Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
БРАГУНСКИЕ КУМЫКИ ПОЧИТАЮТ СВОИХ ПРЕДКОВ

БРАГУНСКИЕ КУМЫКИ ПОЧИТАЮТ СВОИХ ПРЕДКОВ


05.07.2017. Представители мусульманской общины с. Брагуны Гудермесского района Чечни поклонились могилам своих ханов. Мавзолей их ныне находится на территории Ингушетии и охраняется государством. Как известно, борганы (бораган) еще с раннего средневековья обитали в области Боргустан, занимавшей юг Ставропольского края и равнины и предгорья современных Осетии, Чечни и Ингушетии вдоль Терека и его притоков. Были они расселены и на территории нынешнего Дагестана от Эндирея до Бойнака (здесь находилась столица гуннов «великолепный Варачан», по-другому – Бурджан/Борган). Борганы сражались с тимуровскими войсками долго и отчаянно, пядь за пядью отстаивая свою исконную Родину. Они отличились и в сражении на Тереке, которое последующие историки назвали «битвой народов». Источники называют среди эмиров, а по-современному – генералов, Тохтамыша прославленного Явлу-Бия Бораганского.


Фамильный мавзолей брагунских ханов (известен как Борга-Каш), воздвигнутый сразу после ухода Тамерлана, и спустя шестьсот лет остаётся свидетельством их былого могущества в Притеречье и объектом поклонения. Именно с такой целью вчера посетили брагунские аксакалы этот для них сакральный объект. Возглавлял делегацию заместитель председателя Совета старейшин Гудермесского района Батаев Шахраний-хажи. В ее составе были имам села Муртазалиев Магьаммат-Шарип-хажи, тамаза кадирийского тариката Алпаутов Висхан-хажи, тамаза накшбандийского тариката Таштемиров Расул, бывшие главы администрации села разных лет Хубиев Агьмат-хажи, Темирсултанов Мовладин, Хубиев Ибрагим. Особую посредническую роль сыграл Хасавов Салав, который связался с ингушской стороной. Транспорт был организован главой администрации села Адильхановым Рамазаном. Также эта инициатива была горячо поддержана жителями села, особенно молодежью. И в дальнейшем такие поездки будут организованы на регулярной основе.

Алимбек АДЫКОВ



Историческая справка

МАВЗОЛЕЙ БРАГУНСКИХ ХАНОВ

(Борга-Каш)

Белокаменный мавзолей (усыпальница, склеп) брагунских ханов находится на территории Республики Ингушетия, в ее предгорной части, на берегу реки Сунжа, к северо-западу от селения Плиево, на пологом склоне холма, известного как гора Шайха (высота 652 м, отрог Сунженского хребта). В историографии название Борга/Борган идентифицируется с драгунскими кумыками, народом борганы/бороганы/брагуны /барсилы, обитавшим в этом краю с VII в. (В. Б. Виноградов; Г.-Р. Гусейнов). Арабская надпись на мавзолее сообщает, что в нем в 808 г. х. (1405/06) был похоронен князь Бек Султан, сын Худайната. По мнению академика Л. И. Лаврова, Бек Султан Худайнат был представителем «бораганской знати, пережившей опустошительное нашествие Тимура (1395–1396 гг.)».

Мавзолей по архитектуре однотипен с мавзолеями золото-ордынского типа городища Маджары на Ставрополье. Имя мастера, как гласит арабская надпись, – Гирей. Имеет вид правильной призмы,

увенчанной полушарием с металлическим шпилем. Стены и купол сложены из плотного камня желтоватого цвета, твердой породы, тщательно обтесанного; кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер: надземной и подземной (погребальной). Размеры основания 4,13 х 5,56 м, высота 3,18 м. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша (ее предназначение не выяснено). Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой были увезены. По-видимому, мавзолей окружала каменная ограда, имевшая вход с восточной стороны.

Мавзолей описан многими учеными и путешественниками еще в ХVII–ХIХ вв. (Э. Челеби, И. Гюльденштедт, Ю. Клапрот, С. Броневский). Один из авторов начала XIX в. об этом святилище, пользовавшемся издревле большим пиететом среди всего мусульманского населения Северного Кавказа и обросшем многочисленными легендами и преданиями, сообщал следующее: «Около 130 верст от устья Сунжи, в нескольких верстах от северного берега ручья Назрана, впадающего в западный берег сей реки, виден на знатной и открытой вершине горы надгробный памятник шестиугольного вида, имеющий в каждом боку сажень длины и около полутора сажени вышины. Он выстроен весьма правильно по отвесу из квадратного плитняка со сводом, который покрыт муравленою черепицею. В одном боку проделан узкий вход, в другом небольшое окно. В оном лежат открыто на досках шесть нетленных тел, закутанных в одеялах и платьях разных цветов, белых, красных, желтых, бумажных и шелковых, имея головы обнаженные и безволосые... Предания о построении сего памятника, хотя возвещают глубокую древность, темны и неопределительны... Сохранившаяся надпись арабская примечательна своею простотою и краткостию: Сего дня – мне, завтра – тебе, сие писал Али-Султан» (С. Броневский).

Мавзолей освящен многочисленными преданиями и легендами. По одной, мавзолей воздвигла красавица Сув над могилой своего возлюбленного Боргана Бексултанова, имя которого и сохранилось в основе названия. Согласно другой, на этом месте находились остовы легендарных нартов, которые в течение двух тысяч лет оставались нетленными. Некоторые утверждают, что здесь хоронили тех, кто отличался праведной жизнью, по мнению других, это «окаменевшие» тела людей, случайно попавших в склеп. Известно и такое сказание: жил некогда в этих местах сеид (шейх), сподвижник Тамерлана Бурхан-хан; предчувствуя кончину, он пожелал наметить место для своей гробницы: выехал в степь на верблюде и предоставил выбор ему. Там, где верблюд остановился, и находится ныне этот мавзолей. Говорят, прежде от него исходило благоухание, напоминавшее запах спелых яблок, и он обладает чудодейственной силой. Бытовали и рассказы о хранившимся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно мавзолей этот был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х годах владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей (чеченское предание гласит, будто кладоискатели были истреблены градом и бурей).

Мавзолей – весьма почитаемое «святое» место северокавказского региона. В начале XIX в. паломники, вернувшись из Мекки, привезли «священный» халат из белого полотна (вариант – из белого сукна), в который завернули останки «святого» Бек-Султана. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е годы XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет). В засушливые годы у мавзолея совершались ритуалы прошения о ниспослании дождя. Женщины приводили сюда больных детей для исцеления. В дни мусульманских праздников к мавзолею приводили скот, предназначенный для жертвоприношения. Считалось, что в склеп входить нельзя: по поверью, страшный ветер срывает всех, кто ступит туда ногой. Некоторые же из верующих спускались для молений в подземную камеру.

Источник: Кумыкский энциклопедический словарь. Второе доп. изд. –Махачкала, 2012. С. 227–228.





Количество показов: 815
06.07.2017 13:17

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта