Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

Без иллюзий

Без иллюзий

  
  Атав Атаев писал и продолжает писать стихи, в которых выражена тонкая наблюдательность о мире людей, переданная своим неповторимым поэтическим голосом. Реальность, уведенная через собственную зоркую оптику трепетно переживающей души, стремящейся поделиться своими мыслями, сомнениями, делает авторский взгляд убедительным и прозорливым. Но в восьмидесятые годы открылась новая грань дарования кумыкского поэта как писателя. Неторопливость и основательность размышлений, неприукрашенный подход к жизни, заявленные в стихах (сошлюсь хотя бы на московский сборник «Вращение земли»), еще рельефнее обозначились в пьесах. Кумыкский театр, известный своими давними богатыми традициями, ставил разные по характеру пьесы Атава Атаева: сатирическую комедию «Одни приходят, другие уходят», лирическую драму «Надежда моя», драму в стихах «Ташбике». Была премьера и за пределами Дагестана – комедия «Кто следующий?», которую поставил Марыйский драмтеатр в Туркмении.


Особо опасный случай, описанный в пьесе «Кресло», как и многие его драмы, включенные в данное издание, легко проецируются и на нашу действительность, если не забывать, что живучие призраки прошлого мертвой хваткой держат настоящее за горло. Бывший городской владыка Башчы Хюрметли с его 40-летним стажем руководства вышел из того до боли памятного времени, когда выдвиженцы приобретали власть в пожизненную собственность. Градоначальник может иметь, как в бессмертной щедринской истории другого города, фаршированную голову. А может слиться, как в пьесе Атаева, с креслом: один пульс, одна кровеносная система...


Кресло – опознавательный знак власти, символ бюрократического могущества. Оно способно диктовать своему счастливому обладателю нужные жесты, слова, походку, выражение лица, схему поведения. Цинизм разъедает откровения Башчы, ничего общего не имеющего, увы, с истинной моралью. Не сомневаюсь, что исповедь и «рецепты» Башчы внимательный читатель (и, надеюсь, будущий зритель) воспримет как саморазоблачение власти, как наглядную ее демифологизацию.


Тяготея к нестареющему жанру социальной комедии, Атаев доводит ситуацию до абсурда, предельно заостряет комизм положения. Сцены проводов на заслуженный отдых Башчы и не менее торжественных его похорон достигают остроты и характерности фарса. Нет, однако, лихорадочной торопливости разоблачения, столь популярной в нынешнее время разрешенной гласности. Нет того, о чем пишут в работах о комическом: «смех казнит несовершенство мира». Конечно, срываются покровы с номенклатурных тайн, но критическая позиция автора обнаруживается без помощи указующего перста моралиста. Идет наращивание смыслового подтекста, вызревание мысли о чудовищном несоответствии оболочки и сути, респектабельной упаковки власти и ее внутренней несостоятельности, духовной нищеты. Анатомия политиканства вскрывает существо профессиональной привычки придавать полнейшей бессмыслице видимость дела.


Секрет комического, наверное, в том, чтобы не перегибать палку, не перехватывать через край. Вот это драгоценное для литератора чувство меры я нахожу у Атаева - в том, как умело он организует пространство пьесы, проявляя похвальную сдержанность изобразительных средств, неназойливо, к примеру, обыгрывая крылатые штампы перестройки - гласность.


Герой пьесы - новоизбранный мэр, как и все мы, стоит на переломе, на развилке дорог. С одной стороны, происходит трудное, но неотвратимое прощание с лжеценностями. С другой - сквозь яркие приметы новейшей злободневности проступает все та же былая имитация общественной активности. Рабочий Идрис говорит об экспериментах на заводе, а мы, наученные опытом, легко узнаем знакомую игру в «перестановки-перетряски».


Колеса перестройки увязли бы в трясине прошлого, если бы мы капитулировали перед загадками власти вместо того, чтобы спокойно разобрать механизм мнимого народовластия. Пора опомниться, присмотреться к себе, научиться уважать себя. И не спешить доверять, оправдывать, разделять высокую самооценку любых властолюбцев.


На мой взгляд, пьеса, рождающая такой строй мыслей, заслуживает поддержки, понимания и благодарного отклика.


Контекст последующего времени доказал правоту драматурга Атаева. Во всех других произведениях, вошедших в книгу, – комедиях, сатирических драмах, пьесах на историческую тему, автор через наблюдательность публициста, сатирика и бурлескного человека сочетает в себе многогранность литератора, знающего не только национальную природу своей географии, но и философию жизни и быта своего народа.


Он без иллюзий воспринимает все происходящее, возвышаясь над этим пафосным и циничным миром. Спасается улыбкой, смехом и доброй шуткой. А это было во все времена действенным оружием.



Казбек СУЛТАНОВ, Москва



Количество показов: 457
02.11.2018 00:00
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта