За восемь месяцев 2016 года в правоохранительные органы Дагестана от пособничества участникам НВФ добровольно отказались 5 человек. В прошлом году эта цифра была в разы выше и составляла 53 человека.
Учитывая, что они сдались добровольно, их полностью освободили от уголовной ответственности. Сейчас они возвращаются к нормальной жизни.
«Говоря об освобождении от уголовной ответственности, мы должны понимать, что в данном случае подразумевается освобождение только по ст.208 «Пособничество участию в вооруженном формировании» УК РФ», – говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов по федеральной безопасности, межнациональным отношениям, противодействию экстремизму и терроризму Омар Зубаиров.
Наш собеседник рассказал о порядке и условиях освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно прекративших участие в НВФ, а также лиц, участвовавших в боевых действиях на стороне МТО (международной террористической организации).
Порядок и условия освобождения по ст.208 одинаковый для участников НВФ, тех, кто участвовал в боевых действиях на стороне МТО, и тех, кто оказывал боевикам пособническую деятельность.
Освобождение по ст.208 имеет свои условия. Сдавшийся боевик должен доказать добровольность своего поступка, что очень важно – сдать оружие или указать на место его захоронения.
Согласно примечанию к ст. 208, «лицо, добровольно прекратившее участие в НВФ и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».
«Если человек находился в составе НВФ, однако не успел совершить преступления, например, организацию террористического акта, убийство, грабеж, то он полностью освобождается от уголовной ответственности. Но если он совершил эти преступления и после этого решил добровольно выйти из бандформирования, его оправдают только по 208 статье. За остальные противоправные действия он, разумеется, ответит», – поясняет Зубаиров.
Так как среди этих 5 добровольно сдавшихся только пособники боевиков – те, кто искал им место жительства, убирал за ними, покупал продукты и готовил, отвозил куда велят, – их полностью освободили от ответственности.
Они не сдали оружие и не показали тайники, так как ничего об этом не знали. Они смогли это доказать, и смогли стать свободными.
Это что касается условий освобождения от уголовной ответственности.
Если говорить о порядке, то выглядит он следующим образом. Человек обращается в правоохранительные органы с заявлением, что он добровольно покидает ряды вооруженных формирований. И тут вполне возможно, что в органах не знали о его противоправной деятельности. Далее в ходе процессуального разбирательства принимается решение о его освобождении по ст. 208.
«В рамках его расследования проверяются доводы о прекращении участия в НВФ. Если человек доказал, что он раскаялся в совершенных действиях и все осознал, то расследование уголовного дела прекращается. После этого человек постепенно возвращается к мирной жизни», – добавил собеседник.
На сегодняшний день большая проблема заключается в освобождении от уголовной ответственности тех, кто хочет вернуться из Сирии в Дагестан и добровольно сдаться.
Они не смогут освободиться по 208 статье, так как у них нет возможности сдать оружие или указать на места их захоронения. Плюс к этому, их могут обвинить по статье 205.3 «Прохождение обучения для осуществления террористической деятельности», которая предусматривает 15-20 лет лишения свободы.
Рассмотрим несколько вариантов. Первый – человек поехал в Сирию, но не успел пройти обучение и тем более принять участие в террористических актах. Увидев, как там на самом деле обстоит ситуация, он возвращается в Дагестан и добровольно сдается. В этом случае он также отбудет наказание, однако это будет не самый большой срок. Его признают виновным по 208 статье, потому что он не сможет соблюсти главное условие – сдать оружие или указать на тайники.
Второй – человек уехал в Сирию, прошел подготовку, но не участвовал в преступлениях. В таком случае по возвращении домой его ждет реальный большой срок. Его признают виновным по статьям 208 и 205.3. УК РФ.
Третий вариант – человек уехал в Сирию, прошел подготовку, совершил террористические акты, убийства и грабежи. Не имеет значения, добровольно ли он сдался или его арестовали после возвращения домой. В этом случае существует большая вероятность, что он проведет в тюрьме большую часть своей жизни.
Поэтому в народе говорят: «Для тех, кто уехал в Сирию, нет обратной дороги». Точнее, дорога-то есть, но вот смысл – его найдет не каждый.
«Наши граждане должны понимать, побывав в Сирии и вернувшись обратно, они могут оказаться в такой ситуации, что даже при большом желании их не получится освободить от уголовной ответственности», – подытоживает Зубаиров.
Реальная практика показывает, что ни один боевик, который состоял в НВФ в Дагестане или МТО на территории иностранного государства, не сдается добровольно. Их по большей части ликвидируют. На переговоры силовиков во время проведения КТО бандиты не идут. Не раз спецслужбы привлекали к переговорам и родственников боевиков. Делается это, чтобы вразумить вооруженного человека сложить оружие. Однако боевики не сдаются. Они понимают, что за содеянные преступления им придется отвечать.
За весь период сирийского конфликта из арабской страны вернулись более 30 человек. В прошлом году задержали 24, ликвидировали 5 боевиков, вернувшихся из Сирии. В этом же году задержали 10, нейтрализовали 3 возвращенцев. Тех, что ликвидировали в ходе спецопераций, когда-то вернулись из сирийских МТО и сразу же присоединились к местным – дагестанским НВФ. Именно такая тенденция наблюдается в течение всего времени.
С людьми, которые отбыли наказание или которых освободили от ответственности, проводятся профилактические беседы, оказывается социальная помощь при реабилитации. Эта помощь предусмотрена законодательно для того, чтобы они не вернулись к преступной деятельности. Проводится такая работа и с семьями пособников и боевиков.
Не то, что участие НВФ, даже пособничество боевикам, что бы оно собой не представляло, накладывает значительный отпечаток на жизнь человека. Ведь если его признают виновным по 208 статье, он может получить от 8 лет лишения свободы.
Кроме того, недобрая слава, не те взгляды, предостережения. Немаловажно и то, что шансы самореализоваться у него могут приравняться к нулю. То есть получить хорошую работу, тем более государственную, он уже не сможет.
Поэтому следует одуматься, прежде чем избрать этот путь. Следует подумать, куда он может привести.
Источник: РИА «Дагестан»