Ровно 50 лет назад, 14 мая 1970 г. в Дагестанской АССР. произошло крупнейшее землетрясение. В эпицентре сила толчка достигала отметку в 9 баллов и он находился на глубине 12 — 18 км, на территории Буйнакского района в 30 км к северо-западу от Махачкалы и в 12 км от села Кумторкала.
Согласно позже рассекреченных данных, в результате землетрясения пострадало 25 % территории республики, в основном в предгорьях и низменности региона. Были разрушения в 257 населенных пунктах, а некоторые села, как Кумторкала, Экибулак, Алмало разрушены полностью. Толчки достигли столицу Дагестана Махачкалу, где как и в городах Буйнакск, Каспийск, Хасавюрт, Кизилюрт, жители на себе ощутили всю беду от стихии. Погибли 31 человек, более тысяча остались совершенно без крова, порядка 45 тыс. строений нуждались в ремонте и восстановлении.
Жертв могло быть больше, но дагестанцев спасло то, что, в начале днем, в 12 часов 20 минут (мск) произошел толчок меньшей мощности, сила его составила в эпицентре 7-8 баллов и именно он оказался для многих, как бы предупредительным и спасительным, а спустя 9 часов, в 21 час 12 минут (мск) произошёл второй более мощный толчок силой 9 баллов. За этот промежуток времени многие жители не заходили в свои дома из-за боязни новых толчков и это их спасло.
Известный дагестанский историк Муртазали Дугручилов в своей статье: « Воспоминание о землетрясении 14 мая 1970 года в Дагестане», вспоминает: «В этот день я сидел на уроке и слушал учителя. Вдруг стал возникать странный нарастающий гул, створки раскрытых окон класса стали колебаться с неестественной частотой. За спиной учителя по стене расползались огромные трещины, будто кто-то невидимым гигантским карандашом чертил зловещие линии. Все задрожало и затрещало. Контур классной комнаты принимал форму параллелограмма, меняя острые углы то вправо, то влево. Учитель схватился за голову и с криком «дети, спасайтесь» выбежал из помещения.
Во дворе школы я обратил внимание на то, что кирпичные трубы на всех окрестных зданиях были снесены, точно мишени после снайперских выстрелов. Весь день прошел в необъяснимом томительном ожидании. Вечером последовал новый толчок, еще более сильный, за ним второй, третий, а после них наступило некое душевное облегчение. Ночью «Голос Америки» передал, что в Дагестане случилось сильное землетрясение, есть жертвы. Но наши власти о жертвах землетрясения ничего не сообщили. Не принято было в стране говорить о жертвах природных катастроф. Не сообщается о них и сейчас. Между тем, они были».
Видный советский сейсмолог Н. В. Шебалин в своей брошюре «Дагестанское землетрясение 14 мая 1970 года» отметил, что еще задолго в своей работе «Сейсмичность Северного Кавказа» русский ученый Ананьин И.В. предупреждал о возможности возникновения к западу от Махачкалы сильных землетрясений. (Об этом пишет «Википедия»)
Буквально на следующий день, 15 мая, из Москвы в Дагестан вылетела правительственная комиссия во главе с Председателем Совета Министров РСФСР Г.И.Вороновым и сразу по прилету комиссия пришла к выводу что пострадавшему населению ДАССР нужна неотложная помощь. Была подготовлена общирная программа по ликвидации последствий рассчитанная на 3, 5 года. Вся страна окликнулась на беду и за короткие сроки последствия от землетрясения были восстановлены. Более всех Дагестану в строительстве нового жилья помог Узбекистан.
Через две недели, после Кумторкалинского землетрясения, стихия случилась в другом континенте, 31 мая, 1970 году, высоко в Андах (Перу) произошли толчки вызвавшие оползень, который накрыл город Юнгай. Там погибли 66 тысяч человек.