Передо мной пожелтевшие письма от Александра Владимирова из Тамбова, Фаины Сазоновой из Йошкар-Олы, Веры Викторовой из Ярославля и других однополчан башлыкентца Абдурашида Магомедовича Ибрагимова. Все они датированы 1970–1980 годами.
Александр Владимиров пишет: «Уважаемый Абдурашид Магомедович, помните апрель-май 1944 года? В боях за Днепром батальон не только удержал закрепленные рубежи, но и продвинулся вперед, уничтожив при этом много вражеской пехоты и семь танков. А в августе 1944 года – обеспечил взятие главной высоты – «Сопки суворовского солдата».
Это всего два эпизода из фронтовой жизни командира стрелкового батальона 51-го стрелкового полка Миргородской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени дивизии.
А начиналось всё так…
ЖАРКОЕ ЛЕТО 41-го…
В мае 1941 года отслуживший срочную военную службу рядовой А. М. Ибрагимов был направлен в г. Калинин на курсы младшего офицерского состава. 22 июня началась война. Когда объявили об этом, он в числе других курсантов-сослуживцев находился в летних учебных лагерях. 26 июня 1941 года курсанты вступили в бой с превосходящими силами немецких войск. Но ни один из них не дрогнул. Как старшему по возрасту и опытному бойцу, Абдурашиду Ибрагимову было поручено возглавить взвод курсантов и, в случае прорыва немцев к Горбатому мосту на р. Днепр в г. Смоленске, – взорвать его. Задание командования было выполнено. К концу Смоленского сражения, 10 сентября 1941 г., А. М. Ибрагимов получил легкое ранение и был направлен в санитарный батальон. После выздоровления, в составе курсантского взвода, принял участие в знаменитом Параде советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года. После парада был направлен на передовую, на Волоколамское направление. Курсанты совершили много подвигов, за что в декабре 1942 года почти все были награждены медалями «За оборону Москвы». После побед под Москвой, Абдурашид Магомедович был назначен командиром минометной роты 1255-го стрелкового полка 379-й стрелковой дивизии. Она была сформирована в г. Перми и состояла в основном из сибиряков. Во время наших встреч и бесед он часто вспоминал и очень высоко отзывался о сибиряках как о храбрых, крепких здоровьем и духом воинах. После изгнания немецких войск из-под Москвы полк был переброшен на вновь созданный Калининский фронт, на Ржевское направление. Об этой битве обычно не любят вспоминать.
МЫ УМИРАЛИ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ
«Я убит подо Ржевом». Это строка из стихотворения Александра Твардовского, посвященная советским воинам, закрывшим продвижение немецких войск на Москву в 150 километрах от столицы в районе г. Ржева. По военным сводкам тех лет, советские войска потеряли убитыми и ранеными 2 млн 60 тысяч солдат. Всего с обеих сторон в боях участвовали 10 млн военнослужащих. Бои за Ржев шли 17 месяцев. В них самое активное участие принял и Абдурашид Магомедович. Сначала он был командиром минометной роты, затем командиром минометной батареи. Может быть, это и спасло его. Минометчики обычно занимают боевые позиции во втором эшелоне, то есть после стрелковых, пулеметных взводов и рот. По боевым сводкам 379-й дивизии, с января 1942 г. по январь 1943-го 1255-й стрелковый полк занимал позиции в «треугольнике Усово-
Овсянниково-Паново», где шли самые напряженные бои. К концу 1942 года из оставшихся бойцов трех полков 379-й дивизии был сформирован один полк. Потери были ощутимые. Но и бои подо Ржевом отрывали несколько дивизий вермахта от Сталинграда.
ВНОВЬ УЧЁБА И ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ
В январе 1943 года лейтенанта Абдурашида Ибрагимова направили на курсы подготовки офицеров «Выстрел». По завершении шестимесячной учёбы, в июле 1943 года, уже старший лейтенант А. Ибрагимов был назначен заместителем командира артиллерийской батареи, и ещё через полгода его перевели командиром стрелковой роты 48-й стрелковой дивизии, которая входила в состав 3-го Украинского фронта. К тому времени линия фронта подошла к Украине. Вскоре началось и ее освобождение.
20–22 февраля 1944 года перед командиром роты А. Ибрагимовым была поставлена боевая задача внезапным ударом захватить железнодорожную станцию Червоная и в случае успеха начать наступление в г. Кривой Рог. Рота справилась с заданием командования. Сам командир роты в уличных боях лично застрелил трех немецких солдат. За этот бой Абдурашид Магомедович Ибрагимов был награжден орденом «Красная Звезда».
КОМБАТ
В сентябре 1944 года старший лейтенант А. Ибрагимов был повышен в звании и назначен командиром 2-го батальона 51-го стрелкового полка 93-й стрелковой Миргородской дивизии. По штату в стрелковом батальоне проходили службу от 800 до 1000 военнослужащих.
