Махачкалинский морской торговый порт, являющийся одним из ключевых транспортных узлов России на Каспийском море, демонстрирует значительный рост грузооборота. В августе 2023 года через порт было обработано рекордных с 2011 года 147 тысяч тонн различных грузов, включая зерновые, цемент, удобрения, лесоматериалы, керамическую плитку и соль. Особенно значимым достижением стало превышение отметки в 50 тысяч тонн переваленного зерна впервые с 2020 года.
Параллельно с ростом грузопотока реализуются масштабные инфраструктурные проекты. Ведутся работы по строительству новой четырёхполосной автомобильной дороги к порту стоимостью 8 миллиардов рублей, которую планируется сдать в эксплуатацию до конца 2024 года. Также недавно завершился капитальный ремонт причала автомобильно-паромной переправы, построенной в 1957 году и не ремонтировавшейся в последние 25 лет. В ходе работ были обновлены железобетонные и металлические конструкции, установлены 29 современных отбойных устройств и заменены четыре швартовные тумбы.
Обновлённый причал типа Ro-Ro длиной 174 метра и шириной 16 метров предназначен для обработки накатных грузов без использования кранового оборудования и способен принимать обычные суда для перевалки генеральных и навалочных грузов. Уже сейчас причал начал обслуживать сухогрузы, в том числе следующие из Ирана.
Как отмечает член Общественной палаты Республики Дагестан Эльдар Адельшинов, эксперт в области экономической политики и развития АПК, эти инфраструктурные преобразования открывают новые перспективы для транспортной и торговой системы региона. Строительство современной автомобильной дороги снизит логистические издержки и ускорит грузооборот, а модернизированный причал расширит возможности для бизнеса — от торговли стройматериалами до экспорта сельхозпродукции. В совокупности эти проекты превращают порт в драйвер экономического роста Дагестана и укрепляют его позиции в системе каспийского экономического сотрудничества.