Гаджи Амирханов – механик от бога

НАША СПРАВКА:

Гаджи Амирханов, кумык, родился в 1964 году в Хасавюрте. После 8-го класса поступил в городское профтехучилище. Окончив курсы трактористов-машинистов, работал в различных организациях. В 1982 году его призвали в ряды Советской армии, служил в Монголии. После службы по комсомольской путевке его направили в ГОК поселка Депутатский  Республики Саха-Якутия. Работал  машинистом-бульдозеристом, механиком, водителем  вездехода, машины на воздушной подушке.

Изобретатель, придумал и построил машины-вездеходы для Крайнего Севера, известный предприниматель, депутат мно­гих созывов.

 

Сегодняшний гость газеты «Заря Яны» Гаджи Амирханов – известный предприниматель Устьянья, человек, трудившийся и сделавший многое для развития северного края. Можно сказать, Гаджи Амирханов – механик от бога, фонтанирующий разными идеями, создатель новой техники, которая приспособлена к нашим суровым условиям. Его также знают как спонсора многих улусных, поселковых и сельских мероприятий, всегда помогающего ветеранам тыла и труда и попавшим в трудную ситуацию людям. Знают Гаджи  и как  участника нескольких спасательных операций в Устьянье. Так, он когда-то встретил на побережье моря Лаптевых терпящих бедствие (их придавило льдами и выбросило на берег) – экспедицию прославленного полярника Артура Чилингарова – и помог починить им воздушное судно, отремонтировал двигатель. Участвовал также в поиске вертолетов, потерпевших крушение, он первым обнаружил в июле 2013 года в горах воздушное судно Ми-8 и сообщил точные координаты.  За это он был отмечен благодарностью  МЧС РФ.  Гаджи Абдулатипович – почётный  житель  Усть-Янского улуса, отличник дорожной службы РС(Я), имеет награды различного  уровня, депутат улусного Собрания нескольких созывов.

– Гаджи Абдулатипович, говорят, что Вы покидаете  Усть-Янский улус, Якутию. Почему? 

– Вот так сразу сказать, почему я  с женой  уезжаю  в Дагестан, в Хасавюрт,   мой родной город, будет сложно, но все же я попытаюсь объяснить.  Во-первых, с Устьяньем, ставшим мне второй родиной, связи не обрываю, мы с женой будем приезжать, так как у нас здесь есть родственники и друзья. Здесь также остаются мои сыновья Абдулатип и Тимур. Во-вторых, сейчас в Дагестане наметили развитие туризма, возле Каспийского моря планируют создать инфраструктуру для курортного отдыха, в горах организуют различные туры. Когда  я перегнал свой автожир «Ксенон-2» из Москвы в Хасавюрт, оказалось, что есть огромное количество желающих полетать над каньонами Сулака, барханами  Сарыкума.   Я решил  тоже поучаствовать в развитии туризма в родном Дагестане. Оказывается, люди заинтересованы в таком отдыхе, они хотят с высоты птичьего полета любоваться красотами дагестанских гор. Со мной впервые в Дагес-тан прилетел пилот-инструктор Ламеко Александр Леонидович из Санкт-Петербурга. Увидев  наши каньоны, он сказал, что здесь должны проводиться российские соревнования по полетам по горам. Он же предложил создать аэроклуб в Дагестане с целью подготовки пилотов в экстремальных условиях. В-третьих, получив огромный жизненный опыт на Крайнем Севере и выйдя на пенсию, решил быть полезным  своей родине. Да и матери помогать надо.  Возможно, мы еще вернемся (смеется). Жизнь — сложная штука.

– Гаджи, расскажите, как вы попали из Дагестана на   Север?

– Сюда, в Депутатский, я приехал не из Дагестана, а из Монголии. Я служил  срочную службу в ВВС Советской армии в городе Улан-Баторе.  К нам частенько приезжали так называемые вербовщики с ударных комсомольских строек. Ближе к демобилизации к нам в часть приехал представитель Депутатского ГОКа и предложил поехать  на Крайний Север. Так я  поехал с комсомольской путевкой на ударную стройку.  Я хотел испытать себя в суровых условиях Заполярья, поехал с юношеским задором за романтикой. Многие,  не выдержав трудностей, почти сразу уехали.

– Приехали в Депутатский и?..

