Имя и дела его бессмертны


Великую роль и значение личности Дж. Коркмасова в истории преобразований лучше и глубже понимаешь именно теперь, когда уже третье десятилетие отсчитывает постсоветская наша история и никак не состоятся «роды» нового демократического Дагестана. Ведь именно ему и возглавляемой им когорте выдающихся революционеров (и реформаторов) мы обязаны возникновением новой общедагестанской государственности – на смену дюжине мелких феодальных и дофеодальных потестарных образований, существовавших еще в XIX веке в этой Богом забытой окраине Кавказа.


Есть, видимо, некая смысловая символика и в том, что его личный юбилей совпадает по времени с юбилеем великой революции 1917 года в России, ставшей действительно эпохальным событием мировой истории, оказавшим колоссальное влияние не только на нашу страну и историю, но и на весь мир.


                                    




Великая эпоха, как известно, рождает великих личностей, многогранной вдохновенной деятельностью которых бывает оплодотворена вся дальнейшая жизнь народа и страны.


Джелал-Эд-Дин Коркмасов был из такой легендарной плеяды личностей.


Джелал-Эд-Дин окончил ставропольскую гимназию и Сорбоннский университет, владел многими иностранными, русским и дагестанскими языками. Вся его деятельность с юношеский лет была посвящена борьбе за освобождение трудовых масс от национального и социального гнета и созданию справедливого общества. Ориентируясь на революционное изменение общества, он не отказывался от борьбы за эволюционный прогресс, улучшение условий жизни народных масс. Он еще юношей понял важность политической организации идейно подготовленных и революционно настроенных социальных сил для внесения в сознание масс социалистических идей свободы и справедливости. Поэтому он создал в Темир-Хан-Шуре социал-демократическую группу и «крестьянский центр», объединив, насколько мог, тех, кто тогда в Дагестане стоял на общедемократических и социалистических позициях.


И борьба этих молодых революционных сил оказала значительное влияние на пробуждение политического сознания общественных сил Дагестана. За революционную деятельность Коркмасов был дважды арестован и выслан в Оленецкую губернию. Затем ему удалось выехать в Париж для завершения учебы в Сорбонне. Он хотел быть ближе к России, чтобы в возможной мере влиять на революционные процессы ее мусульманских окраин. И вместе с Мустафой Субхи – будущим лидером коммунистической партии Турции – из Парижа в 1909 году выезжает в эту страну, где он выступает одним из создателей Османской социалистической партии и редактором газеты «Стамбульские новости».


Важное место в газете занимала пропаганда идей социальной модернизации, справедливости, социального государства. По словам Желтякова, газета носила подлинно демократический характер и была близка к революционной демократии. После закрытия газеты Коркмасов переезжает в Париж, где вскоре становится сподвижником лидера социалистического движения Жан Жореса.


Там же Коркмасов содержал пансион, где размещались революционные эмигранты из многих стран Европы и России. При пансионе функционировала школа политических наук, в которой он и приглашенные выступали с лекциями.


Узнав о Февральской революции, свергнувшей царскую власть, Коркмасов переезжает в Россию. Прибывает в Петровск 4 мая 1917 года и в мае же, объединив передовых деятелей Дагестана, создает социалистическую группу, которая существовала до февраля 1919 года. Она была на том этапе главной революционной силой в Дагестане, которая оказывала поистине большое влияние на значительные слои народа и по существу возглавляла революционное движение в Дагестане.


При Советской власти считали обязательным подчеркивать руководящую роль коммунистической партии. Это делалось и в Дагестане, хотя такой организации не было, подпольный обком был создан в феврале 1919 года с приездом У. Буйнакского и вскоре арестован. За заслуги перед революцией партстаж Коркмасова был зачтен с 1917 года, а у остальных социалистов – с мая 1918 года – со времени принятия ими платформы большевистской партии. В 1919 году Коркмасов был избран председателем Дагестанского обкома РКП(б).


В период борьбы с деникинщиной на Северном Кавказе он был председателем Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана. Тогда в Левашах, по словам многих революционных деятелей, была образована, по сути, первая на Кавказе и на всем мусульманском Востоке своего рода Советская республика со своими органами и повстанческой армией. И она по существу сыграла главную роль в освобождении Дагестана от деникинцев.


С 1918 по 1932 год Коркмасов бессменно являлся главой Дагестанского правительства. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана, на котором Дагестан был объявлен социалистической республикой, Дж. Коркмасов председательствовал. После съезда он побывал у Ленина во главе дагестанской делегации и четыре месяца оставался в Москве для завершения вопроса об утверждении республики и разработки первой дагестанской конституции.


