроризмом, коррупцией, религиозно-политическим экстремизмом и другими негативными явлениями в нашем обществе был главной задачей его жизни, символом идеала света, справедливости на государственном посту, что является примером для научных работников, руководителей, многих других людей. Он никогда и ни от кого не брал взятки, был противником коррупции.


Гарун Курбанов – это феноменальная личность. Он объединял в себе энциклопедическую образованность, духовную чистоту, внешнее величие, блестящий административный талант и гражданско-патриотическое мужество. В свете многообразной политической, научной и организаторской деятельности Г.М. Курбанова целесообразно характеризовать как одного из преобразователей нашего общества. Он обладал блестящими способностями, проницательным умом и высоким чутьем государственных интересов РД и РФ.


Гарун Курбанов – это одна из загадочных и многогранных личностей в истории Дагестана, рано ушедшая из жизни, но оставившая замечательный след в истории своего народа. Он отличался врожденной интеллигентностью, чувством справедливости и патриотизма.


На любом уровне, в любой аудитории Гарун Магомедович мог представить Дагестан так, чтобы мы могли гордиться и им, и собою. Он удивлял и радовал глубочайшими познаниями в области многообразной своей трудовой деятельности, заряжал настроениями добрых перемен, необходимых российскому Отечеству, всех, кто был вокруг него. От Гаруна веяло спокойствием и уверенностью, глубиной познаний, информированностью. Казалось бы, в наш воистину жестокий век его должно было спасти то, что он был далек от зависти, ненависти и коварства, свойственных многим сегодня.


Начальник Управления информационной политики и пресс-службы Президента РД Гарун Магомедович Курбанов, отправляясь на Международный экономический форум, утром 28 июля 2011 г. был убит террористами-киллерами в самом расцвете физических и творческих сил. Это переходит грань варварства. Этот злодейский, спланированный, целенаправленный, заказной теракт был совершен наемными убийцами, подлыми врагами Дагестана и России с целью срыва форума, осложнения общественно-политической ситуации в республике, создания межнациональных конфликтов, усиления напряженности в сфере единства, дружбы народов, ослабления позиции Президента РД и наведения страха на руководство республики.


Его дела, успехи, его значимость для Дагестана, народов и науки были не по душе врагам нашей республики, и поэтому тираны, льстецы решили физически уничтожить его. Это является политическим убийством с целью ослабления общественно-политической ситуации в республике.


Учитывая мужество, заслуги перед наукой, народом, его дела, борьбу за счастье людей, единство дагестанских народов, после убийства Г.Курбанова более 40 муниципальных образований районов, городов и около 100 общественных организаций Республики Дагестан обратились к Президенту РД М.М. Магомедову, затем Главе республики Р.Г. Абдулатипову с просьбой представить материалы о Гаруне Курбанове для присвоения ему почетного звания Героя России. С их стороны этот вопрос был поднят перед полномочным представителем Президента РФ в СКФО. Может быть, пожелание дагестанцев осуществится?!


Говоря о научной деятельности Гаруна Магомедовича Курбанова, еще хотелось бы сказать, что «жизнь коротка, но память – вечна». Его философские труды вечны. О нем время от времени они будут напоминать. Если образно сказать: «Люди, как звезды: одни рождаются и умирают, оставшись безымянными, безликими, другие, как Гарун Курбанов, словно яркие созвездия, остаются навечно на небосклоне Вселенной, посылая на Землю нескончаемый поток энергии, силы, счастья, тепла, ясный и лунный свет». Пусть Гарун станет яркой, красивой звездой, освещающей нашу планету – Землю!


Гарун Магомедович был одним из лучших, хорошо подготовленных философов, политиком в Дагестане, имел разнообразные фундаментальные философские знания. Он пример для нового поколения, для людей, борющихся за светлое будущее республики.


Честному, высокообразованному, преданному своему делу Гаруну Магомедовичу Курбанову жить вечно в памяти народа и истории Дагестана! Подтверждением этому является то, что в Махачкале 26-27 марта 2017 г. прошел I Международный турнир по русским шашкам, посвященный памяти Гаруна Магомедовича Курбанова, в котором принимали участие более 40 чемпионов, мастеров по шашкам.




Магомедов А.М.,

профессор, преподаватель педагогики ДГПУ,

заслуженный деятель наук РФ








Количество показов: 328
28.03.2017 14:39

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта