Бийсолтан Гаджимурадов: поэт родом из Эндирея

Бийсолтан Гаджимурадов – поэт родом из Эндирея. В силу сложившихся обстоятельств, чрезмерной критичности по отношению к творчеству известных поэтов и писателей А. Аджиева, А-В. Сулейманова, М.-С. Яхьяева, Ш. Альбериева, Б. Магомедова, М. Атабаева и других, склонный, в отличие от них, не к украшательству современной жизни, а к её критическому осмыслению, он с начала 1950-х годов противостоял им своим трезвым отображением реальности. Б. Гаджимурадов не робел даже перед именитыми писателями старшего поколения, говорил с ними на равных.

В 1973 году в госиздательстве был издан небольшой сборник его произведений «Акташ», а в 1987 году такой же сборник «Обновление» («Тюрленив»), хотя его поэтический портфель был полон сатирическими, любовными и пейзажными стихотворениями, баснями и поэмами. Как же так получается, что творческое наследие этого поэта остаётся «вещью в себе» и вскоре будет забыто. А его самого уже нет в живых. Оказавшись на склоне лет в трудном материальном положении, лишённый возможности печататься в государственных печатных органах, в 2000 и 2006 годах Бийсолтан вынужден был издавать свои произведения малыми тиражами. Наряду со стихотворениями и поэмами автор поместил в них и свои литературно-критические работы.
Ниже мы приводим названия книжек, подаренных в своё время автору этих строк А.–К. Ю. Абдулатипову: «Тополёк» («Субай», 2000) – сборник стихов и поэм; «Спокойная девушка» («Сабур къыз», 2000) – сборник стихотворений; «Поэт-наме» («Шаир-наме, 2001) – сборник стихотворений, поэм и литературно-критических статей; «Армейский парень» («Асгер яш», 2001) – сборник стихотворений, поэм и литературно-критических статей»; «Роза» (Анжи, 2001) – сборник стихотворений и поэм; «Конец света» («Къыямат гюн», Анжи, 2001) – сборник стихотворений и поэм; «Золотая рука» («Алтын къол», 2001), «Младшая» («Гиччи къыз, 2001), «Душевная» («Гёнгюлжан», 2001). В сборники вошли произведения, созданные Б. Гаджимурадовым с конца 1940-х годов.

Следует сказать, что он великолепно владел родным языком, знал историю своего народа, его фольклор и литературу. Обладал солидными знаниями в области литературной критики и литературоведения. Иногда в его критических высказываниях наблюдался перехлёст, который возникает в пылу полемики.

Остановимся на первом сборнике его произведений «Акташ» (1973), в котором затронуты проблемы, характерные для кумыкской литературы постоттепельного периода.
В стихотворении «Мир» («Дюнья») автор говорит о любви к нашей планете, о том, что хотел бы обнять её как заботливый отец, как влюблённый в свою возлюбленную молодой человек, чтобы уберечь её от бед.

В стихотворении «Моя мать» («Анам») поэт вспоминает, как теперь убелённая сединами мать оберегала своих пятерых детей в суровые годы военного лихолетья, когда свирепствовали голод и холод, отдавая детям последнее.
Она изнутри сгорела, исхудала. Сама ложилась на полу, устраивая нас на тахте, она была опорой нашей.

Довольствуясь половинкой, нам отдавая целое,

Она изнутри горела, исхудала, истаяла.


Сама ложилась на полу, устраивая нас на тахте,


Она была опорой нашей.



Оьзю – ярты, бизге савну хапдырып,


Ол ичинден гюйдю, азды, ириди.


Оьзю – ерде, бизин тахда ятдырып,


Аркъабызгъа таяв болуп юрюдю…

В сборник включены и любовные стихи автора: «Чёрный виноград» («Къара юзюм»), «Выйди в сад» («Бавгъа чыкъ»), «Ты явилась поводом» («Сенсен багьана») и другие. В сборнике внимание привлекает и поэма «Отцу» («Атама»), основанная на воспоминаниях о покойном отце. В ней рассказывается о его добрых деяниях в голодные годы войны, о его наставлениях быть добрыми, оказывать помощь нуждающимся.
Среди лучших стихотворений сборника «Субай» можно назвать «Эндирей – моя родина» («Эндирей – мени элим»). Поэт исполнен чувством гордости за своё селение:

Эндирей – моя родина.

С родиной я окреп.


Стал толмачом между людьми


Эндиреем подаренный мне язык.


