Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ



 

   (К истории мусульманского ренессанса в России начала ХХ века)


(Продолжение.  Нажми, чтобы просмотреть начало  1начало 2)


Открытие и первое богослужение в новой мечети


Оно было приурочено к 300-летию До­ма Романовых. К празднованию 300-летия дома Романовых мечеть была готова вчерне, здание отапливалось, но внутренние отделочные работы не были закончены.


На торжественные мероприятия в честь 300-летия династии Романовых в столицу со всех концов России съехались до 100 депутатов от мусульманских общин. Приехали в столицу эмир Бухарский Сеид-Мир-Алим хан (сын покойного Сеид Абдул-Ахад хана) и хан Хивинский Сеид-Асфендиар Богадур. Кульминацией торжеств стал общественный намаз 21 февраля 1913 г. в соборной мечети. Во время открытия имам Мухаммед-Сафа Баязитов в своей речи сказал, что «по прямой заповеди Корана мы верой и правдой, не за страх, а за совесть, чтим власть и законы того государства, к гражданам которого принадлежим».


На другой день группа столичных мусульман во главе с генералами Али Шейх-Али и Абдул-Азизом Давлетшиным и с Мухаммед-Сафой Баязитовым присутствовала на приеме для принесения поздравления по случаю 300-летия царствования дома Романовых.


В адрес императора Николая II


В адресе российских мусульман Николаю II, подписанном группой консервативных мусульманских деятелей – Баязитовым, членом Попечительского комитета Царскосельского приюта, кандидатом ком­мерции Фатихом Байрашевым, председателем Комитета по постройке соборной мечети в столице полковником Абдул-Газисом Давлетшиным и генерал-майором Али Шейх-Али, было сказано:


«Всевышний три века назад вручил венценосным предкам Вашим судьбы великой России. С тех пор росла и крепла мощь России, а с нею и благоденствие входящих в состав ее народностей, в том числе и многих миллионов верных Вам мусульман.


Непрестанными сердечными заботами о благе своих верноподданных венценосные предки Ваши и Вы, великий государь, приобщили нас, мусульман, к благам просвещения и упрочили благосостояние наше.


Преисполненные за эти великие ми­лос­ти вечною благодарностью Вам, ве­ли­кий государь, и державным предкам Ва­шим, мы и потомки наши пребудем в веч­ной любви и преданности к престолу рос­сийскому и дорогому отечеству нашему.


И в той же мечети, которая с высокомилостивого соизволения Вашего императорского величества будет возведена в столице обширной Российской империи, вознесутся к Всевышнему мольбы Ваших верноподданных мусульман г. Петербурга о ниспослании благоденствия Вашему императорскому величеству и всему Дому Вашему на пользу и славу великой нашей родины».


В день торжественного открытия столичной мечети на счет комитета внесли свои пожертвования бакинские мусульмане Г.-З. А. Тагиев (15 тыс. руб.), Муртаза Мухтаров (5 тыс. руб.)


Кто был кто


Мухаммед-Сафа Атауллович Баязитов (1877, Санкт-Петербург – 1937, Казань) – религиозный и общественный деятель, последний муфтий ОМДС, назначенный царем. Получил светское образование в знаменитой столичной гимназии Гуревича, окончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Окончил медресе “Мухаммадия” в Казани. С 1905 по 1911 гг. состоял соредактором газеты “Нур”, после смерти А.Баязитова продолжил его дело. С 1911 года исполнял обязанности имама второго мусульманского прихода, а в 1914 г. был назначен военным ахуном (наставником) Петроградского гарнизона.


Его отец – Атаулла Баязитов (1846-1911) был выдающимся улемом, мударисом и публицистом. В 1871 г. он получил приглашение из Петербурга, где возглавил 2-й мусульманский приход, позднее стал военным ахуном Петербургского гарнизона. Одновременно Атаулла состоял переводчиком, лектором тюркских наречий и мусульманского права в Учебном отделе восточных языков Азиатского департамента при Министерстве иностранных дел, преподавателем основ ислама в разных учебных заведениях Петербурга, в том числе и в Пажеском корпусе. В Петербурге он изучает русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Ахун Атаулла был вхож в высшие круги имперской администрации, лично знаком с председателем Совета Министров П.А. Столыпиным.


В 1914 г. вместе с генералом Шейх-Али и предпринимателем Фатихом Байрашевым создает политическую партию “Сырат аль-Мустаким” (“Правый путь”). В уставе партии декларировалась основная цель – объединение русских мусульман для изучения и развития культурных идеалов мусульманства, просвещения и всестороннего поднятия благосостояния единоверцев на почве строгой законности, верности монарху, единства и целостности России.


