К 132-й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ У. Д. БУЙНАКСКОГО Из когорты революционеров

Статьи Ёлдаш
11 сентября 2022 в 10:27 37
К 132-й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ У. Д. БУЙНАКСКОГО

Из когорты революционеров

Видный партийный и государственный деятель, руководитель дагестанских большевиков У. Буйнакский, золотыми буквами вписавший свое имя в историю Ком­мунистической партии и Советского государства, был родом из Уллу-Бойнака, от названия которого и происходит его фамилия. Родился он 8 сентября 1890 года в семье, принадлежащей к бекскому сословию Дагестана. Отец его Даниял-бек Султан-бек оглы (1850– 1904), подпоручик царской армии, служил до пенсии в конвое царя. В Дагестане Даниял-бек был назначен наибом Карабудахкентского участка Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области. После смерти жены, от которой остались четверо детей, Даниял-бек женился на узденке Сагидат из селения Параул. Сагидат родила Даниял-беку сына Уллубия. Когда Уллубий был еще грудным ребенком, в семье Даниял-бека случилась трагедия – была убита мать Уллубия. Социальное неравенство в обществе сыграло роковую роль в судьбе Сагидат: Даниял-бек из бекского сословия, а Сагидат была из середняков.

…Уллубия отдали кормилице. Молочная мать Уллубия Суйдух была из соседнего селения Губден. В одном из своих писем к Тату Булач Уллубий напишет: «У меня было три матери: первая та, которая меня родила, вторая, которая меня вскормила, вырастила. А третья та, которая меня воспитала, – это Ажав». Ажав – мать Тату Булач.

…Уллубия определили учиться в Ишкартынскую одноклассную школу, затем его отправили в пансион Темир-Хан-Шуринского реального училища, куда его приняли благодаря службе отца в царской армии, а с переходом в первый класс он был переброшен в Став­ропольскую мужскую гимназию.

Революционные собы­тия 1905–1907 годов в Рос­сии застают Уллубия в Ставрополе. Годы учебы Уллубия Буйнакского в Ставропольской гимназии считаются началом формирования его революционного мировоззрения. Политическая жизнь в Ставрополе в те годы кипела не меньше, чем в столицах. Ставропольская гимназия активно участвовала в политической жизни края на стороне революционно настроенных элементов, особенно это касалось вос­питанников старшего пансиона. Вместе со старшими товарищами по учебе Уллубий участвует в распространении среди горожан листовок и прокламаций членов подпольной организации партии большевиков, принимает участие в демонстрациях старшеклассников против антидемократических порядков и методов обучения в гимназии. В 1906 году за участие в революционном движении учащихся пансион при Ставропольской гимназии был закрыт и все ученики были переведены в другие учебные заведения. В итоге Уллубий попадает в Тифлисскую гимназию, где обучается с 5-го по 8-й класс. В годы учебы в Тифлисской мужской гимназии Уллубий был в первых рядах борцов за расширение прав и свобод студенчества и народа в целом.

Окончив полный курс Тиф­лисской мужской гимназии в 1910 году с серебряной медалью, Уллубий поступает в Московский императорский университет, выбрав юридический факультет. Но не успел он пробыть в университете и одного года, как начались «студенческие беспорядки», в которых Уллубий принимал участие. Уллубий в том же году вступил в ряды социалдемократической фракции и вместе с Г. Н. Когановым возглавил студенческую забастовку в январе 1911 года.

У. Буйнакский несколько раз исключался из университета за ак­тивную революционную деятельность. Наряду с учебой в университете Уллубий вел работу в подпольной организации партии большевиков, выполнял ее задания, выступал перед рабочими, солдатами в военных гарнизонах. В дни Февральской революции 1917 года он активно участвовал в событиях, происходящих в Москве.

В мае 1917 года по поручению ЦК РСДРП (б), вооружившись апрельскими ленинскими тезисами, У. Буйнакский прибыл в Дагестан. Он был направлен в Дагестан по заданию Центра как профессиональный революционер. Соратник У. Буй­накского А. А. Тахо-Годи в своих воспоминаниях пишет: «До приезда У. Буйнакского не было в Дагестане наиболее подготовленного человека для ведения этой работы…». По при­бытии в Дагестан он создает Агитационно-просветительское бюро, проводившее большую революционную работу среди горцев. В ноябре 1917 года был организован интернациональный по своему составу и духу Порт-Петровский военно-революционный комитет, председателем которого был избран У. Буйнакский. Объявляя о создании нового органа Советской власти в Дагестане в ноябре 1917 года, он заявил: «Отныне судьбу жителей ущелий и скал, судьбу всех трудящихся Дагестана будут решать не царские чиновники, не министры временного правительства, не шейхи и богачи, а вы сами – трудящиеся горцы, рабочие, крестьяне и ремесленники Дагестана».

Напуганные растущим размахом революционных выступлений рабочих Порт-Петровска, появлением там частей Красной Армии, вооруженные силы буржуазного дагестанского об­ластного испол­кома вместе с его чле­нами покинули Темир-Хан-Шуру и ушли в горы. Жители областной столицы, которым религиозные фанатики вдалбливали в головы, что большевики вероотступники, что они «хуже всякого гяура неверного», за убийство которого попадешь сразу в рай, в напряженном ожидании ждали наступления красноармейцев из города Порт-Петровска. Каково же было их удивление, когда в городе Темир-Хан-Шуре появился отряд, сформированный У. Буйнакским. Отряд состоял в основном из мусульман, да еще с фесками на головах. Это был тонко рассчитанный тактический ход, показавший, насколько хорошо У. Буйнакский разбирался в сложной дагестанской обстановке, проявлял высокий такт и уважительное отношение к ре­лигиозным чувствам людей.

…В марте-апреле 1918 года У. Буйнакский участвовал в ликвидации анти­советского мятежа в Порт-Пет­ровске и в Темир-Хан-Шуре. С мая 1918 года он председатель исполкома Совета Порт-Петровска, а с октября по декабрь 1918 года – член Чрезвычайной коллегии Наркомнаца в Москве по делам Северного Кавказа и Дагестана. В декабре-январе 1918 года по прибытии из Москвы в Аст­рахань назначается военным комиссаром Дагестанского конного полка. В начале февраля 1919 го­да У. Буйнакский вновь прибыл в Дагестан. 16 февраля в селении Кумторкала созывается съезд дагестанских ком­мунис­тов, где создается под­польный Дагестанский обком РКП (б) и военный Совет, который начал подготовку вооруженного восстания против Горского правительства и надвигавшейся с юга армии Де­никина.
13 мая 1919 года в Темир-Хан-Шуре во время экстренного заседания бы­ли арестованы все члены подпольного обкома и военного Совета во главе с Уллубием Буйнакским. Шел суд над У. Буйнакским и его соратниками. Главный военно-шариатский суд приговорил Уллубия Буйнакского, Абдулмеджида Алиева, Абдулвагаба Гаджимагомедова, Саида Абдулгалимова, Оскара Лещинского к расстрелу. И на рассвете 16 августа 1919 года приговор Главного военно-шариатского суда был приведен в исполнение.

У. Буйнакский и его соратники по борьбе поставили целью жизни слом ненавистного строя и уклада жизни, лишавших свободы, возможности социального и духовного возрож­дения массы трудящихся. Исход этой борьбы был не всегда ясен, а жертвы неизбежны. Сознавая это, они были готовы на смерть за свои убеждения.
У. Буйнакский был убежденным интернационалистом. Он объединял людей и борцов своей великой идеей и выбирал соратников отнюдь не по национальным «приоритетам». Расстрелянные вместе с У. Буйнакским его товарищи были представителями разных национальностей. Каждый из них любил свой народ, но никто не подчеркивал свою национальную принадлежность, тем более исключительность, выступал всегда и везде как член мно­гонациональной дагестанской семьи, как дагестанец.

