Видный общественно-политический деятель, талантливый ученый в области философии и религиоведения, известный педагог, врач, журналист Курбанов Гарун Магомедович родился 30 марта 1962 г. в с. Кунки Дахадаевского района ДАССР в семье служащего. Гарун с детства был высокоодаренным, способным мальчиком. Народы Дагестана слагают легенды и песни о его невероятных способностях. Он упорно и настойчиво шел к вершинам славы. Первые три класса Гарун окончил в Москве, и его там, как одаренного, перевели сразу в 5 класс. Г. Курбанов окончил школу в возрасте 14 лет. После окончания Аштынской СШ в 1978 г. он поступил на лечфак Дагмединститута. Наряду с медициной увлеченно занимался общественными науками. Окончив мединститут, с 1984 по 1987 годы работал терапевтом в лечобъединении г. Каспийска. В 1987 г. поступил в аспирантуру на кафедру философии МГУ. В 1991 г. в МГУ Г. Курбанов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исламские концепции основных категорий медицины». В диссертации серьезное внимание было уделено специфике мусульманских антропологических идей креационизма, психосоматического дуализма и монотеистического провиденциализма. Он связывал медицину с философским мировоззрением, хотел теоретический курс медицины, мышления воплотить в философию. Гарун Курбанов заочно окончил и исторический факультет ДГУ.
С 1991 г. Гарун Магомедович работал старшим преподавателем кафедры теории и истории культуры Даггосуниверситета, параллельно вел научные исследования по теме «Религиозный синкретизм в средневековом Дагестане». Был в научных командировках в Турции, Иране, Азербайджане. В 1999 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова он успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана», в которой зороастрийская религиозная система рассматривается как интегральная система цивилизационного развития духовной жизни и культуры народов средневекового Дагестана.
Г. Курбанов автор ряда монографий и сотен статей по философии, истории, теории религии и культуры народов Дагестана, по актуальным проблемам геополитики, этноконфессионализма, СМИ, политики террора, религиозно-политического экстремизма, которые печатались в Москве, Махачкале, в Ростове-на-Дону, Швеции. Долгие годы он работал представителем от республик Северного Кавказа в журнале «Центральная Азия и Кавказ», который выпускался в Швеции. Среди множества его трудов особой научной значимостью отличаются монографии: «Религия в культуре народов Дагестана» (Махачкала, 1996), «Очерки истории и культуры Дагестана» (Махачкала, 1997), «Зороастризм в средневековом Дагестане. Историко-философские аспекты» (Махачкала, 1998), «Закон и религия» (Махачкала, 1999), «Религия и политика террора» (Махачкала, 2006), «Религия народов Дагестана. История и современность» (Махачкала, 2011), «Религии в истории народов Дагестана» (Махачкала, 2006), «Этноатлас Республики Дагестан» (Махачкала, 2011). Он написал книгу «Волшебный мир мудростей и иносказаний», выпустил сборник статей «Народы Дагестана» (2002). В них автор обращается к сложным и недостаточно разработанным в философско-религиоведческой науке проблемам. Его философские, исторические работы отличались научной смелостью, многогранностью, широтой интересов.
Зороастризм рассматривается Г.М. Курбановым не только как имперская религия, но и как определенная историческая форма предметно-ценностного значения о человеке, его бытии, как нравственное учение, имеющее под собой философское основание.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
а) в ней создана целостная картина генезиса и эволюции зороастризма и его идей в средневековом Дагестане;
б) выявлен пласт этико-философских, религиозно-теологических, мифологических, этнолингвистических элементов в культуре народов Дагестана, сформировавшийся под влиянием зороастризма;
в) дан анализ соотношения местных архаических верований зороастризма и христианства в религиозном синкретизме раннесредневекового Дагестана;
г) рассмотрены интегративные и дезинтегративные функции раннесредневековых религий, определены степени их «сращивания» с той или иной политической системой;
д) раскрыты некоторые аспекты религиозных отношений зороастризма с исламом, показаны особенности религиозного отчуждения.
В статье «Дагестан: памятники религиозного искусства» автор подчеркивает, что зороастризм, иудаизм, христианство и, наконец, ислам позволили дагестанским народам приобщиться к культурам Древнего Ирана, Византийской империи и Арабского халифата. По этому поводу он предлагает объединить усилия академических институтов, вузовских кафедр, духовных университетов, музеев – всех тех, кто интересуется культурой и историческим наследием народов Дагестана, для изучения и выявления в республике не изученных памятников культурного зодчества.
