В истории дагестанской куль туры нет другого такого феномена, да и вряд ли когда-либо будет, как род Мурадовых! Это истинные деятели культуры-актеры и певцы, хореографы и ваятели, организаторы культуры гениальные Татам и Барият Мурадовы, Акашим Ибрагимов, Инесса Курумова, Бэлла Мурадова, блиставшие перед петербургским царским двором певицы сестры Балаханум и Ниярханум и внучка Инессы Курумовой семилетняя Барият, уже поражающая окружающих своей артистической одаренностью! Всенародного признания и высоких государственных наград и званий у тухума Мурадовых, пожалуй, не меньше, чем у иного народа.
Одна из плодоносных ветвей этого могучего артистического древа — народная артистка России, певица Бурлият Акашимовна Ибрагимова, более полувека радующая нас своим неповторимым талантом. Звание народной артистки России она оправдывает всеобщей любовью публики.
Ее исполнительская деятельность богата и разностороння. Бурлият — сама энциклопедия народной музыкальной культуры кумыков. Она хранит в памяти сотни старинных сказании-йыров и распевных са-рынов, древних обрядовых напевов и причитаний, детских прибауток. Виртуозно владея не только голосом, но и различными инструментами, Бурлият солирует на гармонике, гитаре и фортепиано. Талант певицы блистает во всех этих жанрах. Но самую большую любовь и признание Бурлият снискала как лирическая певица: она — царица дагестанской песенной эстрады! Здесь и народные, и авторские, и песни собственного сочинения. Исполнение ею под свой аккомпанемент кумыкских и других мелодий столь безупречно, что доставляет высокое художественное наслаждение и неискушенному в искусстве слушателю, и образованному музыканту. Природный артистизм и высокая культура исполнителя выделяют Ибрагимову на дагестанском песенном Олимпе.
Когда голос Бурлият появляется в эфире или звучит с экрана, он буквально захватывает слушателей своими тончайшими переливами, легкой и изящной манерой интонирования. Не раз бывала свидетелем того, как, отложив в сторону дела, люди с наслаждением внимали чудесным звукам ее природного вокала. Недаром народ одарил ее высшим на Востоке певческим эпитетом «бюлбюл» — соловей! А выступления певицы в концертах с другими мастерами сцены всегда срывали самые бурные овации.
Творческие вечера и авторские концерты Бурлият Ибрагимовой становятся событиями музыкально-культурной жизни республики и непременно проходят при аншлагах, которым может позавидовать любая мировая знаменитость.
Занимаясь переложением авторских песен Бурлият на ноты, я пришла к одному немаловажному для ее исполнительского почерка наблюдению. Многие сочиненные ею мелодии «пошли в народ» – их распевают, забыв про авторство, как народные. И вот здесь-то, сопоставляя расхожие варианты бытования песен с исполнительским стилем самой Ибрагимовой, отчетливо понимаешь ее сильные стороны как певицы. Она выпевает не просто мелодический каркас, как другие, но привносит в него дополнительные к основному рисунку интонации, так называемые опивающие звуки, уходя тем самым от однообразия и простоватости песенной мелодии. Таким же образом преодолевается схематизм ритмики. Ритм — это своего рода легкие в теме мелодии, он тоже свободно варьируется певицей, придавая ее исполнению свободу и тираду дыхания. Каждый новый возврат куплета или отдельного небольшого момента внутри мелодии не повторяет в точности предыдущий, а образует новый вариант. Избегая точных повторов, исполнительница наполняет музыкальное развитие непринужденностью, что всегда так приводит в восторг слушателей. Многие композиторы, как профессиональные, так и самодеятельные, доверяют ей свои песенные премьеры, многие песни ей же и посвящены.
Золотой порой дагестанской культуры стали 60-70-е. Именно в эти бурные годы культурного развития расцветает талант нашей певицы. На дагестанской песенной эстраде той поры блистают имена лезгинки Рагимат Гаджиевой и аварки Муи Гасановой, даргинки Аминат Ибрагимовой и лачки Марьям Дандамаевой, татки Марии Щербатовой, дагестанской грузинки Рэт Гуриелашвили и многих других замечательных исполнительниц. Легко ли было сохранить самобытность, свое незаменимое лицо в таком творческом ряду? Звезда Бурлият взошла и сияла, нисколько не затмеваясь и не тесня ничего, на фоне этой яркой плеяды исполнительниц. Разносторонность, универсальность ее певческого облика обеспечивал и непреходящий успех у публики на многие и многие годы. И сегодня, спустя пять десятков лет, имя Бурлият Ибрагимовой гарантирует полные сборы в самых больших аудиториях.
Предание гласит: «Если поет соловей, сад полнится». Сердце человека также полнится волнением музыки, когда поет Бурлият. Ее нельзя слушать равнодушно. Недаром Бурлият нарекли в народе соловьем.
Я думаю, Бурлият больше, чем соловей. Ведь она поет не только в весеннюю пору, она радует нас всегда: и летом, и зимой, и осенью, и весной.
Многие и многие стихи наших поэтов, окрыленные музыкальным талантом и профессионализмом Бурлият, долетели до людских сердец».
Анвар Аджиев. 1960 г.
многие из полюбившихся песен тех лет вошли в жизнь, сойдя с театральных подмостков. Музыку для дагестанских театров тогда писали именитые композиторы Готфрид Гасанов, Наби Дагиров. Сергей Агабабов. Бурлият, сама в юные годы работавшая в Кумыкском театре, не боясь театральной специфики, подхватывала популярные мелодии из спектаклей. Она давала им новую жизнь на песенной эстраде, в радиоэфире и на телеэкране. Так зазвучали песни и арии из музыки Дагирова к спектаклю Ю. Даниялова «Черные розы», Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрек сюйсе». Прививая дагестанцам вкус к новой театральной музыкальной интонации, певица вносила свою лепту в музыкальное воспитание публики. Труд этот оказался ненапрасным. Сегодня в Дагестанском театре оперы и балета наше общество с большим пониманием слушает оперы дагестанских композиторов.
В традиционной культуре дагестанских народов театра не было, но элементы театральности пронизывают народное искусство. Таковы исторические сказания и баллады кумыков, йыры. В них исполнитель, по-актерски перевоплощаясь, в лицах ведет рассказ о герое или событии. Это наш театр одного актера, высший жанр национального исполнительства, подвластный не каждому певцу. В йыре сказатель обязательно сам сопровождает пение игрой на гармонике или комузе, выполняющем еще одну актерскую роль — комментатора событий, роль «от автора». Театрализацию песни Бурлият проводит с таким тонким артистизмом, что она признана одним из мастеров исполнения йыра. В опере Н. Дагирова «Йырчы Казак», поставленной недавно Дагестанским театром оперы и балета, певица исполняет йыр, некогда сложенный народом в честь прославленного поэта.
История этого вставного номера показательна. Ибрагимову в числе других знатоков кумыкской культуры пригласили на просмотр готовящейся премьеры оперы. Здесь и возникла идея кого-то из гостей украсить постановку в подходящий сюжетный момент ее участием — предложение, свидетельствующее о безмерном уважении таланта великой певицы. Номер этот стал изюминкой постановки и неизменно вызывает бурную реакцию оперной публики. Отточенностью интерпретации йыра. профессиональным владением голоса, вьшевающим тончайшие нюансы мелодии, Бурлият Акашимовна показывает бывалым солистам оперы настоящий исполнительский класс!
Истинно творческая натура, Ибрагимова всегда смело осваивала новые художественные горизонты. В благословенные 60-70-е она стала одной из первых исполнительниц кумыкских песен в эстрадном стиле. Как солистка радио и телевидения она пела в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра своего ведомства. Народная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаз-банда, звучала особенно свежо и необычно для национального слуха.
Еще одна грань богатой творческой деятельности Бурлият Ибрагимовой связана с хором Дагестанского радио и телевидения. Один из заслуженных музыкальных коллективов республики, он много делает для воспитания музыкального вкуса народа. Есть в этом благородном деле и заслуга ведущей солистки хора, нашей Бурлият. Хор радио и телевидения вместе со своей звонкоголосой солисткой был первым и долгие годы единственным интерпретатором хоровой музыки дагестанских авторов — Кажлаева, Агабабова, Дагирова, Чалаева, Шамасова, Джафаровой, Гусейнова. Вместе с коллективом она выступала в городах и аулах родного Дагестана, Северного Кавказа, на музыкальных фестивалях и пленумах Союза композиторов в Нальчике и Владикавказе, Грозном и Майкопе, Ереване и Краснодаре, в столице страны Москве и Ленинграде. В 195 Гм, придя на радио, она была одной из немногих образованных исполнительниц, читающих нотный текст. Планку профессионализма во всем и всегда она держит и по сей день.
БУРЛИЯТ Акашимовна всегда с готовностью отзывается на новые творческие предложения, она в вечном поиске художественных впечатлений, всегда готовая к самоотдаче. Бывая на гастролях с Бурлият, я удивляюсь ее творческой собранности, неустанной потребности завоевывать новые аудитории. Уже отыграны все запланированные выступления, время клонится к вечеру, но она, не зная устали, ищет любой повод петь еще и еще — и для многотысячной толпы на городском майдане, и для взыскательного ценителя, и в узком дружеском кругу. Но при этом никогда не разменивала свое высокое искусство на звонкую монету или дешевую свадебную популярность. Вот почему Бурлият Ибрагимова подлинно народная артистка’ Как всякая звезда, Бурлият хранит и оберегает от посторонних глаз свою частную жизнь. Но друзья и особо настойчивые поклонники таланта певицы знают ее как радушную хозяйку. У Бурлият в доме всегда тепло и уютно, светло и изысканно красиво. Подтверждая талант во всем, она вкусно стряпает. А главное — ее душа, как и очаг, всегда открыта для нас, а значит, поет… Поет Бурлият Ибрагимова!
Маймусат КОРКМАСОВА,
музыковед.