После же он принял вид обыкновенного русского губернского городка со своими магазинами, лавками, казармами, чиновничьими и офицерскими домами, некоторыми школами и проч. В настоящее время Темир-Хан-Шура быстро развивается.
В городе большинство населения составляют туземцы Дагестана, среди которых преобладающий элемент, заселяющий все окрестности Темир-Хан-Шуры, – кумыки.
Благодаря кумыкам, можно сказать, Темир-Хан-Шура сделалась культурным центром Дагестана.
Кумыки по языку и быту, несомненно, относятся к тюрко?татарским народам, подвергшимся некоторой ассимиляции со стороны других народностей Кавказа.
Это не мешает, однако, встретить среди кумыков лиц, сохранивших до сих пор основные черты доминирующей тюркской расы.
Не останавливаясь в настоящей статье на значении и происхождении слова «кумык», отметим только большую близость кумыков изо всех тюркско-татарских народностей с карачайскими, балкарскими и крымскими тюрками.
Нелишне указать также близость кумыков по языку к известным в истории куманам.
Как наиболее культурный элемент, кумыки играют руководящую роль в системе народного образования (и не только) современного Дагестана – ДССР.
Еще в начале эпохи Гаспринского среди кумыков замечалось некоторое стремление к преобразованию части своих медресе с отсталыми, изжитыми методами преподавания в новые типы школы.
И в деле восприятия его нового звукового метода кумыки оказались в первых рядах среди других тюрко-татарских народов.
Наконец у кумыков мы видим попытку создать свою, хотя бы простую, литературу на родном языке, отрекаясь от арабского.
Кумыки имеют очень даровитых, признанных с давних пор, своих поэтов, как Йырчи Казак, Мамед Неби и Абу Суфьян.
Вот состав просвещенцев современной Темир-Хан-Шуры: либералы-кадии, языковеды?переводчики, переводившие все, начиная с мевлюда и кончая географией, на кумыкский язык, поэты, старающиеся описывать на чисто кумыкском наречии прошлое, настоящее и будущее Дагестана.
Здесь и поныне самое авторитетное и самое востребованное лицо – кади!
Перед кади всякий смертный, кто бы он ни был, должен преклоняться и идти на почтительном от него расстоянии.
В окрестностях Темир-Хан-Шуры не редкое явление встретить шейхов, отрекшихся от мирской суеты, посвятивших себя в подземельях месяцами самобичеванию и самосозерцанию.
По закоренелому верованию массы – кади всеведущ и во всех вопросах необходимо иметь его совет и мнение.
Среди них имеются такие, как Мамед-Кади Дебиров, знакомые с арабским, турецким и русским языками, все же не освободившиеся из?под влияния схоластики и нередко пустой метафизики. Этому очень ярким примером может служить произведение его под названием «Педагогика и методика», где он пишет целые страницы о звуках «та» и «ти», стараясь выяснить, один это звук или все же два. Это достаточно хорошо показывает, насколько сильно он находится под влиянием духа схоластики.
Среди просвещенцев Темир-Хан-Шуры самыми искренними и положительными типами являются, несомненно, учитель и поэт, будущее, без сомнения, принадлежит им.
После этих слов становится понятным значение тех учреждений, сделавших Шуру культурным центром, и ясной та важная роль, которую они сыграют в недалеком будущем.
Педагогический техникум, школа 2 степени, 9-месячные педагогические курсы, несколько школ 1 степени и типография – во всех этих учреждениях (и это только в Шуре) ведутся работа и преподавание на тюркско-кумыкском языке.
Здесь бросается в глаза пристальное внимание и забота СНК и НКН (Совнарком – Дж. Коркмасов и Наркомпрос – А. Тахо-Годи) Дагестана в настоящее время исключительно о педагогах.
Вполне понятно, что в будущем Дагестан разовьется столь богатой уже своей кустарной промышленностью, также и сетью промышленных школ. Во всяком случае, в настоящее время Дагестан, в культурном отношении, с Азербайджаном, Крымской, Татарской Сов. Республиками находится не в лучшем состоянии.
Необходима большая и всемерная помощь Дагестану таких культурных центров, как Баку, Москва.
Недостаточной является помощь, до сих пор оказываемая краю, где нуждаются в тысячах культурных работников, где не имеется и десятков своих сносных просвещенцев.
Крепко протянутая рука помощи даст возможность здоровым, даровитым, очень энергичным национальным труженикам – джигитам Дагестана – стать в ближайшем будущем полезными элементами богатого Кавказа.
(Газ. «Красный Дагестан», №280 (1095), понедельник, 7.12.1925 г., с. 2. Перевод с тюркской газеты «Коммунист», Баку).
В городе большинство населения составляют туземцы Дагестана, среди которых преобладающий элемент, заселяющий все окрестности Темир-Хан-Шуры, – кумыки.
