Яркие страницы истории как объединяющий фактор дагестанского народа

Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов — она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.

Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, однако это не может умалить мужества малого по сравнению с захватчиками народа Дагестана.

Как уже отмечалось, целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Албании гигантским Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию. Воины Чингисхана, покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его.

Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. К сожалению, в этот период Дагестан был ослаблен междоусобицей и, несмотря на это, Дербент был взят после длительной осады только в результате предательства, но сам город монголы разрушить побоялись. После Дербента, обуянные желанием сломить упорных дагестанцев монголы подошли к агульскому селению Рича.

25 дней ричинцы, которых было во много раз меньше, отражали их атаки. После того, когда почти все население героического аула было истреблено, завоеватели ворвались в него и вынуждены были вести бой за каждый дом и улицу с женщинами, стариками и детьми. В ответ за упорное сопротивление монголы уничтожили весь аул и всех оставшихся в живых[1].

Однако долго праздновать победу не пришлось: после неудавшейся попытки в 1240 году покорить Кумух монголы вынуждены были оставить Дагестан. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего 133 поражение Золотой Орде. В 1395 г. объединенные отряды народов Южного Дагестана практически не дали завоевателям проникнуть в глубь региона.

Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов.

Есть у дагестанцев своя Жанна Д’Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура.

В конце XVI — начале XVII вв. народы Дагестана совместно отстаивали свою независимость от царских войск. Особенно примечательно совместное их выступление во время похода в Дагестан царских войск во главе с И. М. Бутурлиным и Д. С. Плещеевым. В 1604 г. царь Борис Годунов направил в Дагестан 10 тыс. стрельцов под их руководством. Хотя, как и во всяком обществе, в Дагестане были свои разногласия, связанные с территориальными вопросами, вопросами власти и т.д., но тут забыв о своих разногласиях, шамхал Гирей и Эндирейский владетель СултанМахмуд подняли на борьбу с царскими завоевателями весь Дагестан.

Объединенные силы блокировали Тарки, где засели царские войска. Последние на определенных условиях вынуждены были покинуть его. Во время переправы через реку Койсу (Сулак) царские стрельцы были атакованы горцами – при этом погиб И.М. Бутурлин с сыном. Главную роль в разгроме царских стрельцов сыграли дагестанские народы, а не турки, которые пришли на помощь шамхалу. Не это ли пример единения?

Примером братской дружбы, единения и совместной борьбы народов Дагестана являются и выступления против войск персидского шаха Аббаса I, совершившего в первой четверти XVII в. ряд походов в Дагестан. Первыми столкнулись с персидскими войсками табасаранцы в 1607-1608 гг. Но этим не завершился конфликт.

В 1610-1611 гг. имело место новое столкновение табасаранцев с шахскими войсками. Сражение произошло близ одного из лезгинских селений — Юхари-Стал, Орта-Стал или АшагаСтал, что является свидетельством участия в борьбе вместе с табасаранцами и других народов Южного Дагестана, пришедших в эти трудные для них годы на помощь. 134

Совместно дагестанцы боролись и против войск шаха Аббаса II (1642-1667 гг.). Это была кульминация антииранских настроений в Дагестане, которая вылилась в мощное вооруженное восстание с участием 30 тыс. человек. Согласно имеющимся сведениям, основным очагом восстания был Кайтаг во главе с его владетелем – уцмием Улугом, сыном Рустам-хана.

В кайтагском восстании, как писал историограф шаха Аббаса II Мухаммед Тахир Вахид Казвини, приняли участие как крупные, так и мелкие феодалы, военачальники и рядовые общинники («народ») со всего Дагестана, в том числе шамхал Сурхай-хан. Против восставших был послан правитель Ширвана Хаджи Манучехр-хан с 15 тыс. войском и артиллерией. Произошел страшный бой ниже Маджалиса, где дагестанцы потерпели поражение. Но, главное, он показал, что народы Дагестана едины в желании жить свободными, независимыми от чужеземцев.

В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой героический и свободолюбивый характер: 47 дагестанцев стали героями Советского Союза, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150 тысяч медалями. Послевоенное развитие в республике шло также очень интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов того периода началось переселение горцев на равнину.

И хотя этот процесс оправдывался лучшим условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.

Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают Советский период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе бывшего Советского Союза, который в посткоммунистический период опустился в омут конфронтаций, межнациональных конфликтов и войн. Ни в коем случае невозможно согласиться с теми, кто рассматривает Дагестан как территорию с множеством разнохарактерных политических структур, постоянно боровшихся друг с другом.

Ни в коей мере нельзя соглашаться и с теми, кто возводит в Абсолют феодальные раздоры, феодальные 135 междоусобицы. Дагестанские народы никогда не воевали и друг с другом. Они жили мирно, поддерживали крепкие экономические, политические и культурные связи, ставшие показателем стабильности и дальнейшего социально-экономического развития Дагестана — земледелия, скотоводства, садоводства, различных промыслов, торговли, товарно-денежных отношений.

Фото: Культура. РФ