Вот и подходит к концу 2016 год. Итоги еще долго будут подводиться. Во всяком случае, для каждого они свои. Я хочу напомнить о трех событиях, которые произошли в этом году. Они привлекли моё внимание, прежде всего, как экономиста.
Во-первых, это арест министра экономического развития А. В. Улюкаева. Либералы начали нести серьезные потери. Я надеюсь, что в скором времени либералы не будут работать в Правительстве РФ. После тех реформ, которые провел Егор Гайдар в 90-х годах, призываю либералов покаяться и признать все ошибки, а иногда мне кажется, что вовсе не ошибки. Тем более, что их начали «сливать». По сообщению интернет-издания «Новостной журнал «RUSS INFO», на проходящем в Лиме саммите АТЭС Президент РФ Владимир Путин встретился с директором МВФ Кристин Лагард и задал ей несколько вопросов по поводу состояния экономики России.
Во-первых, своими словами Кристин Лагард прояснила, что у МВФ нет никакого одинакового для всех стран плана экономического развития, нет никаких одинаковых для всех стран правил, положений, методик и методов развития экономик.
Во-вторых, Кристин Лагард этим самым признала, что, в принципе, МВФ может вертеть и крутить экономикой каждой страны так, как захочет, раздавая каждой стране любые рекомендации и используя свои финансовые механизмы для построения в каждой стране такой экономики, какую МВФ посчитает нужным. Так, одним странам МВФ может раздавать рекомендации для повышения их благосостояния, как, например, странам так называемого «золотого миллиарда», то есть странам Запада. А другим странам, например странам Африки и России, – давать другие рекомендации, которые будут приводить ко все более ухудшающемуся положению, обеднению и даже развалу.
После этих слов господам-либералам остается два пути: или к прокурору, или в отставку.
А третьим событием, на которое я обратил внимание, стало признание Федеральной Антимонопольной службы, что государство в экономике стремительно наращивает свое присутствие. Фактически до 70 процентов. И это якобы мешает конкуренции. Только до нынешнего момента более низкая доля государства в экономике не привела к ценовой конкуренции. Тем более, по моему мнению, ФАС не удалось навести порядка в нефтяной отрасли. Цены на заправках являются подтверждением данного факта.
Все эти три события еще раз показывают, по моему мнению, что государство будет увеличивать свою долю в экономике. Во время кризиса это является одной из мер, которая позволяет вывести экономику из кризисной ситуации.
Кстати, в Дагестане политики редко показывают свою принадлежность к какому-либо направлению в экономике. У нас есть, конечно, различные партии со своими платформами, но складывается впечатление, что их составлял один человек, который перечисляет самые популистские идеи, только на вопрос о том, как этого достигнуть, получить ответ будет очень тяжело.
Есть у меня один знакомый, который писал и говорил о том, что нужно вводить частную собственность на землю. Правда, ссылка на то, как выглядят колхозы (а это было в середине 90-х), являлась не совсем корректной. И всё-таки я посоветовал бы этому человеку поменьше поднимать данную тему. В Дагестане это очень опасно. И кстати, Магомедали Магомедович и Муху Гимбатович это признавали, хотя М. Алиев заработал на этом дивиденды на федеральном уровне (финансирование объектов из федерального бюджета).
«Искусство политика заключается в том, чтобы предсказать, что произойдет через день, через месяц, через год, а затем объяснить, почему это не произошло» (Уинстон Черчилль).
А теперь о прогнозах. Вообще, это считается делом неблагодарным. И всё-таки попробуем. Сбудется – очень большой плюс. Не сбудется – тоже плюс, только объяснить надо будет, почему не сбылся.
Итак, как говорил герой фильма «Мимино», «…я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь».
К сожалению, не является ни для кого новостью то, что многое будет зависеть от цен на нефть. В свете последних договоренностей, достигнутых Россией с ОПЕК, существует вероятность, что цены будут находиться в пределах 50–60 долларов за баррель. Особого роста экономики ждать не приходится, но, учитывая операцию в Сирии, ВПК будет стабильно работать и в некоторой мере поможет повысить совокупный спрос. Кстати, это касается и Республики Дагестан. Если некоторые из заводов получат заказы на продукцию оборонного комплекса, то это также окажется плюсом. Только очень прошу Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан не писать о высоких темпах прироста. Подобная ситуация сложилась в 2005, когда темпы прироста были практически самыми высокими по стране.
Импортозамещение также будет продолжать приносить плюсы экономике России, но без существенной поддержки государства это невозможно.
Рост показателей, по моему мнению, будет зафиксирован в сельском хозяйстве и ВПК. Еще раз обращаю внимание читателей, что это не означает отсутствия роста показателей в других отраслях, но в этих он будет более значительным. Также прошу простить за отсутствие конкретных цифр. Проблема заключается в следующем. Считаю, что с ними нужно быть очень осторожными. К примеру, в этом году поставки яблок из Белоруссии в Россию в пять раз превысили собранный урожай. Вот так и живем.
Проекты в сфере ТЭКа при всей их масштабности остаются пока больше проектами. Поэтому добыча нефти немного упадет, но рост цен позволит сгладить данное снижение, связанное с выполнением договоренностей.
Ну а теперь о Дагестане. Про ВПК я уже отмечал. Сельское хозяйство тоже даст определенный плюс, но боюсь делать поспешные выводы. Недавно прошла информация РИА Новости, что Дагестан подготовил для инвесторов проекты на 200 млрд рублей. Как человек, проработавший и подготовивший всю правовую базу в данной сфере, предлагаю не заниматься цифрами, а посмотреть проекты с точки зрения реализуемости на современном этапе. Смею предположить, что сумма наполовину уменьшится. И Сбербанк не горит желанием участвовать в реализации этих проектов.
Про Сбербанк поговорим в следующем году.
И еще. Несколько раз сталкивался с инициаторами инвестиционных проектов. Им было предложено участие консалтинговых фирм для подготовки проекта к кредитованию со стороны финансовых организаций. Только они все хотят 100-процентной уверенности в кредитовании. Такую уверенность может дать только Бог.
Давно предлагаю определить приоритетные отрасли в Дагестане. Если не ошибаюсь, понятие «приоритетная отрасль» предусмотрена только в законодательстве о туризме.
И еще один момент, на который хочу обратить ваше внимание, читатель. Эта проблема относится не только к Дагестану, но и ко всей России. Это очень благосклонное отношение к строительству торговых центров. Почему нельзя открыть миницеха по производству каких-либо товаров? Мы сразу начинаем строить торговые центры. С одной стороны, строительство торгового центра проще. Но с другой – это не производство. Но это везде так. Здесь, видимо, нужно менять отношение властей к данной проблеме.
Ну а в конце поздравляю всех читателей с Новым годом! Желаю крепкого здоровья, удачи и много денег. Ведь их, как и друзей, не бывает много.
Доброго времени суток!
С уважением,
Руслан БЕЙБУЛАТОВ.