Инициатор создания музея и его бессменный руководитель – З. К. Зайналбеков – преподает в школе родной язык и литературу. Рассказывая об истории создания, он отмечает, что музей имеет комплексную структуру, здесь отражены исторические, археологические, этнографические, героико-патриотические особенности селения Утамыш. Исследовательская работа, проводимая в музее, направлена на изучение истории села и выявление взаимосвязи между прошлым и настоящим. А взаимосвязь настоящего и прошлого, по мнению Марка Блока, французского историка и участника движения Сопротивления, позволяет «…понять настоящее с помощью прошлого» и в то же время – «понять прошлое с помощью настоящего» (Садовников С. И. Поиск, ставший судьбой. М., 2003. С. 13). Знание прошлого – это ключ ко многим загадкам настоящего, поэтому очень важно изучать свое прошлое.
Школьный краеведческий музей, как одна из форм работы с учащимися, позволяет вести работу по формированию гражданских позиций и чувства патриотизма. Нельзя не отметить удивительную изобретательность педагогического коллектива Утамышской СОШ в поиске форм и методов воспитательной работы. Как пример можно привести установку во дворе школы в качестве памятника камня, на котором во время беседы с утамышцами, в 1919 году, сидел Уллубий Буйнакский. Такое уважительное отношение к своей истории достойно восхищения. Мы обязаны помнить своих героев, знать историю своего народа. Как писал А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Любой музей ценится, прежде всего, богатством своего основного фонда, поэтому его комплектование – главная задача. Сбор материала, со слов руководителя музея Зайналбека Курбаналиевича, ведется почти в течение пятнадцати лет. Предметы основного фонда разделены на три группы: вещественные памятники, письменные и печатные материалы, изобразительные материалы. Работа по пополнению музейного фонда учащимися ведется непрерывно. Создан постоянный актив учащихся, в который входит двенадцать человек. Они проводят экскурсии, работают с местными старожилами. Ребята приняли участие и в районном семинаре, проведенном недавно в Утамышской СОШ, посвященном роли музея в патриотическом воспитании молодежи.
Безусловно, есть чем гордиться. Работа налажена, создан довольно большой музейный фонд. Но успокаиваться на достигнутом не следует. На мой взгляд, требуется срочный ремонт помещения. Необходимо приобрести современное оборудование. Это позволит проводить в музее открытые уроки по истории, предмету «Культура и традиции народов Дагестана», уроки мужества, посвященные героям ВОВ, воинам?интернационалистам, и мероприятия районного масштаба. Своими силами школа вряд ли справится, нужна финансовая поддержка районных властей. Можно поискать спонсоров. Зная патриотизм утамышцев, уверен, что откликнутся, помогут.
Руководство школы и весь коллектив солидарны во мнении, что, несмотря на то, что сегодня на первый план в обществе вышло стремление к собственной выгоде и престижу, необходимо все же ориентироваться на воспитание молодежи, готовой приносить пользу окружающим, обществу. И в этом не последнюю роль может сыграть школьный музей.
Есть замечательный афоризм, который звучит так: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». Музейная работа дает нам возможность узнать правду о своем прошлом, прикоснуться к истории.
Школьный краеведческий музей, как одна из форм работы с учащимися, позволяет вести работу по формированию гражданских позиций и чувства патриотизма. Нельзя не отметить удивительную изобретательность педагогического коллектива Утамышской СОШ в поиске форм и методов воспитательной работы. Как пример можно привести установку во дворе школы в качестве памятника камня, на котором во время беседы с утамышцами, в 1919 году, сидел Уллубий Буйнакский. Такое уважительное отношение к своей истории достойно восхищения. Мы обязаны помнить своих героев, знать историю своего народа. Как писал А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Любой музей ценится, прежде всего, богатством своего основного фонда, поэтому его комплектование – главная задача. Сбор материала, со слов руководителя музея Зайналбека Курбаналиевича, ведется почти в течение пятнадцати лет. Предметы основного фонда разделены на три группы: вещественные памятники, письменные и печатные материалы, изобразительные материалы. Работа по пополнению музейного фонда учащимися ведется непрерывно. Создан постоянный актив учащихся, в который входит двенадцать человек. Они проводят экскурсии, работают с местными старожилами. Ребята приняли участие и в районном семинаре, проведенном недавно в Утамышской СОШ, посвященном роли музея в патриотическом воспитании молодежи.
Безусловно, есть чем гордиться. Работа налажена, создан довольно большой музейный фонд. Но успокаиваться на достигнутом не следует. На мой взгляд, требуется срочный ремонт помещения. Необходимо приобрести современное оборудование. Это позволит проводить в музее открытые уроки по истории, предмету «Культура и традиции народов Дагестана», уроки мужества, посвященные героям ВОВ, воинам?интернационалистам, и мероприятия районного масштаба. Своими силами школа вряд ли справится, нужна финансовая поддержка районных властей. Можно поискать спонсоров. Зная патриотизм утамышцев, уверен, что откликнутся, помогут.
Руководство школы и весь коллектив солидарны во мнении, что, несмотря на то, что сегодня на первый план в обществе вышло стремление к собственной выгоде и престижу, необходимо все же ориентироваться на воспитание молодежи, готовой приносить пользу окружающим, обществу. И в этом не последнюю роль может сыграть школьный музей.
Есть замечательный афоризм, который звучит так: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». Музейная работа дает нам возможность узнать правду о своем прошлом, прикоснуться к истории.