НА СЛУЖБЕ ВЕЧНОСТИ



Недавно в Российской академии художеств, расположенной в историческом центре Москвы – по ул. Пречистенка, д. 21, вплотную соседствующей с не менее известной Галереей искусств З. Церетели, состоялось открытие персональной выставки скульптора С. Г. Мильченко.

______________________________________________________________________


Выставка чудесным образом совпала с 55-летним юбилеем мастера.


Его работы, внесшие значительный вклад в российское искусство, на сегодня представляют прекрасную и весьма внушительную коллекцию, большая часть которой была выставлена на двух этажах в специально подготовленных для этого просторных залах Академии.


Выставка, открытая в этот день, продлится до 15 мая сего года.


И несколько слов о виновнике торжества. Не впадая в зависимость от обширного перечня заслуг и регалий всеми признанного мастера, в помощь читателю заметим, что С. Г. Мильченко – обладатель золотой и серебряной медалей и двух дипломов Российской академии художеств.


Он заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент кафедры скульптуры и композиции МГАХИ им. Сурикова, председатель секции скульптуры Московского областного отделения Союза художников России, член SIAC (Международной ассоциации художников) и т.д.


К назначенному часу открытия выставки здесь собралась замечательная публика, не менее трехсот человек, из числа коллег, друзей, поклонников его искусства, представителей различных ведомств и учреждений, пришедших поздравить мастера.


В залах Академии за просмотром экспонатов, – беседующих между собой, дающих интервью присутствующим корреспондентам ТВ канала «Культура», мы встречаем немало известных лиц. Это и такие выдающиеся скульпторы современности, как профессор М. Переяславец, А. Рукавишников, Л. Баранов (с супругой С. Джафаровой, историком искусств и экспертом, заметим, нашей соотечественницей – внучатой племянницей полковника, георгиевского кавалера М. Джафарова), Г. Крастников, С. Орлов и другие.


Отмечен своим присутствием здесь и персонально приглашенный на выставку А. Д.-Э. Коркмасов, известный исследователь общественно-политической истории конца XIX – XX вв., внук выдающейся исторической личности – Д.-Э. А. Коркмасова, образу которого, тем самым связываясь с Дагестаном, были посвящены работы скульптора С. Мильченко.



Официальную часть, за отсутствием президента Академии З. Церетели (мэтр находился в деловой поездке в Париже), открыл председательствующий на мероприятии вице-президент МОСХа К. Худяков.


С яркими докладами, посвященными С. Мильченко, характеру и значению его плодотворной деятельности, отмечая «редкостное в творческой среде всеобщее признание его яркого самобытного таланта коллегами по профессиональному цеху», выступили крупные деятели искусства: В. Калинин (1-й вице-президент Академии), В. Евдокимов, А. Риднов, Л. Баранов и другие.


Размышления этих и других знаменитостей о своеобразии творчества С. Мильченко мы находим и на страницах специально изданного к выставке иллюстрированного «Альбома скульптора С. Мильченко».


Это замечательное издание в отличном твердом переплете, серого цвета, торец которого исполнен в бордовом оттенке, увидело свет накануне торжества.


Здесь, более чем на двухстах страницах, главным образом, разместились великолепные цветные иллюстрации, наглядно раскрывающие работы мастера.


Усиливая тон общего контекста, иллюстрации гармонично сопровождаются на его страницах вышеупомянутыми размышлениями знаменитостей.


Вместе с тем наше внимание приковывает и такая деталь, как смотрящая на нас с лицевой стороны обложки иллюстрация широко раскрытого глаза и надпись «С. Мильченко», тем самым как бы зовущего нас заглянуть в «Альбом» и почувствовать некий таинственный ход времени.


И, в продолжение темы, вкратце останавливаясь на характере работ С. Мильченко, мы, прежде всего, отмечаем: лейтмотив его творчества – обращение к «вечным темам».


Его изваяния – это действующие лица на сцене истории.


Он, что отмечалось в выступлениях многих ораторов, «… великолепно организует мизансцены, добавляя в них все новых и новых персонажей мировой исторической драмы. Замечательно, что в этих мизансценах значимы как действующие лица, в каждом из которых, словно в объемном стоп-кадре на мгновение остановленного движения времени разных эпох, стран, выдающихся исторических событий, так и пространства контекста вокруг героя. Особый дар С. Мильченко в том, что блестяще воспроизведенные им фигуры несут в себе это пространство, этот мощный, почти физически ощутимый контекст исторического и трансцендентального (непрекращающегося в вечности) времени. Благодаря чему фрагментарная разорванная история, казалось бы из отдельных сюжетов, обретает полноту и цельность, в которой только и может быть видна и понятна ценность отдельной человеческой личности. Не случайно и то, что искусство С. Мильченко построено так, что его невозможно воспринимать чисто созерцательно, исключительно эстетически. Оно каким-то мистическим образом телепортирует и включает зрителя в историческую мизансцену, где он и сам становится участником события, действующим лицом в кульминационный момент происходящего. Можно с уверенностью утверждать, что прекрасному искусству С. Мильченко бездорожье и трава забвения не грозит».