Уллубий Буйнакский был выдающимся революционером, талантливым организатором борьбы с царизмом, а затем с контрреволюцией в Дагестане, способным проводить революционную стратегию в сложных условиях Страны гор. Принадлежа к привилегированному клану социальной иерархии, Уллубий порвал со своей средой и предпочел ей служение интересам обиженных и оскорбленных, обездоленных и эксплуатируемых. И ни под каким давлением не сошел с избранного пути.Убежденность в правоте своего дела, непоколебимость в борьбе, верность идеалам были спутниками его помыслов, они придавали ему силы, они определяли его выдержку. Высочайшая преданность идее, величайшее желание видеть человека свободным и счастливым, готовность на самопожертвование во имя родного Дагестана составляли уровень и мерило нравственной чистоты незаурядной личности Уллубия Данияловича Буйнакского.

На многие вопросы У. Буйнакский смотрел прежде всего с точки зрения человеческой нравственности, если речь шла о его жизни и смерти. Известны неоднократные попытки освободить его из тюрьмы. И когда появилась для этого реальная возможность, но только для него одного, он решительно отказался. Отказался по нравственным мотивам. «… Я один не желаю бежать, – сообщил он на волю, – быть освобожденным, оставить товарищей, это не по мне».
У. Буйнакский шел среди первых, не прятался за чью-то спину, не выжидал, чья сторона возьмет верх, не высматривал личной выгоды. Его высочайшая нравственность питалась традициями горского намуса. Он вобрал в себя лучшее из духовного мира свое­го народа.

Выступая на суде с последним словом У. Буйнакский говорил: «… Вы расстреляете меня и еще тысячу подобных мне, но ту идею, которая уже живет в нашем народе, ее вы не сумеете расстрелять. Я твердо убежден в победе Советской власти и Коммунистической партии и готов умереть за их торжество».

Не только соратники Уллубия Буйнакского, но и враги революции признавали в нем «Горского Ленина». Так, главный обвинитель дагестанских большевиков прокурор Басин говорил на военно-шариатском суде: «Самая крупная личность в процессе – Уллубий Буйнакский. Эта незаурядная личность своей выдержкой и полным сознанием принадлежности к большевизму, правдивыми ответами на задаваемые вопросы как судом, так и прокурорским надзором производит симпатичное впечатление».

Все, кто знал Уллубия Буйнакского, встречался с ним когда-либо, сохранили неизгладимое впечатление о нем.
В своем предсмертном письме из тюрьмы У. Буй­накский писал: «Я старался, как мог, пройти свой жизненный недлинный путь. Никто не скажет, не смеет сказать, что я был нечестен и т. д., не смеет меня поносить. Этого вполне для меня достаточно».

...Победила Советская власть в Дагестане. Сбылись мечты У. Буйнакского и его соратников. За короткий исторический период в Дагестане были проведены великие преобразования: провели индустриализацию, коллек­тиви­зацию, культурную революцию и т. д.

За период с 1920 года по настоящее время историки и ученые Дагестана не раз обращались к истории революции и гражданской войны в Дагестане в целях дать объективную оценку этим событиям. Считается, что одним из величайших поворотных событий в истории дагестанского народа была Великая Октябрьская Социалистическая революция. Она положила начало строительству нового общества, общества равных, общества без эксплуатации и разделения людей на богатых и бедных, на простых и знатных. При Советской власти образование стало делом всего общества. Тысячи школ и вузов только в Дагестане тому свидетельство.
Благодарные дагестанцы чтут память Уллубия Буйнакского и его соратников – борцов за власть Советов в Дагестане. В городе Буйнакске возвышается памятник У. Буйнакскому. Многие улицы городов России, а также школы носят его имя. В столице Дагестана установлен памятник большевикам, расстрелянным вместе с У. Буйнакским в 1919 году. Открыт и работает с 1978 года в селении Уллубийаул Мемориальный музей У. Д. Буйнакского – ныне филиал Национального музея РД имени А. А. Тахо-Годи.

З. МАГОМЕДОВ,
научный сотрудник
Мемориального музея У. Буйнакского