История старого знамени

Среди множества экспонатов, выставленных в Гунибском краеведческом музее, неизменный интерес у посетителей вызывает знамя, которому более 190 лет. Оно принадлежало одному из лидеров национально-освободительного движения народов Кавказа Умалат-беку Буйнакскому, чье имя благодаря перу А. Бестужева-Марлинского не сходило с уст читающей публики огромной Российской империи. Его повесть «Аммалат-бек», изданную в 1832 году в «Московском телеграфе», зачитывали чуть ли не до дыр.

Знамя было захвачено царскими войсками в октябре 1831 года в бою у селения Эрпели. Сам стяг (83 х 157 см) представляет из себя двухконечное серое полотно с пришитыми на откосах красными вставками. И в традициях древних мусульманских государственных и военных символов на ней сделана надпись: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Его. Помощь и Сила только в Аллахе Всевышнем и Великом. Мы одержали для Тебя знаменитую победу».

Как же знамя, свидетель многих малых и больших баталий, гремевших на дагестанской земле в XIX веке, уцелело и бывшее некогда экспонатом императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге очутилось в музее дагестанского горного аула? Об этом наш рассказ.

Это был не первый и не последний трофей той долгой войны. Нескончаемый поток сражений и стычек в деле «водворения имперского владычества на Кавказе» приводил к накоплению захваченных знамен, холодного и огнестрельного оружия, которые, как правило, вначале передавались в штаб-квартиры полков, затем доставлялись в Тифлис, где пребывал сам Главнокомандующий Кавказской армией. Но где хранить эти предметы, имевшие историческое значение, мало кто знал. Поэтому большая часть трофеев, в их числе и знамя Умалат-бека, была отправлена в Санкт-Петербург и пополнила коллекции императорского Эрмитажа.

Спустя годы возникла идея создания в Кавказском крае своего военно-исторического музея. Его строительство в столице Грузии с Высочайшего соизволения началось в октябре 1885 года и завершилось лишь спустя семь лет. Директором был назначен известный военный историк, генерал В. Потто, чьими усилиями была заложена научно-идеологическая концепция музея, отлажена система поступления, хранения и учета музейных предметов.

Согласно описи, здесь хранилось 44 единицы знамен, захваченных царскими войсками во время Кавказской войны. В 1906 году из императорского Эрмитажа поступают еще 27 единиц, и среди них знамя Умалат-бека. В сопроводительном письме имелось указание о том, кому оно принадлежало и в каком году захвачено.

В 1912 году в Тифлисе ученик Кавказского общества изящных искусств, дагестанский художник Халил-бек Мусаясул создал оригинальное полотно «Символика Дагестана». Он сделал зарисовки всех дагестанских знамен Кавказской войны, хранившихся в военно-историческом музее. Причем полотно передает все важные детали: цветовое исполнение, наверщение на древке знамени, форму полотнища и т. д. Картина была выставлена в США в Метрополитен-музее, а потом вернулась на родину.

Военно-исторический музей в Грузии полноценно функционировал до декабря 1914 года. В связи с неудачными действиями Кавказской армии в русско-турецком театре военных действий (в районе г. Сарыкамыш) Главком армии, боясь потери Тифлиса, принял решение эвакуировать все государственные учреждения в Ставрополь. Не миновала сия печальная участь и военно-исторический музей, где он будет находится до начала 1923 года.

Новое политическое руководство тогдашней Грузии не проявляло интереса в восстановлении деятельности военно-исторического музея. И все же в феврале все экспонаты музея вернулись в столицу Грузии, но это мало кого волновало, и все музейные ценности были отправлены в сырые подвалы хранилищ Центрального архива.
Время возвращения коллекций совпало с активными процессами национально-культурного строительства на всей территории Кавказа. Ярким проявлением этого были организация и открытие республиканских музеев. Не стал исключением и Дагестан. Директор созданного в конце 1923 года в столице республики краеведческого музея Д. Павлов был хорошо осведомлен о хранившихся коллекциях в подвалах архива Грузии. По этому поводу Д. Павлов писал, что поскольку эти ценности не использовались грузинской стороной, «то имелись все и формальные, и нравственные основания начать хлопоты по переводу их в Дагестан». Совет народных комиссаров обратился с данной просьбой к властям Грузии.

Наркомпрос Грузии в своем постановлении не возражал о возвращении исторических документов и музейных предметов, имевшихся в военно-историческом музее. 20 марта 1925 года в газете «Красный Дагестан» была размещена статья «Ценное пополнение Дагестанского музея», где сообщалось, что из Тифлиса в Махачкалу было доставлено два вагона с частью музейных ценностей. В их состав входило 100 музейных предметов, среди которых были подлинные полотна Франца Рубо, портреты участников Кавказской войны, а также знамена в количестве 22 единиц. Среди возвращенных знамен были стяги имамов Кази-Мухаммада, Гамзат-бека, Шамиля, наибов Хаджи-Мурада, Бук-Мухаммада, Даниял-бека, Магома-Омара, Али-бека, Ташев-Хаджи… И конечно же, знамя Умалат-бека Буйнакского. Но почему из всех этих знамен лишь только одно знамя Умалат-бека потом очутилось в Гунибском музее, до сих пор остается для меня тайной.


Р.S: Летом 2018 года в Дагестан из Москвы приехали предста-вители Государственного научно-исследовательского института реставрации. Поводом для визита послужил проект, который проходил при поддержке Минкультуры РФ, по научной реставрации комплекса знамен периода Кавказской войны. К сожалению, о результатах работы московских реставраторов мы так ничего и не узнали.