Яндекс учит детей распознавать дипфейки в новом сезоне «Цифрового ликбеза»

Компания Яндекс выступила партнером всероссийского просветительского проекта «Цифровой ликбез», подготовив для школьников специальный урок по кибербезопасности. Эксперты компании в области искусственного интеллекта создали обучающий видеоролик, посвященный распознаванию дипфейков – сгенерированных нейросетями поддельных изображений, видео и аудиозаписей. Хотя урок рассчитан на детей от 6 лет, он будет полезен и взрослой аудитории – родителям и педагогам, занимающимся вопросами цифровой грамотности.

Дипфейки становятся все более распространенным инструментом злоумышленников, которые могут использовать их, например, для подделки голоса близкого человека с целью манипуляции. В формате мультфильма герои из подводного города Кораллвиль на примере рыбки Яна показывают, как распознать фейковый контент и почему важно критически оценивать информацию из интернета. К видеоуроку разработаны методические материалы для учителей и интерактивный тест для закрепления знаний. Для незрячих и слабовидящих пользователей доступна версия с тифлокомментариями.

Как отметил директор по информационной безопасности Яндекса Александр Каледа, задача проекта – не научить безошибочно определять подделки, а привить привычку скептически относиться к подозрительному контенту. Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко подчеркнул, что ролик направлен на повышение цифровой грамотности молодого поколения и формирование навыков безопасного поведения в сети. Все материалы доступны на сайте проекта digital-likbez.datalesson.ru.