С 28 июля 1915 г. по 22 марта 1917 года – муфтий Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.


Официальные документы характеризуют М.-С.Баязитова как “человека, чуждого фанатизма и нетерпимости, искренне преданного престолу и родине, остающегося твердым в своих убеждениях”. В 1916 г. муфтий был награжден так же, как прежде его отец, орденом Святого Станислава.


В 1918 г. М.-С.Баязитов некоторое время исполнял обязанности имама Соборной мечети в Петрограде. Существует версия, что в начале 1920-х годов Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936), избранный в 1921 г. муфтием и председателем Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), пытался помочь М.-С.Баязитову и просил отпустить его в Турцию. Мухаммед-Сафе якобы было дано разрешение на отъезд без семьи и предоставлен билет, но он отказался уезжать.


В годы сталинского «большого террора» был репрессирован («султангалиевщина»). арестован 06.12.1937 г., осужден 21 декабря по статье 58, п. 10, расстрелян 26.12.1937 г. Реабилитирован посмертно.


Первое богослужение в столичной мечети


Мечеть была торжественно открыта 22 февраля 1913 года в присутствии эмира Бухарского Сеид-Мир-Алим хана (сына покойного Сеид Абдул-Ахад хана) и хана Хивинского Сеид-Асфендиар Богадура, прибывших в Санкт-Петербург в связи с торжествами.



Мусульмане и члены комитета по постройке соборной мечети в зале храма (В центре генерал Али Шейх-Али; 10-й слева – художник-архитектор, гражданский инженер Н.В.Васильев; 12-й слева – гражданский инженер С.С.Кричинский). Автор съемки Я.В.Штейнберг. 1916. ЦГАКФФД СПб.


Вот что писала газета «Россия» от 23 марта 1913 г. об этом событии в статье «Царь и мусульмане»: «… Для русс­ких мусульман значение юбилея рода Рома­новых огромно. Будущий историк оценит этот знаменательный момент по достоинству, интересно отметить, что благодаря ему они обогатились новыми просветительными учреждениями и лучше всяких громких и красивых фраз доказали свою преданность своей стране и вместе с русским народом отпраздновали юбилейные дни.


Ряд новых библиотек, читален, учебных заведений, больниц и других богоугодных заведений на вечные времена украсятся именем Дома Романовых….


Пожелаем от искреннего сердца, чтобы события эти убедили мусульман, что они не пасынки России, а её верные сыны, и что всю свою жизнь они должны посвятить величию и счастью своей великой родины – России».


Строительство мечети планировалось завершить к 1914 году, но началась первая мировая война, в которую втянулась и Россия, а затем 1917 год и гражданская война, ввергнувшие страну в пучину нескончаемых бед и страданий.


Летом 1914 года в мечети состоялось еще одно богослужение, в котором приняли участие тысячи офицеров и солдат-мусульман, отправлявшихся на фронты Первой мировой. Столь долгожданное событие, как строительство в столице империи главного мусульманского храма, оказалось из-за начавшейся Первой мировой войны и двух революций долгостроем.


Таким образом, мы видим, что благодаря благотворительной, культуротворческой деятельности и прежде всего самой татаро-мусульманской общины Санкт-Петербурга и всей Российской им­перии и благоволения им императора Николая II ислам в России вступил на путь своего «возрождения» или «пробуждения». Именно здесь, в российской столице, была возведена самая крупная мечеть в Европе (вмещает от 3000 до 5000 чел.) и открыта (хотя и вчерне) в дни празднования 300-летия дома Романовых 21 декабря 1913 года. Однако полностью отделочные работы были завершены только после революции. 30 апреля 1920 года – эта дата указана на портале мечети.


А город на Неве стал своего рода местом, где были заложены многие начинания российских мусульман: здесь напечатан первый типографский экземпляр Корана (он был напечатан в типографии Ильяс-Мирзы Бороганского), зародилось мусульманское политическое движение в лице мусульманской фракции в Государственной думе Российской империи и мусульманской политической партии «Сырат аль-Мустаким» («Правый путь») с генерал-майором и общественно-политическим деятелем Али Шейх-Али (Шейхалиевым) и религиозным деятелем , просветителем Мухаммед-Сафой Баязитовым.


(Продолжние следует)



Количество показов: 151
12.07.2019 14:00
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта