ЗОЛОТАЯ ОРДА И СТЕРЕОТИПЫ ОБЫВАТЕЛЯ

Зато все русские показаны очень набожными, почти святыми, вечно молящимися. Одна сплошная белая краска. Это говорит о том, что как произведение искусства этот фильм не состоялся. Но как пропагандистская агитка для поднятия русского патриотического духа он вполне сойдет.

Помню, в детстве смотрел много сталинских фильмов об Отечественной войне. Немцы там всегда показывались грубыми, тупыми остолопами, вечно играющими на губной гармошке и жующими шпик из консервных банок. А вот находчивый и умный русский солдат нападал на какой-нибудь немецкий пост и один уничтожал несколько десятков этих тупарей. Мальчишки в кинозале визжали от восторга.

В 80-е годы появился фильм «17 мгновений весны». И там появился умный и обаятельный гестаповец Мюллер, стали понимать, что немцы уж не такие тупые, раз дошли до Сталинграда. Более того, некоторые внуки тех, кто воевал с фашизмом, сами стали русскими фашистами (скинхедами) и подражают во всем немцам той эпохи.

То есть, я хочу сказать, что на сегодня в своих представлениях о Золотой Орде, вообще о кочевниках, деятели русского искусства руководствуются, как и масса обывателей, примитивными стереотипами.

Конечно, это – русская правда об Орде, так они ее понимают, и это их право, мы не можем заставить их думать иначе. Нам просто надо представить нашу татарскую правду об Орде. Пусть Татарстан создаст фильм, под названием «17 мгновений Орды», где будут созданы образы этаких ордынских умниц и обаяшек типа Мюллера, которым станут подражать даже русские мальчишки. Вот это был бы наш ответ Чемберлену.

В чем же была сила ордынцев, как же они смогли завоевать полмира, раз они были такими тупыми?

Пришло время развеять мифы о кочевых народах как о невежественных варварах, которые все завоевывали как саранча своей многочисленностью и жестокостью.

Начнем с того, что началом всех начал в человеческой цивилизации считают Шумерию. Но язык шумер наполовину тюркский и известно, что шумеры состояли из двух народов, один из которых пришел в Междуречье Тигра и Ефрата с северо-востока, то есть из казахстанских степей.

Возьмем египетских фараонов, все они имели монголоидные черты лица. Рассмотрим финикийцев, якобы семитов, которые первыми изобрели звуковое письмо. Египтяне называли их азиатами, и финикийцы на египетских барельефах выглядели более монголоидно, чем сами монголы. Так что начало всех начал лежало где-то в Азии. Азиаты лишь передали свои навыки семитам, африканцам и арийцам.

Последние исследования показывают, что пратюрки изначально не были исключительно кочевым народом. Их изначальный ареал были лесостепные просторы Южного Урала, предгорья Алтая, Северный и Центральный Казахстан. Климат в 5-м тысячелетии до н. э. в этих районах не был засушливым, как теперь. Тогда тюрки занимались там земледелием, скотоводством, а в городах-укреплениях, сделанных из дерева и глины, они занимались металлургией и кузнечным делом.

Учитывая тот факт, что антропологически современные тюрки относятся как к европеоидной, так и к монголоидной расам, возможно, все они генетически не относятся к одному какому-то предку, а эта их общность возникла благодаря общему очень развитому тюркскому языку, культуре и единому государству.

О том, что когда-то тюрки были оседлыми, говорит то, что все основные термины по земледелию, названия сельскохозяйственных культур, орудий труда, названия металлов, слово «город-крепость» (кала), названия многих деревьев имеют чисто тюркское происхождение. Тюрки первыми в мире одомашнили лошадь, стали выплавлять медь, бронзу, чугун, железо, булатную сталь. В связи с этим, мне думается, что самоназвание казахов «казак» на тюркском означает «рудокоп», так как в тюркском языке есть глагол «казмак» (копать), отсюда «казак» — «вонзающийся во что-то». Например «гвоздь» по-татарски в некоторых диалектах тоже будет «казак». Отсюда название казахского города Джезказган, что означает «Рудник, где копают медную руду».

