Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

Герой Первой мировой войны из Порт-Петровска

Герой Первой мировой войны из Порт-Петровска



О подвигах и доблести Георгиевского кавалера штабс-капитана Павла Гурдова (1882-1915)

 

Героя Первой мировой войны, отважного воина и талантливого военного инженера, сражавшегося в составе 1-й автомобильной роты – первого в мире броневого армейского подразделения, прообраза бронетанко­вых войск страны, штабс-капитана Павла Васильевича Гурдова на его родине, в Дагестане, к сожалению, мало кто знает и сегодня.


Между тем о его подвиге и героизме русских бронеавтомобилистов во главе со шатбс-капитаном Павлом Гур­довым весной 1915 г. писали журналисты во многих периодических изданиях России. В частности, газета «Новое время» 18 апреля 1915 г. в статье «Русское детище» сообщала: «… Легли под тремя машинами капитана Гурдова в течение двух часов три с половиной немецких полка у Пабианиц – узнала броневые автомобили и наша армия».


Что же мы знаем о нем, нашем земляке и об одном из первых героев войны из Порт-Петровска? Родился Павел Гурдов 17 октября 1882 г. в семье управляющего Бакинского агентства пароходного общества “Кавказ и Мер­курий”, капитана 1-го ранга в отставке Василия Гурдова. Произошло это в городе Порт-Петровске (местное назв. - Анжикала) Дагестанской области. Учился в Бакинс­кой классичес­кой гимназии и Бакинском реальном училище.

 

Становление и служба офицера Павла Гурдова

 

В сентябре 1902 года поступил в Николаевское инженерное училище. В 1903 году произведен в училищные унтер-офицеры, а в 1904 году - в младшие портупей-юнкера.


Павел окончил инженерное училище по первому разряду, т.е. с отличием, и 22 апреля 1905 года Высочайшим приказом произведен в подпоручики с назначением на службу в Свеаборгскую крепостную минную роту (ныне – на территории Финляндии).



Эмблема первого в мире броневого армейского подразделения Российской императорской армии


В 1906 г. Гурдов был зачислен в состав офицерской электротехнической школы, в которой способных к технике офицеров знакомили с открытиями и изобретениями по электротехнике, минному, подрывному и телеграфному делу. Окончив школу с отличным результатом, Павел Васильевич остался в ней преподавать. Оставляемые в школе перспективные и талантливые офицеры сами совершенствовались в науках и одновременно делились полученными знаниями с поступавшими на учебу офицерами. Павел Васильевич живо интересовался новинками техники и ратовал за внедрение новых технологий и изобретений в военное дело. В 1912 г. он был произведен в штабс-капитаны, а в 1913 г. получил диплом офицера подводного плавания, но по сложившимся обстоятельствам и воле судьбы ему предстояло сражаться на суше в приближающейся мировой войне.

 

Изобретатель первых русских бронеавтомобилей

 

Круг интересов Павла Васильевича был весьма широк. Он прекрасно играл на виолончели и писал стихи. Но главной его страстью были автомобили. Эта страсть в итоге и сделала из офицера подводного плавания командира бронеавтомобилей. Штабс-капитан Гурдов отлично разбирался в автомобилях, и поэтому в первые недели войны начальством был подключен к разработке «бронированной пулеметной автомобильной батареи».


Вместе с полковником лейб-гвардии Егерского полка А.Н. Добржанским он принял активное участие в этом новом и очень нужном для русской армии деле. Работы по бронированию автомобилей типа «Руссо-Балт» были начаты на Ижорском заводе 19 августа 1914 г., и уже к началу октября в рекордно короткие сроки было изготовлено 8 боевых машин. Эти броневики составили основу материальной части вновь созданного отдельного броневого подразделения – 1-й автомобильной роты, командование 4-м взводом которой было поручено штабс-капитану Гурдову. В составе его взвода было 2 бронированных, 2 легковых и один грузовой автомобили.


12 октября император лично осмотрел роту во дворе Царскосельского дворца, и 19 октября она в полном составе выступила на германский фронт. 26 октября рота прибыла в Варшаву и разместилась в Александровской цитадели. В ноябре 4-й взвод бы направлен в распоряжение штаба 16-й пехотной дивизии.


Павел Гурдов был воплощением луч­ших качеств русс­кого офицера, отважным воином и талантливым военным инженером, сражавшимся в составе 1-й автомобильной роты – первого в мире броневого армейского подразделения, ставшего главной ударной силой уже в следующей, Второй мировой войне.

           

Смерть героя

 

Ранним утром 21 ноября 1914 года 4-й взвод штабс-капитана П. Гурдова вместе с небронированным автомобилем «Олдей-сом» получил приказание прикрыть фланг 68-го пехотного полка 19-го армейского корпуса, который пытались обойти немцы: «Прибыв в Пабьянипе, командир 4-го взвода бронированных автомобилей, явившись к командиру 19-го корпуса, получил в 3 часа ночи приказание выкатить по Ласскому шоссе, так как обнаружено было стремление немцев нажать на левый фланг нашего расположения. Автомобили подкатили в момент, когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Немцы подступили вплотную к шоссе. В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100-150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния пули решетили броню. Все люди и штабс-капитан Гурдов были ранены. Обе машины выведены из строя. Четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра с помощью раненых пулеметчиков откатил обе машины до наших цепей, откуда они были уже отбуксированы».


В этом бою штабс-капитан Павел Гурдов был смертельно ранен.


За бой у деревни Добржанково штабс-капитан Гурдов был посмертно произведен в капитаны, награжден Геор­гиевским оружием и орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».



Бронированный «Руссо-Балт» №7, подбитый в бою 12 февраля 1915 года у Добржанково. На этой машине погиб штабс-капитан П. Гурдов (АСКМ)


18 февраля 1915 года капитан Гурдов Павел Васильевич был похоронен в Петрограде на кладбище Александро-Невской Лавры.


13 марта 1915 года в роту с Ижорского завода прибыли три новых бронированных автомобиля. Бронеавтомобилю за №20 на торжественном построении 1-й автомобильно-пулеметной роты было присвоено имя «Капитан Гурдов». Направляя письмо семье погибшего капитана П. Гурдова, командир роты полковник Добржанский писал в нем: «... Сообщаю Вам, что дорогим для нашей части именем «Капитан Гурдов» мы назвали одну из боевых машин». Этим броневиком стал «Паккард» № 20 из состава 2-го взвода.


Так была увековечена память героя-офицера – капитана, Георгиевского кавалера Гурдова Павла Васильевича из города Петровска Дагестанской области.


 

В. Гуров

(При подготовке данной публикации использованы материалы сайтов

www.ourbaku.comwww.proza.ru)



Количество показов: 348
Автор: YOLDASH.news
14.09.2019 16:20
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта