Сетевое издание «ЁЛДАШ» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Сетевое издание «Ёлдаш» (Спутник)

По-новому осмысливая литературную историю кумыков



       Наша газета ранее писала о выходе в Махачкале в свет монографии известных ученых-литературоведов А.-К.Ю. Абдуллатипова и Л.А. Шабаевой «История кумыкской литературы» (2019 г.). Думается, читателям будет интересно ознакомиться с мнением их коллеги об этой исследовательской новинке.


Она посвящена исследованию проблем эволюции, этапов развития кумыкской литературы (с 1941 по 1990 годы), ее этнохудожественной основы и жанровой специфики и является продолжением вышедшей в свет в 2017 г. «Истории кумыкской литературы (с 1917 по 1940 годы). Как и в предыдущей работе, авторы рассматривают, подробно анализируют основные проблемы художественно-эстетического и национального своеобразия, поэтики национальной литературы исследуемого периода.


Считаем необходимым отметить, что, несмотря на значительные достижения современного национального литературоведения в области изучения кумыкской литературы в целом, указанная монография отличается всесторонним и глубоким анализом особенностей ее формирования, становления и этапов развития. Для кумыкской литературы, прошедшей большой путь художественно-эстетического становления, характерны, помимо жанрового многообразия, интенсивные поиски в сфере стиля, типизации характеров и обстоятельств, приемов и средств изображения национальной и социально-исторической деятельности.


Кроме того, кумыкские поэты, писатели именно за охватываемый в монографии период создали целый ряд произведений, обогативших художественно-эстетический опыт многонациональной дагестанской культуры.


В работе концептуально и системно рассматривается история кумыкской литературы. Впервые в комплексном, монографическом исследовании представлена целостная картина прозаических, поэтических, драматургических жанров национальной литературы начиная с 1941 года с точки зрения национального своеобразия, поэтико-стилевых особенностей, жанровой специфики, роли и значения этнофольклорной традиции, влияния русской и иноэтнических литератур, индивидуальной самобытности кумыкских писателей.


Кроме того, впервые в научный оборот вводится большой объем текстов в кумыкской литературе, которые дают возможность убедительно показать процесс развития профессиональной литературы в историко-культурном контексте и научно определить основные факторы, способствующие этому. Рассматриваются архивные и литературные источники, которые дают возможность лучше осветить процесс развития литературы данного периода в историко-культурном контексте.


В работе представлены творческие портреты более тридцати авторов, активно публиковавшихся в указанный период, по ним можно проследить типологически общий путь эволюции национальной словесной культуры народов Северного Кавказа. Ведь примерно также развивались почти все северокавказские литературы, органической частью которых была и есть национальная кумыкская литература. В них также конкретизируется роль каждого автора в литературной жизни рассматриваемого периода.


Безусловно, опыт авторов окажется полезным при дальнейшем изучении истории литературных жанров, индивидуального творчества кумыкских писателей.


Обращает внимание то, что “История кумыкской литературы” написана в классическом виде. Сначала в обобщающих разделах анализируется литературное творчество определенного периода, в которых приводятся творческие портреты наиболее известных поэтов, прозаиков, драматургов.


Классическую структуру имеют как отдельные части работы, так и собственно обобщающая часть. Авторами выделяются периоды согласно принятым в литературоведении нормам. Каждому из этих периодов посвящен отдельный раздел. При этом выделяются в каждом из разделов подразделы, посвященные поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.


Каждый период рассмотрен в русле отмеченных разновидностей литературы. При исследовании поэзии, прозы, драматургии выявляются наиболее значимые произведения, и в этом контексте отмечается их роль и место в кумыкском и дагестанском литературном процессе.


Первая часть работы посвящена исследованию национальной литературы кумыков периода Великой Отечественной войны, рассматриваются историко-культурный контекст, роль деятельности многих видных кумыкских поэтов, писателей, драматургов в годы войны. В последующих подразделах работы анализируется литература послевоенных лет, литература «оттепели» и литература последующих лет. В работе дана комплексная, литературоведческая оценка творчеству отдельных поэтов, писателей, драматургов, публицистов.


