А почему нам нельзя жить в безопасном и цветущем Дагестане?

Было время, когда из Хасавюртовского района мы получали сводки как с войны: «Взорвали… Убили… Ограбили… Украли человека…». Слава Всевышнему, прошли те времена. Сегодня Хасавюртовский район — один из благополучных в республике и лидер в социально-экономичном развитии. Как же удалось им погасить огонь экстремизма и терроризма?

У крупного региона всегда и проблемы крупные, но они в Хасавюртовском районе решались постепенно. Только за последние 5 лет построено огромное количество школ, садиков, парков и благоустроены улицы. И это благодаря приоритетным проектам. Это радует.

И сегодня, шагая по этим улицам, отдыхая в парках и отправляя детей в новые школы, вспоминаешь дни, когда, выходя из дома, не знал, вернёшься ли домой живым.

За последние 5-6 лет в районе да и в республике таких резонансных происшествий, террористических актов не было, и это очень радует. Но иногда думаешь: это временное затишье или с прошлым покончено навсегда? Ведь свежи в памяти трагические дни, когда боевики объявили настоящую войну представителям силовых структур.

Перебираю старые записи…

2003 год. Утром Мухтарпаша Бикеев на машине, подбирая по дороге сос­лу­живцев Шамиля Шарудинова, Тагира Стамбулова и Валида Эсуева, ехал на работу в Хасавюртовское РОВД. В одном из переулков города они заметили, что неизвестные окружили работника уголовного отдела РОВД Заура Бекболатова. Развернулись и хотели помочь товарищу. Неизвестные оказались боевиками, и они там же расстреляли безоружных работников…

2013 год. Пост ДПС города Хасавюрта. Прикомандированные сотрудники МВД РФ для проверки останавливают машину «Приора», и в этот момент раздается мощный взрыв. Водитель взорвал себя. Погибли 4 прикомандированных полицейских, ещё 6 попали в больницу с ранениями.
Между этими двумя датами произошло немало террористических актов во многих городах республики. Много погибло работников силовых структур, многие дети остались сиротами.

Необходимо было принимать кардинальные меры. В администрации Хасавюртовского района была создана лекторская группа из разных структур, которая встречалась с учащимися школ. Имам района каждую неделю в одном селе проводил маджлисы, подключились СМИ. Отдел АТК начал проводить адресную профилактику с вдовами и детьми боевиков. Создавались комиссии по адаптации к мирной жизни: если боевик сдается и при проверке выяснится, что он не принимал участия в боевых операциях и покушениях, то его не задерживали. Слаженно работали и силовые структуры. В 2016 году обстановка изменилась: были раздроблены группы боевиков, многие уничтожены. Сторонники террористов, или же те, кто уходил в лес, начали возвращаться домой и выбирать мирную жизнь. Некоторые сбежали в Сирию. В Сирии из Хасавюртовского района в боевых действиях участвовали 70 человек, все они были объявлены в федеральный и международный розыск. Многие из них погибли. Проводилась большая профилактическая работа по категории «религиозный экстремизм», их в районе в те годы было зарегистрировано 850 человек, сегодня в разы меньше.

Шакир Асиев из села Покровское был задержан спецвойсками как пособник: оказал финансовую помощь главарю Хасавюртовского бан­д­формирования Исмаилу Янгизбиеву. На допросе он этого не отрицал.
Скорее всего, после уничтожения И.Янгизбиева был найден список оказавших ему помощь. Состоялся суд, Ш. Асиеву дали три года условно с испытательным сроком на 2 года. В 2013 году он был снят с учета.
Глава села М. Хункаров, информируя членов АТК, сказал, что Шакир общественник, уже второй раз от партии «Единая Россия» избирается депутатом местного Собрания.
Директор школы Марьям Садулаева также положительно отозвалась о Шакире Асиеве.
– Школа – место, где молодой человек получает не только знания, но и воспитание. В нашей школе патриотическому воспитанию уделяется особое внимание. Более того, его отец Ильман около 40 лет работает в школе, его ученики призеры республиканских конкурсов. Сын, который воспитывался в такой семье, думаю, умышленно не совершит противоправные действия.
Имам села Лечи Хункаров тоже об этой семье отозвался хорошо и заметил, что оступившемуся нужно помочь.

«Два раза об один и тот же камень спотыкаться нельзя!»

После заседания мне удалось поговорить с Шакиром и его отцом Ильманом.

– Шакир с малых лет был очень подвижным ребенком, – говорит отец. – Может, поэтому, когда он подрос, его желание заниматься восточными еди­ноборствами я одобрил. Он был физически развитым. В этой секции занимался и И. Янгизбиев, там они и познакомились.

– Я тогда учился в школе, – говорит Шакир. – В секции занимался до 1999 года, до окончания школы. Там же все друг друга знают, становятся как братья. После школы я не продолжил учебу, помогал родителям по хозяйству. Трудные годы были. В 2006 году ночью меня в наш сад вызвал Исмаил. Я вышел.