Гарун Магомедович Курбанов был врачом, философом, журналистом, политиком, непримиримым борцом с экстремизмом, коррупцией, терроризмом. Так, в его монографии «Религии в истории народов Дагестана» дан философский анализ возникновения, формирования, развития различных религий с древности до современной истории народов Дагестана. В этой монографии глубоко анализируется современное состояние религий в мире, России и Дагестане, дана схема развития системы фанатизма, религиозно-политического экстремизма, шейхизма в различных тарикатах. Подробно рассматриваются вопросы возникновения религиозных течений, сект, фанатических направлений ваххабизма, мистицизма.
В его книге «Религия и политика террора» и в статьях «Терроризм: цель – утопия, угроза – реальна», «Идейный терроризм не фикция» и т.д. главный акцент сделан на анализ актуальных вопросов радикализации ислама на Северном Кавказе. Выступая за светский путь развития России, Дагестана, он утверждал, что нельзя религию брать за основу развития политики страны и в своей практической и законодательной деятельности органы власти и научные учреждения не должны исходить из предписаний религий.
Монография Г. Курбанова в цветном формате «Этноатлас Республики Дагестан» (Махачкала, 2011) является титаническим интеллектуальным и физическим трудом. Для ее написания пройдено множество дорог равнинного и горного Дагестана, отсняты сотни снимков, использовано большое количество архивного материала, проведена огромная этнополитическая, краеведческая работа. В этой книге уникальность, многонациональность Дагестана представлена «как на ладони». Создавая ее, авторы ставили задачу: «Показать историческое, философское, духовное достоинство и политическое единство народов Республики Дагестан, надеясь на то, что атлас станет стимулом для консолидации народов и достижения философских научных достижений, послужит развитию культуры, народно-художественных промыслов, толерантности, чувства патриотизма дагестанских народов, ведь многие беды случались из-за невежества, бескультурья, незнания духовных особенностей людей, живущих рядом».
Для практических дел большое значение имеет цикл работ Гаруна Курбанова, связанных с практической деятельностью, по развитию экономики и культуры РД. Буквально накануне гибели им были написаны и переданы Президенту РД «Программа социально-экономического развития горных районов», «Программа возрождения народно-художественных промыслов в Республике Дагестан» и другие документы. Видимо, пока его философские мысли и рекомендации по возрождению отраслей народных промыслов, обновлению горных сел Республики Дагестан не удалось практически осуществить. Они все остаются на бумаге. Он очень болел за Дагестан и хотел его преобразования, улучшения экономического и культурного состояния народов.
Анализ его философских работ показывает, что он обладал многосторонним творческим методом поиска новых научных, политических реалий и являлся эпохальной, смелой фигурой.
Г. Курбанов проявлял высокую научную, именно философскую эрудированность, профессионализм, решительность при исполнении служебного долга. Масштабность его мышления была настолько велика, что он легко мог сочетать и одновременно заниматься научной и служебной деятельностью на высоких постах. Рассматривая причины гибели, развала СССР, он утверждал, что в той эпохе теоретические положения, законы, категории, принципы марксистско-ленинской философии не прикладывались к практической деятельности, существовали глубокие противоречия между теорией и практикой. Например, люди, создающие общественную собственность, ничего не имели, кроме заработной платы.
Гарун Магомедович обладал удивительной трудоспособностью. Часто он оставался на работе до 12 часов ночи, а иногда до утра. Он более 10 лет находился на острие, на вершине информационно-политической войны, работая на таких опасных государственных должностях, как генеральный директор телекомпании РГВК «Дагестан», министр по межнациональной политике, информации и внешним связям РД, начальник Управления и пресс-службы Президента РД, представитель Минсвязи РФ и др. Он с нуля создал телекомпанию РГВК «Дагестан». Он же превратил ее в спутниковую, вещающую передачи в 79-и странах мира. Она стала одной из известных телерадиокомпаний России. Создал прекрасный журналистский коллектив, который оперативно освещал проблемы Дагестана. Сам он вел программу «Диалоги».
В период нападения международных бандформирований на Дагестан в 1999 г. он активно выступал в печати против бандитов-террористов, проводил круглые столы, неоднократно выезжал в Ботлих, Карамахи, Новолакский район, организовывал отряды ополченцев; в составе их участвовал в районах боевых действий. Его доблестный, связанный с риском, отчаянный, неукротимый путь борьбы с терроризмом, коррупцией, религиозно-политическим экстремизмом и другими негативными явлениями в нашем обществе был главной задачей его жизни, символом идеала света, справедливости на государственном посту, что является примером для научных работников, руководителей, многих других людей. Он никогда и ни от кого не брал взятки, был противником коррупции.
Гарун Курбанов – это феноменальная личность. Он объединял в себе энциклопедическую образованность, духовную чистоту, внешнее величие, блестящий административный талант и гражданско-патриотическое мужество. В свете многообразной политической, научной и организаторской деятельности Г.М. Курбанова целесообразно характеризовать как одного из преобразователей нашего общества. Он обладал блестящими способностями, проницательным умом и высоким чутьем государственных интересов РД и РФ.
Гарун Курбанов – это одна из загадочных и многогранных личностей в истории Дагестана, рано ушедшая из жизни, но оставившая замечательный след в истории своего народа. Он отличался врожденной интеллигентностью, чувством справедливости и патриотизма.
На любом уровне, в любой аудитории Гарун Магомедович мог представить Дагестан так, чтобы мы могли гордиться и им, и собою. Он удивлял и радовал глубочайшими познаниями в области многообразной своей трудовой деятельности, заряжал настроениями добрых перемен, необходимых российскому Отечеству, всех, кто был вокруг него. От Гаруна веяло спокойствием и уверенностью, глубиной познаний, информированностью. Казалось бы, в наш воистину жестокий век его должно было спасти то, что он был далек от зависти, ненависти и коварства, свойственных многим сегодня.
Начальник Управления информационной политики и пресс-службы Президента РД Гарун Магомедович Курбанов, отправляясь на Международный экономический форум, утром 28 июля 2011 г. был убит террористами-киллерами в самом расцвете физических и творческих сил. Это переходит грань варварства. Этот злодейский, спланированный, целенаправленный, заказной теракт был совершен наемными убийцами, подлыми врагами Дагестана и России с целью срыва форума, осложнения общественно-политической ситуации в республике, создания межнациональных конфликтов, усиления напряженности в сфере единства, дружбы народов, ослабления позиции Президента РД и наведения страха на руководство республики.
Его дела, успехи, его значимость для Дагестана, народов и науки были не по душе врагам нашей республики, и поэтому тираны, льстецы решили физически уничтожить его. Это является политическим убийством с целью ослабления общественно-политической ситуации в республике.
Учитывая мужество, заслуги перед наукой, народом, его дела, борьбу за счастье людей, единство дагестанских народов, после убийства Г.Курбанова более 40 муниципальных образований районов, городов и около 100 общественных организаций Республики Дагестан обратились к Президенту РД М.М. Магомедову, затем Главе республики Р.Г. Абдулатипову с просьбой представить материалы о Гаруне Курбанове для присвоения ему почетного звания Героя России. С их стороны этот вопрос был поднят перед полномочным представителем Президента РФ в СКФО. Может быть, пожелание дагестанцев осуществится?!
Говоря о научной деятельности Гаруна Магомедовича Курбанова, еще хотелось бы сказать, что «жизнь коротка, но память – вечна». Его философские труды вечны. О нем время от времени они будут напоминать. Если образно сказать: «Люди, как звезды: одни рождаются и умирают, оставшись безымянными, безликими, другие, как Гарун Курбанов, словно яркие созвездия, остаются навечно на небосклоне Вселенной, посылая на Землю нескончаемый поток энергии, силы, счастья, тепла, ясный и лунный свет». Пусть Гарун станет яркой, красивой звездой, освещающей нашу планету – Землю!
Гарун Магомедович был одним из лучших, хорошо подготовленных философов, политиком в Дагестане, имел разнообразные фундаментальные философские знания. Он пример для нового поколения, для людей, борющихся за светлое будущее республики.
Честному, высокообразованному, преданному своему делу Гаруну Магомедовичу Курбанову жить вечно в памяти народа и истории Дагестана! Подтверждением этому является то, что в Махачкале 26-27 марта 2017 г. прошел I Международный турнир по русским шашкам, посвященный памяти Гаруна Магомедовича Курбанова, в котором принимали участие более 40 чемпионов, мастеров по шашкам.
Магомедов А.М.,
профессор, преподаватель педагогики ДГПУ,
заслуженный деятель наук РФ