 


А теперь вернемся к вышеупомянутому «Альбому», посвященному работам скульптора, на трех страницах которого (189, 192, 193) представлены великолепными иллюстрациями две его замечательные работы, посвященные великому дагестанцу Джелал-Эд-Дину Асельдеровичу Коркмасову.


Первая из них, в виде мемориальной композиции, была, как известно, водружена 24 октября 2008 г. (взамен прежней – с 1988 г.) на бывшем Доме Правительства РД (г. Махачкала, ул. Горького, 10), где в 1921–1931 гг. Дж. Коркмасов жил и работал, став яркой достопримечательностью столицы Республики Дагестан.


Заметим, что это торжественное событие нашло тогда широкий общественный отклик и живо освещалось в прессе, а иллюстрация мемориальной доски с отзывом на нее, удивительно передающим силу духа, мотивы и интонации, присущие характеру работ скульптора, также были помещены в юбилейном сборнике «На службе вечности», посвященном 130-летию Дж. Коркмасова и изданном в Москве в 2009 году.


Не прибегая к его пересказу, потому как лучше не скажешь, и, тем самым, отдавая дань его авторам – М. Мурадханову и Х.-М. Доного, считая это и своим долгом, полностью воспроизводим их текст:


«По замыслу и оригинальности архитектурно-художественного исполнения, – пишут они, – это произведение, оставляя далеко позади представление о привычных стандартах, отличается абсолютной индивидуальностью. Проект (по эскизам внука Дж. Коркмасова – А. Коркмасова) воплощен в жизнь известным российским скульптором С. Г. Мильченко. Лаконизм статуарно-безмолвной формы, благодаря искусству мастера и его эмоциональному воздействию на скульптуру, содержателен и информативен. Строгий академизм и классическая монументальность с элементами античности, ярко подчеркивающие значение сильной героической личности, народного вождя, воина, высокого интеллектуала-просветителя, государственного и общественного деятеля, основателя и руководителя республики – Человека, с именем которого связана вся история Дагестана начала XX века и оказавшего непосредственное воздействие на весь ход её развития, – все то, что и являла на протяжении всей жизни, олицетворяя собой


Дагестан, незаурядная личность Дж. Коркмасова, органически сочетаясь, нашло в скульптурной композиции законченное пластическое решение. И в то же время ореол пассионарности, летающий над историческим образом, как бы взрывая изнутри тонким акцентом, выдает глубокий философский аспект триумфальной жизни Человека-Исполина, Человека-Легенды, Человека-Глыбы, трагически оборванной в годы лихолетий и заботливо возложенной на пьедестал его потомками».


Говоря о второй работе С. Мильченко – скульптурной композиции памятника Дж. Коркмасову, проиллюстрированной на упомянутых страницах «Альбома», мы, благодаря мастеру, во всей красе показавшего нам яркий образ харизматичной личности, видим основателя и многолетнего руководителя республики (заметим, более чем вдвое увеличившей при нем – от 27000 до 57320 кв. км – свои морские и сухопутные границы), держащего в левой руке протянутый к народам Дагестана свиток её первой Конституции, отцом которой он и является.


Избегая какой-либо гиперболизации, мы, благодаря замечательному ваятелю, вдохнувшему в стремлении познания вечных тем в простую глину свое духовное напряжение, воспринимаем памятник Дж. Коркмасову не иначе как символ государственности, как памятник Человеку, олицетворяющему республику, в чем читатель, уверен, вполне согласится с нами.


Резюмируя все сказанное и отмечая, что в данном «Альбоме» содержатся также иллюстрации выдающихся личностей мировой истории: Наполеону, Пушкину, Алябьеву, Андрею Первозванному, Денису Давыдову, династии Романовых и др., мы, тем самым, в очередной раз подчеркиваем беспристрастность творческого кредо скульптора в его интересе к вечным темам.


Автору также принадлежат работы, посвященные академику Несмиянову, Кабачкину, Кнунянцу, выдающему конструктору и создателю легендарного танка Т-34 Кучеренко; его композиции с батальными сценами, посвященные полководцу Суворову, украшают Екатерининский парк Москвы.


В его творческой мозаике работ многие удостоены высокого призвания. Они находятся в государственных Третьяковской и Новосибирской картинных галереях, в музее в Переяславле-Залесском, Московском музее современного искусства и других музеях и галереях России, а также в коллекциях Франции, Германии, Великобритании, США, Бельгии, Польши, Голландии, Югославии и других стран.


Таким образом, пока незавершенный (по причине недофинансирования), удивительный по своей красоте, изяществу и величию памятник великому дагестанцу Дж. Коркмасову – его этапная работа над вечной темой!

Спецкор З. Зайналов,

Москва.


На фото работы С. Мильченко.