Благодаря кумыкам, можно сказать, Темир-Хан-Шура сделалась культурным центром Дагестана.
Кумыки по языку и быту, несомненно, относятся к тюрко?татарским народам, подвергшимся некоторой ассимиляции со стороны других народностей Кавказа.
Это не мешает, однако, встретить среди кумыков лиц, сохранивших до сих пор основные черты доминирующей тюркской расы.
Не останавливаясь в настоящей статье на значении и происхождении слова «кумык», отметим только большую близость кумыков изо всех тюркско-татарских народностей с карачайскими, балкарскими и крымскими тюрками.
Нелишне указать также близость кумыков по языку к известным в истории куманам.
Как наиболее культурный элемент, кумыки играют руководящую роль в системе народного образования (и не только) современного Дагестана – ДССР.
Еще в начале эпохи Гаспринского среди кумыков замечалось некоторое стремление к преобразованию части своих медресе с отсталыми, изжитыми методами преподавания в новые типы школы.
И в деле восприятия его нового звукового метода кумыки оказались в первых рядах среди других тюрко-татарских народов.
Наконец у кумыков мы видим попытку создать свою, хотя бы простую, литературу на родном языке, отрекаясь от арабского.
Кумыки имеют очень даровитых, признанных с давних пор, своих поэтов, как Йырчи Казак, Мамед Неби и Абу Суфьян.
Вот состав просвещенцев современной Темир-Хан-Шуры: либералы-кадии, языковеды?переводчики, переводившие все, начиная с мевлюда и кончая географией, на кумыкский язык, поэты, старающиеся описывать на чисто кумыкском наречии прошлое, настоящее и будущее Дагестана.
Здесь и поныне самое авторитетное и самое востребованное лицо – кади!
Перед кади всякий смертный, кто бы он ни был, должен преклоняться и идти на почтительном от него расстоянии.
В окрестностях Темир-Хан-Шуры не редкое явление встретить шейхов, отрекшихся от мирской суеты, посвятивших себя в подземельях месяцами самобичеванию и самосозерцанию.
По закоренелому верованию массы – кади всеведущ и во всех вопросах необходимо иметь его совет и мнение.
Среди них имеются такие, как Мамед-Кади Дебиров, знакомые с арабским, турецким и русским языками, все же не освободившиеся из?под влияния схоластики и нередко пустой метафизики. Этому очень ярким примером может служить произведение его под названием «Педагогика и методика», где он пишет целые страницы о звуках «та» и «ти», стараясь выяснить, один это звук или все же два. Это достаточно хорошо показывает, насколько сильно он находится под влиянием духа схоластики.
Среди просвещенцев Темир-Хан-Шуры самыми искренними и положительными типами являются, несомненно, учитель и поэт, будущее, без сомнения, принадлежит им.
После этих слов становится понятным значение тех учреждений, сделавших Шуру культурным центром, и ясной та важная роль, которую они сыграют в недалеком будущем.
Педагогический техникум, школа 2 степени, 9-месячные педагогические курсы, несколько школ 1 степени и типография – во всех этих учреждениях (и это только в Шуре) ведутся работа и преподавание на тюркско-кумыкском языке.
Здесь бросается в глаза пристальное внимание и забота СНК и НКН (Совнарком – Дж. Коркмасов и Наркомпрос – А. Тахо-Годи) Дагестана в настоящее время исключительно о педагогах.
Вполне понятно, что в будущем Дагестан разовьется столь богатой уже своей кустарной промышленностью, также и сетью промышленных школ. Во всяком случае, в настоящее время Дагестан, в культурном отношении, с Азербайджаном, Крымской, Татарской Сов. Республиками находится не в лучшем состоянии.
Необходима большая и всемерная помощь Дагестану таких культурных центров, как Баку, Москва.
Недостаточной является помощь, до сих пор оказываемая краю, где нуждаются в тысячах культурных работников, где не имеется и десятков своих сносных просвещенцев.
Крепко протянутая рука помощи даст возможность здоровым, даровитым, очень энергичным национальным труженикам – джигитам Дагестана – стать в ближайшем будущем полезными элементами богатого Кавказа.
(Газ. «Красный Дагестан», №280 (1095), понедельник, 7.12.1925 г., с. 2. Перевод с тюркской газеты «Коммунист», Баку).
Наш комментарий
Спустя почти 90 лет с момента публикации этой статьи на многое из пережитого, наверняка, сегодня смотрится по?разному. Здесь целый ряд причин, и основная, конечно, – преступная «периодизация» истории (в такт сущности той политики), затеянная и осуществлявшаяся сталинским политическим режимом с 1937 г. в целях сокрытия подлинного характера событий, обернувшаяся на деле дезинформацией общественного сознания.
Тюркская газета «Коммунист», из которой данная статья, не так давно выявленная архивной вырезкой, в русском переводе публиковалась в республиканской газете «Красный Дагестан», которая издавалась в Баку.
А. К.