– Я уезжаю за границу, помоги и ты, – сказал он. Я отдал 3000 рублей.
Я только потом узнал, что он был амиром Хасавюртовского района. Его уничтожили в 2008 году.

– 7 октября 2008 года ра­но утром наш дом был окружен сотрудника- ми пра­воохранительных органов, – рассказывает Ильман. – Увезли сына. Потом состоялся суд. Шакир рассказал, как все было. Ему как пособнику дали 3 года. Сегодня он работает рядом со мной.

– Я продолжал заниматься изготовлением столиков и подставок под телевизоры, в одно время перегонял машины из Тольятти, – рассказывает Шакир. – Сейчас я работаю егерем Дагестанского общества охотников и рыболо⬬ов в Бабаюртовской зоне.

– Многие молодые люди уходили в леса, в Сирию, твое отношение к ним?

– Однозначно против. Им в первую очередь нужно думать о родителях, семье и детях.

– Надо слушаться родителей, они плохого не пожелают детям. Мать никогда не отправит сына в лес, – говорит Ильман. – Нельзя играть с судьбой. Я не оправдываю своего сына, он постоянно под моим наблюдением. В 2004 году он женился, воспитывает 3 детей.

Три судьбы

После заседания я беседовал и с главным специалистом отдела АТК администрации Хасавюртовского района Абдурашидом Гамзатовым.

– Абдурашид, когда разговариваешь с пособниками, они не виновны. Шакир тоже из этой серии и вроде его судили за мелочь. Прокомментируйте ситуацию…

– До администрации я долгие годы работал в правоохранительных органах. Они всегда пытаются оправдывать себя. Многие осознанно выбирают этот путь, некоторые потом узнают. Шакир не отрицает, что дал денег Исмаилу. По закону это финансовая помощь террористу. За это он и получил наказание. Наша комиссия проводит большую работу по возвращению террористов к мирной жизни. Много встречаемся с семьями, родителями и детьми. Встречаемся с теми, у кого дети воюют в Сирии, вдовами боевиков и их детьми. Приведу несколько примеров.

3 года назад у главы МО «Хасавюртовский район» Джамбулата Салавова состоялось заседание АТК, где было рассмотрено заявление участника незаконных вооруженных формирований (НВФ) Магомеда Хадушкаева.

М. Хадушкаев родился в 1982 году в с. Нурадилово, окончил местную среднюю школу, некоторое время работал на стройках. Последний год был членом НВФ и жил в лесу. Как он говорит, он не принимал участия в терактах и покушениях. Осознанно принял решение вернуться к мирной жизни. Отдал оружие работникам внутренних дел.
– Я ушел в лес год назад, все началось с интернета, – говорит М. Хадушкаев. – Я просматривал разные сайты, читал содержимое религиозных сайтов и втянулся. Кроме этого, я с юных лет любил оружие. Вот эти увлечения и привели меня в лес. Уже там я понял, что поступил глупо и искал пути к возвращению. Услышал, что в районе имеется такая комиссия и решил обратиться. Я никого не убивал и в терактах не участвовал. Я, пользуясь случаем, что здесь телевидение, прошу всех, кто в лесу, вернуться к мирной жизни.

Тогда принимавший участие на заседании руководитель УФСБ России в Хасавюрте М.Гамзатов отметил, что явившиеся в органы с покаянием, у кого за спиной нет преступлений, освобождаются от уголовной ответственности.

Комиссия рассмотрела заявление М.Хадушкаева и подготовила ходатайство в вышестоящую комиссию.
М.Хадушкаева освободили, и он сегодня дома, занимается евро­ремонтом частных домов.

Арслан Гайдарбеков из с. Кар­ланюрт за пособничество отсидел 5 ет и сегодня выбрал мирную жизнь: у него семья, любимая работа. В 2017 году по телевидению он обратился к заблудшим, кто ещё в лесах.В те годы на ГТРК «Дагестан» сняли фильм про Арслана Гайдарбекова. 24 августа 2021 года я достал номер его телефона и позвонил, объяснив, кто я.

– Я продолжаю работать в своей мастерской по ремонту автомагнитол, у меня все хорошо, – ответил он.
Отступившие от традиционного ислама некоторые молодые люди часто не слушаются родителей, терроризируют их за то, «что работают у неверных и служат им», а эти трое молодых людей сделали правильный выбор и сегодня они с семьей, рядом с родными и близкими.

Три человека, три судьбы. Они лишь толика из многочисленного количества одурманенных чуждой нам идеологией, но они нашли в себе силы вернуться к мирной жизни. А многие еще не осознают, что, обманываясь, они выполняют волю бандитов, которые прикрываются флагом ислама и причиняют горе многим семьям. Большинство из них погибают совсем молодыми.

Сегодня нам, как никогда, нужны мир, уважение друг к другу, единство. В единстве наша сила.