– Приехал в Депутатский в 1984 году и устроился машинистом трактора К-700 в бульдозерно-тракторный парк Депутатского ГОКа. Отработал 5 лет, возил оловоконцентрат до Усть-Куйги, а оттуда технику, различное оборудование, по участкам тоже ездил. Непродолжительное время работал в артели «Северный»,  на участке Дьахтардах. Потом мой друг Николай Ребров пригласил работать в Тумат и предоставил мне дом, где я жил с женой и детьми. С тех пор мы дружим. В Тумате мне дали брошенный сгоревший вездеход и сказали: «Восстановишь – будешь на нем ездить». И я тогда там установил дизельный двигатель МТЗ-80, переоборудовал трансмиссию и начал ездить на нем. Потом туматцы приходили смотреть, как это я из хлама превратил вездеход во  вполне ходовую машину. Начал заниматься охотничьим промыслом и заготовкой, помогал охотникам и рыбакам доставлять мясо и рыбу с участков, осуществлял перевозки на маломерном судне Гепард» на воздушной подушке грузов, людей из Казачьего (особенно больных) на Тумат и обратно. Также в Тумате я впервые осуществил свою детскую мечту полетать самостоятельно в небе, опробовал мотодельтаплан кизлярской сборки. Возил почту, наблюдал за стадами домашних оленей, проводил мониторинг местности, координируя действия охотников и оленеводов. С 1994 года решил открыть свое дело. Тогда Депутатский ГОК оставил много бульдозеров по тундре, и мы на месте восстанавливали их и перегоняли на участки. И тогда  же я начал делать малые пневмовездеходы собственной конструкции, ставить на вездеходы дизельные двигатели. Организовывал перевозки каменного угля в села Тумат, Юкагир, Сайылык  и поселок Депутатский. Также начал заниматься обустройством и содержанием дорог муниципального значения.   В 1997 году впервые собрал собственный колесный вездеход «Устьянец» из различных б/у запчастей.

–  С  этого момента подробнее…

– Чем пневмоходы лучше гусеничных вездеходов? А тем, что они практически не приносят вреда нашей  природе. Вот возьмите нашу тундру, она испещрена глубокими колеями от траков, которые восстановятся только через несколько  десятилетий. После сделал вторую машину – бортовой колесный вездеход. Всего таких машин  я сделал  6 штук. В 2010 году приезжали инженеры с Горьковского автозавода, которые в промышленном масштабе делают машины повышенной проходимости, они высоко оценили мою работу. Потом я к ним в Нижний Новгород ездил опытом поделиться. Наметили планы совместного сотрудничества с Горьковским автозаводом. К сожалению, дальнейшее сотрудничество не сложилось по независящим от меня причинам, но инженеры завода приезжали сюда еще несколько лет. А сделанные мною «Устьянцы» востребованы и до сих пор служат людям. С 2018 года появилась возможность отучиться и получить пилотское удостоверение. Купил 2-местный автожир, хотел продвигать в Якутии малую авиацию, но пока здесь не готовы к внедрению этого вида транспорта. А ведь малая авиация позволила бы решить многие проблемы логистики на севере.  Я надеюсь, что когда-то все равно вопрос малой авиации здесь решится, это веление времени.

– Знаю о вас как об отличном семьянине, вырастившем троих сыновей. Как-то борцы Якутии рассказали, что в Хасавюрте встретили дагестанца, без акцента говорившего по-якутски. Речь идет о вашем сыне Абдулатипе? Расскажите о своей семье.

– Да, один известный тренер Якутии встретил Абдулатипа в Хасавюрте и разговаривал с ним. Его воспитанники сильно удивились, что дагестанец говорит по-якутски без акцента. Им-то невдомек, что Абдулатип с молоком матери впитал в себя якутский язык. Вообще-то  мои сыновья  Сиражутдин, Абдулатип, Тимурлан знают с детства три языка: русский, якутский и кумыкский. Когда работал в БТП, я сено возил из Депутатского в Силяннях  и там познакомился с  продавщицей Людой Рожиной. Мы поженились в 1985 году и с тех пор вместе шагаем по жизни. Она всегда поддержит меня в трудную минуту, радуется моим успехам, инициирует различные мероприятия. И самое главное, подарила мне троих сыновей! Сама она работала продавщицей, заведующей магазина, создала 2 магазина в Депутатском и Тумате в трудные 1990-е годы. Старший сын Сиражутдин служил в звании капитана  оперуполномоченным уголовного розыска  отдела внутренних дел, госинспектором ООПТ инспекции охраны природы. Теперь собирается в Дагестан. Средний сын Абдулатип служит судебным приставом в Усть-Янском улусе.  Младший Тимурлан, отучившись на юриста в Тихоокеанском государственном университете в городе Хабаровске, в этом году устроился работать специалистом в юридический отдел администрации улуса. Родители мои кумыки, отец Абдулатип Ибрагимович работал водителем в автоколонне, возил различные грузы по всему Союзу, мать Патимат Магомедовна всю жизнь трудилась портнихой на швейной фабрике. Нас  у родителей было 5 детей: 3 брата и 2 сестры. Когда я тут обжился, вызвал некоторых родственников сюда работать. Многие до сих пор добросовестно трудятся в различных отраслях. Также по моему приглашению  много дагестанцев приехали жить и работать в Устьянье.

–  И напоследок…

– Почти всю сознательную жизнь я прожил в Усть-Янском улусе. Сроднился со здешними жителями, приобрел много друзей. И покидать ставшие мне родными места грустно, но такова жизнь. Да я и не прощаюсь с вами, возможно, когда обратят должное внимание на малую  авиацию в Якутии, вернусь. Желаю всем устьянцам активной жизни, благополучия, чтоб у каждого на столе были   жирные чир и оленина, широты души, как наша бескрайняя тундра, и удачи, как у наших знаменитых охотников.

 

Газета «Заря Яны» Усть-Янский район, Республика Саха (Якутия)