Тюрки раньше финикийцев создали руническое звуковое письмо, затем они создали уйгурское письмо, которое подарили монголам во времена Чингисхана.

Все это они совершили бла­годаря одомашниванию и приручению лошади. Благодаря ей они стали общаться и обмениваться знаниями на громадных территориях как со своими соплеменниками, так и с чужими племенами. Это дало им громадную фору в развитии.

Ведь почему Хомо Сапиенс (Человек разумный), придя в Европу и живя бок о бок с неандертальцами в течение 30 тысяч лет, вышел победителем, а неандертальцы исчезли как вид? Потому что Хомо Сапиенсы все между собой имели связь и обменивались информацией, а неандертальцы жили замкнутыми общинами и не общались между собой на Европейских просторах. Так что, если мы хотим выжить, нам нужно больше общаться, обмениваться передовым опытом друг с другом.

Затем климат в ареале их обитания стал засушливым, сочных трав в одном лишь месте, где они проживали, стало не хватать, и тюрки все больше и больше начинают кочевать в поиске хороших трав. Потом и вовсе некоторые народы переходят на чисто кочевой образ жизни, особенно летом. Но они имеют и постоянные зимние стоянки.

Так что начало начал всей цивилизации находится в северной Азии.

Что же касается пассионарности, связанной якобы с солнечной активностью, то она мне кажется мало убедительной. Просто родственные племена устают от взаимной вражды, войн друг с другом за территории, затем они объединяются вокруг сильного лидера и решают, что надо всю эту энергию направить во вне, на другие народы. В средние века – это было вполне нормально. Все, у кого хватало сил, занимались этим. Кроме жестокой воинской дисциплины, у кочевников была система военной демократии. Сословность и племенная иерархия уже не играла прежней роли. Человек оценивался лишь, насколько он хорош как воин или администратор. Был великолепный социальный лифт для каждого. Присутствовала и определенная социальная справедливость. У каждого возникала цельность натуры, каждый ощущал себя творцом истории, каждый жил в единстве мысли, слова и дела. Вот именно этот дух равных возможностей и ощущения себя творцом своей судьбы и судьбы своего народа делал людей и народы пассионарными. Этим духом пронизаны тюркские эпитафии времен Великого Тюркского Каганата. На мой взгляд, именно этот фактор, а не чисто военный, делал кочевников непобедимыми.

Ведь все старые империи, которые они захватили, были пронизаны сословностью, социальной несправедливостью, отсутствием перспективы для простого человека, войска были наемными, аристократия была развращена праздностью и неконтролируемой властью.

Кстати, арабы времен Мухаммеда также испытывали подобный подъем, и каждый араб обладал цельностью натуры. Сам Мухаммед считал, что слова не должны расходиться с делами. Дело в том, что главными соперниками в борьбе за души людей у Мухаммеда были доисламские поэты-кахины (своего рода прорицатели). Он говорил о них: «Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят и что они говорят то, чего не делают» (Коран: 26 – 225, 226).

Пассионарность древних греков начального периода также объясняется идеей равенства и справедливости. Все зависело только от самого человека. Нельзя было стать главою полиса-государства по блату или благодаря богатому папаше. Главой мог стать лишь мужчина, выигравший олимпийские игры в честной борьбе на глазах у всего народа.

Кочевники первыми придумали военное ноу-хау следующего характера. Оно нашло свое отражение в татарской поговорке: «Сул кул турый, унг кул урый, урта кул ук ата» («Левый фланг рубится с противником саблями, правый фланг окружает его с тыла, а средняя часть войска обстреливает противника из луков»). Эта стратегия стала возможна благодаря большой маневренности тюркской конницы и большим открытым пространствам, которых не было в Европе. Тевтонские рыцари еще в XIII веке пешим строем тупо ходили в лобовую атаку «свиньей», и это было самым высшим достижением европейского военного ума.

Далее представим вооружение кочевника. Короткие луки кочевников имели дальность стрельбы более 275 м. В то время как у европейцев той эпохи лук стрелял на 80 – 100 метров, не более. У каждого всадника было примерно по 60 стрел двух видов: легких, дальнобойных и стрел с тяжелыми наконечниками для ближнего боя. Всадник также был вооружен саблей, топориком, кинжалом, привязанным к руке, и щитом. Непромокаемая седельная сумка, в которой лежали чистая одежда, рыболовные крючки, леска, котелок и кожаные фляжки, могла быть закрыта и использована при переправах через реки.

В походе рядом с некоторыми всадниками (провиантная служба) скакали еще небольшие табуны свободных от воинской службы лошадей, которых использовали для еды в пути. Своего рода движущиеся с войском живые холодильники с мясом.

Степняки успешно действовали против пехоты. Они могли исчезнуть, как мираж, а могли закрыть ордами горизонт. Лишь в лесу и гористых местностях их умение воевать давало сбои.

Чтобы понять, как функционировали степные государства, возьмем в качестве примера империю Чингисхана и его преемников. Чтобы создать империю и управлять ею, Чингисхану было необходимо тесно сплотить исключительно мобильные кланы в единую армию и создать единую систему управления. Старые племенные связи были забыты ради такой политической системы, в которой власть исходила из центра и где каждый знал свое место. Роды были разделены на группы, состоящие из трех уровней и построенные по десятичному принципу: десятки, сотни и тысячи. Ни один род не мог переселиться в другое место без разрешения. Основной целью завоеваний был захват добычи.

Чтобы записывать указы и собирать налоги, у Чингиса были ученые писцы, которые использовали уйгурское (тюркское) письмо для создания монгольской письменности. Связь в государстве поддерживалась личной 10-тысячной охраной хана. Из этих людей набирались так называемые «всадники-стрелы», из которых состояла конная курьерская служба. Каждый курьер мог покрыть за день до 160 км, меняя лошадей примерно через каждые 40 км. Таким образом какой-нибудь указ хана мог дойти из Пекина до Венгрии за два месяца.

Чингисхан решал проблемы древней межплеменной вражды, существовавшей у монголов, пользуясь нормами традиционного права и дополняя их новыми установлениями. «Каждый, кто побежит с поля боя, будет казнен, – постановил Чингис, – за исключением тех случаев, когда проводится общее отступление».

Воровство каралось смертной казнью. Прелюбодеев обоего пола ждала смерть. За богохульство в любой религии и осквернение поступками храмов – также смерть.

В фильме «Орда» Сарай показан как чисто татарский город, а в действительности по составу населения он был интернационален и громаден, своего рода мегаполис средневековья.

Например, русские князья, приезжавшие за ярлыками на княжение, с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм. При Берке-хане (1209–1266), преемнике хана Батыя, государственной религией становится ислам, что существенно усложнило положение православного населения Орды.

С другой стороны, если, по фильму, все татары тупые и дикари, а русские — цивилизованные и такие духовные, то почему тогда вся значимая русская терминология в торговле, в денежных операциях, в военном и административном деле, в сфере градостроительства и даже культуры и языка – тюркского происхождения. Это говорит о том, что у русских до прихода к ним тюрко-татар вообще не было представлений о многих элементарных вещах. Эти вещи и понятия пришли к ним от тюрок.

Например, в сфере денег: деньга (от тат. «тэнкэ» — монета), алтын (от тат. «золото»), сумма (от тат. «сум» — название денежной единицы), казна (от тат «хазинэ» — хранилище).

В сфере торговли: базар (по-русски «рынок»), биржа (от тат. «алыш-биреш» — торговля, взаимный обмен), товар (от тат. «мал-туар» — скот), товарищ (от тат. «туар ише» — напарник, имеющий товар), барыш, барыши (от тат. «барыш» — приход, прибыль).