Эндирей даровал мне память,


Необходимую мне с тех пор, как вырос.


Если кто произнесёт Эндирей,


Сердце уподобляется горе.

Поэт сожалеет, что на этой обетованной земле «нет хозяина», нет чувства единства, что разобщенность общества, особенно тех, кто ведёт себя как голодные волки, вызывает в душе поэта разочарование и уныние.

В стихотворениях «Давай скажем» («Айтайыкъ»), «Къумукъ-наме» («Кумык-наме»), «Человечность» («Адамлыкъ»), «Имя отцов» («Аталаны аты») и других поэт говорит о своём глубоком горе, острыми когтями терзающем его сердце: многие оказались на грани истощения. Он проклинает лжецов, которые довели народ до такого состояния. Поэт высоко ценит понятие «кумык» – это нравственность, распахнутые для друзей объятия, это человек, сломивший пришедшее зло, накормивший голодного, взявший на себя долг сеять добро. Говоря о корнях кумыков, поэт пишет:


На его лугах ржали огузские кони,


На его полях пасся кипчакский скот.



Отлавунда огуз атлар кишнеген,


Сувлавунда къыпчакъ тувар гюйшеген.

Особое значение в жизни народа, по мнению поэта, имеют отцы, «колени которых цветут, лица которых сеют свет, в трудные дни их слова вернули нам память. Их имена нетленны». По мнению Б. Гаджимурадова, только слабые не ценят отцов.

В сборнике «Субай» есть и любовные стихи поэта. Такие как «Говори, гостья-девушка» («Сёйле, къонакъ къыз»), «Мало» («Аз»), «Капает вкусность» («Татыв тама»), «У забора» («Чыр тюпде») и другие. О силе красоты девушки поэт пишет:

Звезды плывут в небе,

Их лик озарен красным сиянием.


С тех пор, как ты разлила своё сияние,


Стали гаснуть звезды.



Юлдузлар юзе оьрде,


Юзлери къызыл кюрде.


Сен гелип, нюрюнг себип,


Юлдузлар бара сёнюп.

С самого начала своего творчества Б. Гаджимурадов стал создавать свои остросатирические стихотворения, не укладывающиеся в рамки метода социалистического реализма. Об этом свидетельствует созданное в 1949 году стихотворение «Пестрый человек» («Адамланы аласы»), в котором он раскрывает образ бюрократа, который делает вид, что постоянно занят, даже маленькое дело затягивает на неделю, заявления людей лежат, оставаясь нетронутыми. На тех, кто его критикует, обрушивается «как пушка». Но зато он очень ласков с вышестоящими, умело скрывает свои промахи. Поэт думает о том, когда же разоблачат этого пёстрого человека. Такого же бюрократа поэт разоблачает в стихотворении «Хозяин» («Хожайын»).­

В стихотворении «Не смогли вы понять» («Англамагьа болмадыгъыз») Б. Гаджимурадов с горечью в душе сетует на то, что современники, не сумевшие понять, растоптали его как лист, сорванный с ветки, что его песенная сорочка съедена молью зависти, что глаз ненависти постоянно роняет горькие капли, что душа не позволяет растопить лед. Он пишет, что недостойные стремятся вверх, что бездельники присваивают подарки. С одной стороны, его возмущает отсутствие внимания к достойным, а с другой – вседозволенность. И тут же он пишет о том, что он свободен и что он наследник народа. Несмотря на это, его обливают грязью, уничтожают его произведения. Однако, несмотря на все это, он верит, что наступит время, когда народ сравнит его с жемчугом эпохи, когда охотно будут читать его стихи и беречь их как нечто бесценное, передавать из поколения в поколение, будут посвящать ему свои молитвы.

Хочу завершить свою статью сти­хотво­рением этого прекрасного поэта.

Деды мы

Я расту, свой кручу ус

В пору радостей и бед.


Жизнь сама меняет курс,


Сын вчерашний утром дед.



Жизни драма хоть сложна,


Но еще сложнее жить.


Дети наши ведь сполна


Поспешат нас заменить.



Все довольны, сами так


Зреют зёрна нас, отцов.


Ой, мы рады, горды как


Ростом милых сорванцов.



Деды мы годины сей,


Будет дедам и свой дед.


Пусть нам на планете всей


Дедом станет, кто добр и сед.



Пусть главой бывает он


Людям мира, да скорей.


Внучки, внуки миллион


Жили долго, веселей.


22.11.2002 г.

Абдулкадыр АБДУЛАТИПОВ

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля