Боль души за родной язык

Мы все знаем Гамидулаха Исмаиловича как мастера своего дела, педагога от Бога. Как и Ломоносов в своё время, он преодолевал большие трудности на пути к приобретению тех знаний, обладателем коих он является в наши дни. Сейчас этого учёного беспокоит место учителя, преподавание родных языков в школе, как учащиеся сдают ЕГЭ, и всё остальное, что касается образования.

Особенно его волнует то, каким будет преподаватель будущего, тогда как всё покупается и всё продаётся. Я имею в виду продажные баллы на ЕГЭ, оценки на экзаменах в вузах.

В своё время мы не все учились на «отлично», но наши с трудом добытые «тройки» и «четвёрки» имели больший вес, чем теперешние «пятёрки». Мы дни и ночи напролёт читали художественную литературу, писали письма. Их мы старались писать без ошибок, стыдно было писать с ошибками. Сейчас Интернет заполнен комментариями, где в одном слове десять ошибок, и никто на это внимания не обращает. А теперь почти вся молодёжь сидит в сетях, многие там занимаются вовсе не пополнением своих знаний. В такое время работать учителю нелегко.

Правильно говорит Гамидулах Исмаилович, что труднее – сельскому учителю. Понимает, что он не имеет тех привилегий, которые доступны его городскому коллеге. Но много учителей в сельских школах, которые своими силами хотят довести преподавание до городского уровня. Они стараются изо всех сил. Но мне кажется, что такой учитель не особенно нужен школе. Школе нужны посредственные учителя, которые выполняют свои обязанности кое-как и не смеют подавать своего голоса.

Не писала бы я так, если бы не сталкивалась с такой проблемой неоднократно.

В прошлом году в газете «Ёлдаш» опубликовали мой отзыв на статью «Миллетни менлигин тил сакълай» Заиды Адилгереевой «…Авузгъа бал таммай». И там от редакции было написано: «Вы поднимаете очень важный вопрос. В статье директора Научно-исследовательского института педагогики им. Тахо-Годи профессора Г. Магомедова написано так: «Ни один директор не имеет права вместо родных языков ставить другие уроки…» (газета «Ёлдаш» от 22.02.2013 г.). Но ведь именно директора эти уроки мне и многим таким, как я, не дают. Где-то сверху меняют количество часов, отведённых на изучение родных языков, при этом наши программы остаются те же самые, что были тогда, когда по родным языкам было достаточное количество часов. Это мы на местах мучаемся, какое произведение изучить, а какое оставить.

Я, чтобы немного облегчить труд учителя родных языков и литературы, для учителей района составила и выпустила «Тематические планы для 5–9 классов», где все возможные темы перевела и на русский язык, т. к. в журналах темы записываются, как об этом сказал и Гамидулах Исмаилович, на русском языке.

Также этот вопрос я подняла и в газете «Учитель Дагестана», №8 от 23 апреля 2013 года, в статье под названием «Пока не закричали «караул!». Кто читает газеты?! Кто следит за исполнением поднятых вопросов?!

С болью в душе написал эту статью автор, с такой же болью прочитала её я.

Гамидулах Исмаилович говорит так: «…Родной язык – это не просто средство общения, не рядовой учебный предмет в расписании, а особая форма национальной культуры, несущая информацию из глубины веков, важнейшее средство нравственного воспитания». О каком нравственном воспитании можно говорить, если все те, кто должны быть в этом заинтересованы, сами не могут положительно решить вопрос.

Немало людей, которые борются за отстаивание приоритета родных языков в Дагестане во главе с Президентом РД, но, видимо, ещё не пришло время Родных языков. Как бы не упустить его сейчас, чтобы потом не пришлось искать иголку в стоге сена.

А вам, Гамидулах Исмаилович, большое спасибо за то, что вы без конца поднимаете вопросы об образовании, науке, содержании вопросов ЕГЭ, о родных языках.

На русском своё письмо я написала в надежде, что Гамидулах Исмаилович услышит слово учителя сельской школы.

Супуяханым Бийболатова-Атавова,

учитель Костекской СОШ,

Хасавюртовский р-н.