В военном и административном деле: полк (от тат. «булик» — отдел, отделение), ура! (от тат. «окружай», а также второе значение «бей»), тьма (войска) от тат. («тюмен» — войсковое подразделение из 10000 воинов), казак (от тат. «качак» — «беглец» от помещика), караул (от тат. «карау» — смотреть), лошадь (от тат. «алаша ат» — иноходец), конь (от тюркск. «кюн» — крылатый конь, олицетворявший солнце), чисто славянское название лошади – «кляча», сабля (от тюркск. «saplama» — стержень, штык), меч (от тюркск. «бичу» — резать, «пычак» — нож), щит (от тат. «читэн» — изгородь, заграждение). А также военные термины: улан, есаул. Атака (от тюркск. «атмак» — бросить, броситься), атаман (от тат. «атамын» — «я – отец»), боярин (от тюркск. «буюран» — приказывающий).

В градостроительстве: кирпич (от тюркск. «кир» — грязь, земля, глина; «кир пишу» — разогревание, обжиг грязи или глины), кремль (от тюркск. «кирам» — обожженный кирпич красного цвета, отсюда «кирамлы» — здание из подобного кирпича; сравните –тур. «keramit» — красная черепица), хоромы (от тюркск. «курум» — постройка), майдан (от тат. «майдан» — площадь), конек (крыши) от тюркск. «кюн» — солнце).

В сфере культуры и языка: окончания русских фамилий «-ов, -ев, -ин» и названия русских городов на «-ов, -ев» имеют тюркское происхождение. В тюркских языках слова «ов, ев» (в совр. тат. «ой») имеют два значения: 1. дом, поселение; 2. семья, род. Например, по-тюркски «кый ев» означает «Крайнее или пограничное поселение». Это – современный город Киев. Действительно, он находился на самой западной границе Хазарского каганата. Название поселения Азов означает: Аз + ов, то есть, поселение, где жил род (народ) Ас.

«Иванов» означало «семья Ивана, то есть, Иванов», так возникли русские фамилии. Фамилия «Дубин», например, образовалось от рода, который назывался «Дуб», а «ин» — это тюркский аффикс принадлежности, то есть человек, принадлежащий роду «Дуб».

Слово «писать» (от тат. «бизю» — украшать что-либо узорами), книга (от тюркск. «кунник» — изделие из листов кожи, на котором писали знаки и буквы), суд (от тюркск. «сюз» — слово, отсюда «судить да рядить, судачить», а также слова «судья, сударь, государь, государство»), суть, сущность (первоначально, видимо, были слово или слова, формулирующие основу какого-либо явления), об этом говорит русское выражение «У него нет ни сути, ни рядни», то есть человек говорит невнятно, не может сформулировать чего-то главного. Чисто славянский корень для этих понятий – «рядить, речь, изрекать». Слово «слово» (от тюркск. «сюйлэу, suylev» — говорить, рассказать).

Слово «бог» от тюркск. «буга, бога» — солнечный бык, которому когда-то поклонялись пратюрки. Слово «алтарь» (от тюркск. «ал тэре» — алый, то есть солнечный крест).

Слова «стакан» и «истукан» (от тюркск. «эчти кан» — выпил кровь); древние тюрки-язычники ставили в лесу столб из дерева или камня и ставили на него в качестве жертвоприношения сосуд с кровью. Этот столб позднее стали называть истуканом, а сосуд с кровью, который ставился на него – стаканом.

Теперь, дорогие читатели, давайте, хотя бы схематично, проследим тот путь культурной эволюции, который прошли так называемые «варвары», покорившие Русь.

Последние находки тюркских рунических знаков, найденных в Казахстане, относятся к VIII в. до н. э.

Махмуд Кашгари (XI в., государство Караханидов) – выдающийся тюркский филолог-диалектолог, создавший Словарь тюркских наречий со множеством литературных образцов.

Тюркский поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни (XI в.) – автор большой поэмы «Ку-тадгу Билиг» («Благодатное знание»).

В эпоху же Золотой Орды творили такие выдающиеся писатели и мыслители, как Котб, Хорезми, Хисам Катиб, Сейф Сараи, Ахмет Ургенчи, Берке Факыйх.

Для характеристики развитости тюркской мысли того времени приведу лишь один пример. Дело в том, что поэт на Востоке считался человеком энциклопедических знаний, мыслителем. Выше упомянутый поэт Сейф Сараи (1321 — 1396) в своем произведении «Сухайль и Гульдурсун» как бы невзначай, как о совершенно естественном явлении, пишет, что девушка – героиня поэмы – крутится около своего возлюбленного, как Земля вокруг Солнца (Гюнеш гэрдиндэ йюргэн йир тик).

Напомним, что это XIV век. В Европе только спустя 200 лет пришли к подобным научным открытиям. Джордано Бруно (1548 – 1600) за это открытие поплатился жизнью.

О высоком материальном и интеллектуальном уровне тюрков Казанского ханства как наследницы Золотой Орды в середине XVI века говорят следующие строки из поэмы Мухамедьяра «Тухфаи Мердан» («Дар мужей») (1540 г.):

Удивительно то, какими людьми

переполнен город (Казань).

Это – поэты. И стар и млад, все

стали поэтами!

Действительно, в нищей стране не до поэзии. Значит, уровень жизни был очень высоким. А вот были ли поэты на Руси Ивана Грозного, что-то не припомню.

Дело в том, что на Руси, начиная с XI века, развивается в основном переводная религиозная литература с греческого, и второй жанр – это исторические летописи. Литература в современном понимании появляется очень поздно. Например, авторская поэзия — лишь в первой половине XVIII века. Тогда появляются такие поэты, как Феофан Прокопович, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир.

На Руси первая устная поэзия была тесно связана с фольклором и песнями скоморохов, с которыми церковь жесточайше боролась как с проявлениями язычества, отсюда и позднее появление авторской поэзии. Видимо, когда Петр I пообломал рога религиозным фанатикам, тогда и появились первые авторы.

Так и поразительно гуманное отношение ордынцев к покоренной Руси. Эта гуманность ярко проявляется, когда начинаешь ее сравнивать с теперешним отношением Москвы к республике Татарстан. Во-первых, налог на Русь составлял всего 10% от всех доходов. Ордынцы не поселялись на русских землях, а жили в степях. Они не вмешивались в культурную, духовно-религиозную жизнь Руси. Церковь была освобождена от налогов, за любое оскорбление церкви полагалась смертная казнь. Орда способствовала объединению Руси под властью Московского княжества, тем самым объективно помогала формированию русской народности, которая уже отдалялась от украинцев и белорусов.

Теперь сравним это с поведением Москвы в отношении покоренных ею народов на примере казанских татар. Русские массами поселились на татарских землях. Современный налог Москвы на Татарстан составляет около 85% от всех доходов. После завоевания Казани и до Екатерины Второй мечети постоянно разрушались, население насильно крестили. Даже современная так называемая «демократическая» Россия бесцеремонно регламентирует нашу внутреннюю культурную, языковую и образовательную жизнь.

В чем конкретно это выражается? Дело в том, что, несмотря на то, что ст. 6 Федерального Закона «Об образовании» формально признает право на обучение на родных языках, но создание национальной (нерусской) системы образования, то есть неотъемлемой части национально-культурной автономии, в путинской России невозможно.

Принудительная русификация коренных нерусских народов юридически обеспечена и законом о языках народов России, который обязывает все народы иметь свои алфавиты строго на основе кириллицы, и печально известным 309 законом, который убил региональный компонент образовательной системы, и Постановлением кассационной коллегии Верховного Суда РФ по делу Камаловой, по которому ЕГЭ возможен только на русском языке.

На мой взгляд, примеров достаточно, чтобы думающий читатель понял, где нужно искать действительное варварство, и не клюнул на дешевую поделку типа фильма «Орда». Подобные кинематографисты, сами будучи невежественными в области истории, своими поделками плодят еще миллионы себе подобных невежд. Не случайно, видимо, даже научный консультант по истории Золотой Орды, русский по национальности, в знак протеста против такого искажения истории со стороны сценариста и режиссера фильма, был вынужден покинуть этот проект уже в ходе съемок фильма.

Думаю, что эта статья хотя бы немного, но разрушит устоявшиеся косные и вредные стереотипы, распространяемые подобными фильмами.

Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ,

кандидат исторических наук.

Казань.


http://islam-portal.ru/communication/blog/blog_muhametdinov/163.php