Дж. Коркмасов, как юрист и многоопытный политик, как сейчас сказали бы – менеджер-политтехнолог, хорошо разбирался в вопросах национально-государственного строительства и внес огромный неоценимый вклад в их решение, формирование новых идентичностей и ценностей у народов Дагестана. Он понимал и то, что Дагестан (ДССР) – республика, рожденная на основе декрета. Поэтому оставалась опасность ее упразднения или снижения ее статуса на основании другого такого декрета, что чуть было не случилось в 1924 году. Хорошо понимающие это тогдашние лидеры республики стремились поэтому скорее превратить республику в суверенную. И первый из них был Дж. Коркмасов. В своих выступлениях он, критически отзываясь о сталинском «детище» – плане «автономизации», ратовал за повышение статуса автономных республик, заявлял о недопустимости двойных стандартов в отношении народов СССР. Опасаясь такого развития, лидеры Дагестана, и в первую очередь Джелал-Эд-Дин Коркмасов, на расширенном пленуме Дагобкома РКП(б) 24 — 28 июля 1924 года 43-мя членами и кандидатами в члены обкома партии выступили не только в защиту автономного статуса, но и за его повышение и укрепление подлинно автономного статуса своей республики (впоследствии данный документ фигурировал как «Платформа 43-х» и был использован для расправы почти со всей тогдашней политической элитой Дагестана).


Коркмасов сыграл выдающуюся роль в строительстве канала им. Октябрьской революции. Он был председателем Дагэкосо и начальником Главного штаба трудовых фронтов, руководившим всей работой в республике и строительством канала. Внешне мягкий и высококультурный, Коркмасов мог быть и бывал жестким и требовательным, когда этого требовали интересы дела. В приказе его от 18 марта 1923 года подчеркивается, что «виновные за неисполнение и халатное отношение к распоряжениям и приказам Главного штаба будут отвечать как за нарушение военной дисциплины и порядка на фронте». Вместе с тем Коркмасов умел поддерживать душевные отношения со строителями, «влить бодрость в их ряды». Завершение этого канала протяженностью 70 км было героическим подвигом дагестанских народов. Дагестан первым среди республик и областей РСФСР был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Трудно переоценить значение этого канала: более чем 90 лет он остается важнейшей артерией жизни народов Дагестана. Строительство этого канала рассматривалось у нас тогда как выполнение завещания Ленина. Выступая на Дагестанской партконференции 30 ноября 1921 года, Коркмасов говорил: «Тов. Ленин, не будучи сам никогда здесь, уловил своим гением единственно правильный подход. На Кавказе прежде всего и раньше всего нужно орошение».


Второй Вседагестанский съезд Советов отмечает твердость, героическую работоспособность Коркмасова и обращается во ВЦИК о награждении его как вождя дагестанских народов орденом Трудового Красного Знамени.


Эта твердость, последовательность в борьбе за установление порядка и законности отчетливо выступает в его приказе от 14 июня 1921 г. по возвращении в Дагестан после четырехмесячного пребывания в Москве.


В нем осуждаются незаконные аресты граждан, затягивание дознания и следствия, конкретно обозначены вытекающие из законов страны правила, и подчеркивается, что только судебные органы могут заключить граждан в тюрьму, и они в течение одних суток должны составить постановление и передать копию арестованному. Он резко осуждает административные органы, которые вмешиваются в вопросы законности и нарушают ее.


На всех съездах Советов он избирался в состав президиума и участвовал в разработке их резолюций по международным, национальным и другим вопросам. Он вошел в состав особой комиссии по выработке договора о союзном устройстве республик и подготовке Первого съезда СССР. Решением февральского пленума ЦК в июне 1923 года был включен в Комиссию 19 по национальному вопросу. Его речь на совещании ЦК РКП(б) в 1923 году пронизана духом глубокой любви к Дагестану и его народам, гордостью за его героическое и трудовое прошлое и настоящее. Героизм, особая трудовая дисциплина и дружба народов Дагестана выработались, пишет он, в их вековой совместной борьбе с суровой природой, за свою свободу и независимость.


В докладной записке от 9 июня 1924 года «Проблемы горских народов» Коркмасов ставит вопрос перед правительством о необходимости быстрым рывком поднять народы Северного Кавказа до общего культурного уровня других народов СССР. Эта проблема, писал он, «имеет и международное значение, в частности, от удачного или неудачного решения ее зависят наши отношения со странами Ближнего Востока и наше влияние на мусульманские народы».


Он принципиально ставил вопрос о выходе Дагестана из подчинения Юговосткрая и переподчинении его прямо центру. И добился этого вопреки многим препятствиям. Коркмасов писал, что решение проблем горских народов нужно начинать с Дагестана, поскольку он является наиболее крупной и сплоченной республикой Северного Кавказа. Дагестан всегда играл ведущую роль и за ним шли другие республики. В записке он ставит вопрос о передаче Дагестану Кизлярского округа для переселения части горцев из «каменного мешка неприступных гор» на эти земли, присоединить часть Моздокского округа и рассмотреть вопрос о разделении Терской области между республиками Северного Кавказа. В результате настойчивой борьбы территория Дагестана увеличилась в 2 раза. Были присоединены земли ногайские, караногайские, Ачикулакские и Кизлярского отдела.


Еще раньше к Дагестанской области был присоединен Хасавюртовский округ. Не удалось получить Моздокский район, Кубинской и Нухинской части Азербайджана при всем стремлении.


Коркмасов пользовался высоким авторитетом и влиянием, как в стране, так и за рубежом, и это сыграло значительную роль в решении как внутренних, так и внешнеполитических задач молодого советского государства. В. И. Ленин поручал ему самые ответственные задания. Он использовал свой авторитет для получения поддержки центра в социалистических преобразованиях многих сторон жизни Дагестана.


Коркмасов был общепризнанным дипломатом и обладал ораторским искусством. Он завоевал всеобщее признание и уважение участников Съезда народов Востока, состоявшегося в 1921 году в Баку, не столько своим выступлением, хотя и оно было принято тепло, сколько своего рода синхронными переводами речей делегатов стран Востока. Он был избран в постоянный президиум Совета действия.


Коркмасов был незаменим для дипломатических переговоров, так как его знали во многих странах Европы и Азии, имел личное знакомство с их государственными и общественными деятелями.


И следует признать, что он сыграл значительную роль в прорыве международной блокады и в достижении признания нашей страны зарубежными государствами. По поручению правительства он вел переговоры в разные периоды в составе делегации или один с правительством Афганистана, Турции, Италии, Франции и Германии. Были использованы личные знакомства, даже с Муссолини, в интересах России.


Дж. Коркмасов придавал особое значение дружбе народов Дагестана и России и постоянно заботился об этом, а после образования Союза – о дружбе народов СССР. Он подчеркивал ведущую роль русского народа в Союзе, его отзывчивость и интернационализм. Коркмасов часто ссылался на помощь, которую Россия оказывала Дагестану в его экономическом и культурном возрождении. Касаясь помощи, которая была оказана Россией в 1921 году после посещения В. И. Ленина, руководитель Дагестана говорил: «Мы знали, что Россия сама находится в большой нужде. Но старший брат не может не поделиться с младшими, если у него в руках имеется хотя бы ломоть хлеба». Нельзя не восхищаться тем, как он успевал – четко, ёмко и вовремя – отмечать благородную роль русских ученых, приезжавших работать в вузах и научных учреждениях, учителях, безотказно выезжавших в горные селения для обучения дагестанских детей, инженерах, работавших на промышленных предприятиях.


Коркмасов был глубоко предан идеалам Советской власти, обаятельным, убедительным и принципиальным деятелем. Не случайно А. Тахо-Годи писал, что «… у Коркмасова-оратора была убежденность, в которую нельзя было не уверовать. Он мог зажечь аудиторию пламенем революции». Турецкий эмиссар Мустафа Будвай, посланный президентом Турции Ататюрком с целью выяснения возможности независимости народов Кавказа, писал в отчете: «Не родились ли идеи великой свободы и независимости от устремлений и решений идеалистов, подобных этому (Коркмасову. – М. А.). Он крепко держался за свой идеализм, и если среди сынов Кавказа имелось бы некоторое количество таких идеалистов, и они были бы с нами, то никогда не упустили бы наших больших шансов, Кавказ был бы нашим… Он производил на меня гипнотическое влияние, я поймал себя на том, что возвеличиваю его доблести». Высоко отзывались о нем В. И. Ленин, И. В. Сталин, С. М. Киров, С. Орджоникидзе, Е. Ярославский, А. П. Смирнов и другие деятели СССР.


Коркмасов был многогранной личностью и деятелем глобального масштаба. Он мыслил глобально, действуя локально. В одной статье невозможно отразить, что сделано им в Дагестане, советской стране и за рубежом. Был арестован и расстрелян, когда было ему только 60 лет. Как много он еще мог бы сделать, если бы ему дали жить. К сожалению, его имя, как в Дагестане, так и в целом в стране, долгие годы было предано забвению, оболгано и вычеркнуто из официальной истории. Достойно сожаления и то, что и на сегодня не состоялась полная его реабилитация, не установлен достойный его великих заслуг памятник в Махачкале. Хотелось бы надеяться, что в год его 140-летнего юбилея принятое нынешним руководством справедливое решение по увековечению его памяти будет сполна реализовано.


… Понимаем, конечно, что жернова истории, как известно, мелют медленно – по меркам скоротечной человеческой жизни. Но рано или поздно муза истории, ее муза Клио всегда отмечает заслуги настоящих творцов истории, благодаря самозабвенной, самоотверженной деятельности которых республике были заданы поступательное движение, великие цели и задачи. Среди них и Дж. Коркмасов. Не вина его, что жизнь и деяния его были прерваны на взлете. Каждое поколение руководителей и исполнителей должно уходить со сцены истории, полностью реализовав себя и свой человеческий, творческий потенциал. И тогда главный вектор движения общества никогда не может измениться.


Магомед Абдуллаев,


доктор фиософских наук, профессор.


Камиль Алиев,


кандидат философских наук,


этноисторик, политолог.