Писатель-фронтовик Петр Алексеевич Михин в своей книге воспоминаний «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Мы умирали, чтобы победить» пишет: «Командир батальона – мой кумир! Мой идол! Комбату я поклонялся и поклоняюсь поныне!
Командир батальона – это самая выдающаяся, самая основополагающая и самая проклятая должность на войне! Никто не внес большего вклада в Победу и никто не страдал больше от немцев и от своих, чем пехотинец – командир батальона! Командир стрелкового батальона.
Комбат – самый ближний к немцам офицер нашей армии, по которому остервенело стреляют фашисты, когда он поднимает солдат в атаку. И самый дальний, самый крайний командир – для своих начальников, до которого мог дозвониться по телефону даже сам Верховный Главнокомандующий.
Будь наша солдатская воля, мы бы всем погибшим и всем уцелевшим командирам стрелковых батальонов поставили бы бронзовый памятник на самой Красной площади в Москве. И чтобы он был выше всяких конных фигур полководцев, вождей и царей. Во весь рост, с поднятым над головой пистолетом, точно таким, каким запечатлел его в бою бесстрашный фотограф: в своей самой что ни на есть рабочей позе во время боя».
Вот таким, по письмам фронтовых друзей, мы и представляем нашего односельчанина комбата А. М. Ибрагимова.
ДОРОГА В ЛОГОВО ВРАГА
Освободив Украину, батальон А. М. Ибрагимова вместе с другими частями и югославскими партизанами из отряда Богдана Сукши форсировал Дунай, пересек границу Венгрии. Начались бои за освобождение Венгрии. По ожесточенности они не уступали ни одному сражению Великой Отечественной войны. Объяснялось это тем, что в Венгрии находились заводы по переработке нефти и бензина. Особенно запомнились бои за Будапешт, Секешфехервар, у озера Балатон. Секешфехервар два раза переходил из рук в
руки. На стыке озера Балатон и канала шириной более 50 метров оборону занимал батальон А. М. Ибрагимова. Острие контратаки немецких войск по позициям частей 26-й армии было направлено в район, где держал оборону 2-й батальон. Бойцы и их комбат не дрогнули. Немцы вынуждены были остановиться, а затем и отступить, оставив на поле боя более 100 убитых солдат, ещё 70 сдались в плен, были подбиты десятки танков и БМП. Недалеко от батальона А. М. Ибрагимова располагались штаб полка и 82-й отдельный медицинский санитарный батальон (ОМСД) №82 93-й дивизии. Прорвав оборону советских войск, одна из танковых групп дивизии СС «Мертвая голова» жестоко расправилась со всеми ранеными и персоналом санитарного батальона. У деревни Вебер установлен памятник 39 советским воинам, погибшим 28–29 января 1945 г., и 39 каштанов в память о каждом. Многие из них были солдатами комбата Ибрагимова. И он со своими бойцами очень тяжело переживал их смерть.
За бои у озера Балатон и г. Секешфехервар капитан Абдурашид Ибрагимов был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
12 марта 1945 года в газете 93-й дивизии было опубликовано стихотворение «Выстоять», где особо отмечается подвиг комбата:
Бей фашистов всей силой своей огневой,
Так, как их бьёт комбат Астюченко,
Капитан Ибрагимов, солдат Дубовой
И сержанты Ильин и Павленко.
Но вместо звезды Героя А. М. Ибрагимову вручили орден Красного Знамени.
В ходе наступательных боев и преследования батальон А. Ибрагимова крепко бил врага. На одном из наградных листов комбата записано: «Во время преследования противника батальоном Ибрагимова захвачены 43 орудия, 29 автомашин, 415 пулеметов, 1240 винтовок и взято в плен 900 немецких солдат и офицеров». За этот подвиг он был награжден третьим орденом – Отечественной войны 2 степени.
Войну Абдурашид Магомедович закончил в должности командира стрелкового батальона 51-го полка 93-й Миргородской ордена А. Суворова 2-й степени дивизии. Грудь воина украшали также медали «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта» и другие, имел благодарности от командования 26-й армии и верховного главнокомандующего И. В. Сталина.
В отличие от многих участников и победителей Великой Отечественной войны, А. Ибрагимов ещё два года служил военным комендантом одного из городов Австрии.
В 1947 году он вернулся домой, в родной Дагестан. Работал заместителем директора ФЗО поселка нефтяников Избербаш. Затем был направлен в двухгодичную партийную школу. По завершении учебы был избран секретарем Каякентского РК КПСС.
С 1958 года до выхода на пенсию Абдурашид Магомедович Ибрагимов работал в скромной должности участкового инспектора, был одним из лучших сотрудников МВД РД. Затем трудился в совхозе «Кировский» Каякентского района. Был председателем Совета ветеранов с. Башлыкент, часто встречался со своими однополчанами, молодежью. Учил их любить Родину. Его жизнь и героические подвиги в годы Великой Отечественной войны – немеркнущий пример любви и беззаветного служения Родине и для нынешнего поколения дагестанцев.
Магомедрасул Ибрагимов,
Каякентский район.