– Каковы Ваши впечатления от форума?
– Горный форум – масштабное мероприятие, наверное, одно из самых крупных за последнее время, проводимых в России и посвященных комплексному развитию гор. Я уверен, что высокий уровень его организации не оставил равнодушным никого из гостей. Формат, когда на одной площадке собираются управленцы, бизнесмены, ученые и эксперты, определяет совершенно особую повестку и повышает качество обсуждения наиболее сложных вопросов. Практически каждый доклад перерастал в острую дискуссию. А выездные сессии у большинства экспертов кардинально изменили восприятие современных особенностей развития Дагестана.
В рамках форума прошло подписание соглашения о сотрудничестве между Русским географическим обществом и Республикой Дагестан. Документ скрепили подписями Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и президент Международного географического союза, вице-президент РГО Владимир Колосов.
И у Горного форума, и у сотрудничества РГО и Дагестана, на мой взгляд, большие перспективы. В республике работают признанные в России и за рубежом географы – специалисты в области развития горных территорий – Э. М. Эльдаров, Ш. С. Мудуев, Ш. М. Алиев и ряд других.
— Что Вам запомнилось больше всего?
— Первое, и я здесь абсолютно не оригинален, это люди, гостеприимство и природа Дагестана. Второе – это дороги. Меня приятно удивило их состояние и масштабы современного строительства. Для горных территорий – это залог успеха! Здесь я хочу отметить и позитивную роль самого Агентства дорожного хозяйства и лично З. Г. Хучбарова.
— Назовите главную, на Ваш взгляд, проблему горных территорий.
— Конечно, это отток населения! Но его темпы в целом снизились. Практически большинство из тех, кто когда-то решился на переезд, уже уехали. Сегодня некоторые высокогорные селения больше напоминают дачи, нежели живые села. Бывшие жители приезжают на выходные или на время отпуска. В каком-то смысле это дает надежду на то, что в горах все же останутся люди. Беда еще и в том, что разница между де-факто проживающим и де-юре прописанным населением очень существенная. Посчитать реальное количество горцев сейчас практически невозможно, а значит сложно разрабатывать и реализовывать по-настоящему реалистичные стратегии развития для таких муниципалитетов.
— Насколько острой сегодня Вам кажется земельная проблема в республике?
— К сожалению, она по-прежнему находится в авангарде самых острых проблем региона и иногда является основой для политических спекуляций на разных уровнях. Свободных земель на равнине не осталось.
В горных муниципалитетах практически нет земли, пригодной, скажем, для террасного земледелия. Как правило, долгосрочная аренда была оформлена еще в 1990-е гг. людьми, чьи жизненные траектории уже давно не связаны с проживанием и ведением хозяйства в горах.
В то же время передавать землю муниципалитету или жителям, которые хотели бы ее осваивать, никто не спешит. Этот фактор серьезно сужает окно возможностей развития гор и мотивацию остаться жить в родных домах. Конечно, это не единственная проблема в данной сфере, но вполне очевидная и в принципе решаемая!
Важно как можно скорее провести инвентаризацию земель, в том числе с помощью аэрокосмических технологий. Нанести на карту землепользователей и понять, где есть нарушения, а где потенциал для развития. Сегодня, в век геоинформационных технологий, это сделать вполне по силам. После чего можно постепенно начать болезненную, но крайне необходимую процедуру наведения порядка, в том числе и через суд. Думаю, что это вопрос времени.
– Как известно, Дагестан – это очень разнообразный регион, его горные территории внутри сильно различаются. Означает ли это, что стратегии развития должны быть разные в каждом муниципалитете?
— Очень правильная постановка вопроса. Но я бы ответил и да, и нет.
С одной стороны, должны быть выработаны общие подходы к стратегированию горных территорий, чтобы в перспективе они представляли собой единый хозяйственный комплекс, а не «салат» из разрозненных инвестиционных проектов, конкурирующих между собой и работающих в «тени».
С другой стороны, важно реально понимать особенности каждого муниципалитета и предлагать адекватные практики хозяйственного освоения для конкретного села. Ровно от этого зависит, насколько горные территории станут устойчивыми и привлекательными с точки зрения качества жизни. Это, кстати, и являлось центральной задачей форума.
Выработкой такого баланса в настоящее время довольно успешно занимается Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан под руководством Р. А. Юсуфова. Не случайно оно недавно обзавелось приставкой «и территориального развития». Считаю это абсолютно правильным! Республика крайне дифференцирована и в природном отношении, и по этнической структуре, и по отраслям экономики. Беда в том, что документы территориального развития (СТП, генпланы, ПЗЗ и проекты планировки), которые законодательно регламентируют пространственное освоение, мало разработать, хотя и это колоссальная проблема. Важно, чтобы они были работающими и исполнялись на местах. А с этим, как известно, есть проблемы не только в Дагестане.
— Вы сказали о «салате» инвестиционных проектов. Можете об этом рассказать подробнее?
— В науке данный процесс получил название «Очаговая модернизация». Это явление, с одной стороны, имеет позитивную окраску, поскольку таким образом создаются рабочие места, с другой – является следствием слабой реализации проектов с государственным участием. И это тревожный сигнал.
Хорошо известно, что многие якорные проекты (Крупные государственные проекты. Например, туристический кластер) на Северном Кавказе так и остались на бумаге. Я напомню, что именно от этих проектов федеральный центр ожидал мультипликативного эффекта и роста числа успешных субъектов малого и среднего бизнеса. К сожалению, этого пока не произошло, хотя позитивные примеры все же есть. Например, проекты в области сельского хозяйства ООО «Югагрохолдинга» мне кажутся очень интересными и хорошо проработанными, есть и целый ряд других.
Тем не менее, местные инициативы во многом стали способом выживания для горцев и альтернативой нереализованных пока крупных проектов. Важно научиться поддерживать местные бизнесы и, прежде всего, научиться делать это на местах. Без успешного малого и среднего бизнеса горы развиваться просто не смогут. Но прозрачности и комплексности в этой сфере явно недостаточно.
Сегодня существует большое количество инструментов федеральной и региональной поддержки, которые нужно использовать более активно. Тогда, возможно, появится шанс, с одной стороны, повысить мотивацию к занятию бизнесом, с другой – легализовать деятельность многих предприятий.
— Что еще мешает развитию малого и среднего бизнеса?
— К сожалению, статус предпринимателя в стране пока остается низким. Количество субъектов малого и среднего бизнеса под действием санкций и кризиса в стране значительно уменьшилось. Дагестан – не исключение. А мешает, как мне кажется, слабая кооперация внутри, правда, опять же она характерна не только для Дагестана, но и в целом для России.
Я убежден, что в многонациональном регионе механизмы формирования кооперации могут быть выстроены совершенно по-особенному. Многие рассматривают этничность исключительно как конфликтогенный фактор. Я так не считаю! При системной работе идентичность позволяет сформировать более крепкие хозяйственные связи и уникальные отрасли специализации. Таких примеров в мире немало.
Есть и другие причины. Пока нет твердого ответа на вопрос, что может служить поводом для формирования добавленной стоимости продукции, произведенной в горах. Как известно, издержки велики.
Важно постепенно формировать и бренд продуктов, произведенных в горах, и туристическую привлекательность. В перспективе спрос на качественные и экологически чистые продукты будет только расти. Это мировой тренд. И здесь необходимо развивать разнообразные направления туризма, в том числе гастрономического. Все условия для этого в Дагестане есть.
О чем еще необходимо помнить, это как сохранить исторический облик сел. Их архитектура – это изюминка Дагестана. Без этого развивать туризм будет сложно!
— Выражаем Вам огромную признательность за интервью. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжено.
— И Вам спасибо. Уверен, что наше общение будет полезным.
Наша справка:
В республике 30 муниципальных районов из 42-х относятся к горным территориям и занимают около 44% всей площади. Здесь проживает порядка 950 тыс. человек.
В горных территориях республики (от 500 м над уровнем моря и выше) расположено 1186 населенных пунктов, из которых 492 отнесено к труднодоступным местностям, а 44 считаются заброшенными или частично заброшенными.
За последние 3 года покинули родные места более 30 тысяч человек.
Например, по выше приведенной методике к горным территориям относятся: Тарки-Тау (745 м.), Исмаил-Тау (2055 м.), Мадигин-Тау (2095 м.), Огюз-Тау (2071 м.), Салатау (2713 м.).
Интервью подготовил Р. Сунгуров.