Авторы исследования предлагают рационалистические и образные подходы к изучению и оценке предмета во всем его многообразии и самобытности. Литературному произведению присуща способность воссоздания многоплановой картины мира, в которой переплетены политические, правовые, социальные, философские, эстетические характеристики, оценки, суждения.


В работе выявляется вся специфика, обусловленная своеобразием обозначенных этапов политической, социально-экономической и идеологической жизни в регионе и стране в целом в обозначенные хронологические рамки. Каждому из этих периодов были присущи индивидуальные черты восприятия, переживания, освещения в отечественной литературе, отличающиеся по информативности, эмо­циональности, национальной и патриотической наполненности.


На наш взгляд, в исследовании можно выделить два направления: первое направление характеризуется наличием социально-аналитического и критического начала, идейно-художественной обрисовки сложившейся ситуации, обращением к истории, стремлением понять природу сложных и противоречивых явлений времени; второе – представлено фольклорными мотивами, служащими фоном, помогающим передавать атмосферу обозначенной эпохи.


В разделе «Литература периода Великой Отечественной войны» глубинно анализируются важнейшие закономерности развития жанров в кумыкской литературе данного периода, творческие поиски национальных писателей, особенности прозы, поэзии, драматургии, новаторские тенденции в осмыслении исторического прошлого народа.


В разделе «Литература послевоенных лет» рассматривается творчество национальных писателей, историческая проблематика в художественной интерпретации А.-В. Сулейманова, Г. Рустамова, Аткая Аджаматова, А. Курбанова, А. Аджиева, И. Керимова, М.-С. Яхьяева, трансформация разных художественных мотивов в сюжете произведений, особенности речевой структуры, важнейшие особенности изображения темы Великой Отечественной войны, колхозной жизни, дружбы народов и т.д.


В работе верно подмечено, что писатели создают произведения, обобщающие характерные приметы времени, созвучного контексту духовных запросов и исканий эпохи.


Авторы успешно разрабатывают теоретические основы основных жанров в кумыкской литературе, исследуя их как эстетическую категорию в национальной литературе, выявляют художественное своеобразие жанровых компонентов кумыкской литературы указанного периода, статус каждого из них на том или ином этапе развития национальной литературы.


Кумыкская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет является достаточно сложной в плане развития художественной мысли в связи с политической, культурно-идеологической обстановкой в стране. На данном этапе проза, поэзия, драматургия, а также детская литература, критика и литературоведение были подвергнуты строжайшей цензуре. Тем не менее литература развивалась, что подтверждается богатым творческим наследием А.-В. Сулейманова, Г. Рустамова, Аткая Аджаматова, А. Курбанова, А. Аджиева, И. Керимова, М.-С. Яхьяева, А. Батырова, Ю. Алимханова, Ш. Альбериева и др.


В кумыкской литературе 60-х и 70-х годов ХХ века огромное литературное наследие выделяется прежде всего жанровыми разновидностями, богатством тем и творческим потенциалом авторов. Этот период характеризуется глубокими изменениями в общественно-политической жизни страны, в духовном обновлении личности, что нашло отражение в эстетическом восприятии действительности, в сложных процессах литературного развития.


Последующий период кумыкской ли­тературы характеризуются большими пе­ременами в общественной и духовной жизни народа, дальнейшим обогащением национальной культуры, одновременно переоценкой духовных ценностей и, как следствие переходного периода, возрождением тенденций критического реализма. Таким образом, эволюция литературы тесно связана с социально-историческими событиями и духовной жизнью народа. Этапы литературы отражают историю и являются неким зеркалом его культурного и духовного развития.


Авторами охвачен более чем пятидесятилетний период развития кумыкской литературы, изучено творчество более сорока авторов. В итоге представлена убедительная, обстоятельная история национальной литературы указанного периода.


Исследование носит новаторский характер, расширяет традиционный взгляд на проблему, обогащает дагестанское литературоведение в частности и северокавказское в целом.


 

Абусупьян АКАМОВ,

доктор филологических наук



Количество показов: 151
Автор: YOLDASH.news
18.10.2019 12:10
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий









AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта