Возобновление тысячелетнего диалога цивилизаций

(Великий шёлковый путь –  культурно-экономический мост между Востоком и Западом)

 

В истории развития человечества никогда не существовало локальных цивилизаций. Достижения одних этносов переходили к другим, от других — к третьим, и эта цепь взаимообмена культур будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать человечество. Стремление людей к общению и обмену своими достижениями  историческая наука прослеживает уже с III тысячелетия до н. э. 

Великий шелковый путь — одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Aзию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством  не только торговых связей,  но   и   соединяли  народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.

Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения. Особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Её города были не только торговыми центрами, но и центрами науки и культуры. Проходил Великий шёлковый путь и через Дагестан.

В ранних арабских, персидских и греческих источниках, а также в оте­чественных источниках Эндирей характеризуется как крупнейшее городище на великом караванном Шелковом пути, соединяющим  Азию и Европу.

Удобство расположения, обширные плодородные земли, обилие богатой рыбой рек и озер и, главное, прямой выход к морю во все времена привлекали иностранцев, особенно новоявленных империй с захватническими амбициями.

Сюда с древних времен  в целях торгово-обменных операций приезжали купцы и промышленники из Турции, Ирана, Индии, Крыма, Поволжья и Средней Азии. А правители как ближневосточных, так и западноевропейских стран придавали Эндирею особое внимание как стратегическому форпосту на Кавказе.

Само название села Эндери  или Эндирей состоит из сочетания двух слов «эн» и «дери», что соответствует его месторасположению,     т. е. означает широкие ворота, простор во всех направлениях. Его первоначальное месторасположение на левом просторном и холмистом берегу реки Акташ полностью соответствовало своему названию Эндирей. Этот населенный пункт, считавшийся  в древности  городом, сегодня является большим кумыкским селением, где проживает более 8 тысяч населения.      На территории Эндирей с древнейших времен в симбиозе наравне с коренными жителями проживали армяне, евреи, ногайцы, турки, черкесы, русские и другие народности Дагестана, каждый из которых имел свою специ­фическую сферу деятельности, взаимно обогащая и дополняя друг друга.

Тут необходимо отметить разные толкования по поводу названия села. Некоторые историки утверждали в свое время,  будто бы село обосновал  какой-то беглый русский Андрей, опираясь на неграмотно написанный русским дьяком «Андрейаул» или «Ондреево». Оба эти названия результат искаженной  записи слова  Эндирей. Известно, что русские по землям Эндирея впервые прошли в 965 году в составе войска Киевского князя Святослава. А до этого лет 600–700 тому назад там существовал город Эндирей, столица Хазарского каганата. Русь в те времена только лишь маленькое княжество, равное четвертой части Хазарской империи со столицей Эндирей.

И сегодня в селе существует местечко Гермен, где шла бойкая торговля, здесь была развита и работорговля.

Шелк, шелковая и золотая парча, хлопчатобумажная ткань, шерсть, рис, сушеные фрукты, керамика, фаянс, фарфор,  шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит, художественный металл, драгоценные камни, сандаловое дерево, жемчуг, платки, войлок, великолепная бирюза, ароматические вещества, гранаты, виноград, фисташки и миндаль,  сталь, изготавливаемая в Герате, хорасанское золото и серебро, рубины и ляпис-лазурь,  породистые  скакуны,  меха, чай, бумага, индийские  пряности и благовония – вот далеко не полный список товаров, перевозимых по Великому шелковому пути.

На всем протяжении пути происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этих регионов принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений.

С XVI века Шелковый путь прекратил свое существование, так как торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая начали заметно ослабевать. Причинами тому явились открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами. Почти все средневековые города были разрушены.

В начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с необходимостью искать новые пути сотрудничества или восстанавливать забытые. Комплексное изучение и восстановление Великого шелкового пути как «пути диалога» вполне соответствует такой необходимости. Великий шелковый путь на протяжении многих столетий служил сближению различных народов, обмену идеями и знаниями, взаимному обогащению языков и культур.

Конечно, и в те далекие времена случались политические конфликты, вспыхивали войны, но Шелковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тяга к обогащению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постоянно брала верх над политической и религиозной конфронтацией. Поэтому при создании модели будущих взаимоотношений и сотрудничества народов необходимо использовать столь убедительный пример.

Глобализация, которая превратилась в одну из ведущих тенденций мирового развития на рубеже XX–XXI столетий, оказывает сильное воздействие на социально-экономическую, военно-политическую и другие сферы жизни человечества, в том числе на характер международной жизни.

В мае 1993 года в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а также Европейского Союза. Целью встречи было рассмотрение возможности интеграции в мировую экономику новых независимых государств — стран Центральной Азии и Кавказа. И прежде всего  развитие транспортной и коммуникационной систем. На Брюссельской встрече был рассмотрен вопрос создания ТРАСЕКА — транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Эта встреча была первым практическим шагом в возрождении Великого шелкового пути.

В 1998 г. международная организация ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шелкового пути — пути диалога». Проект предусматривает широкое и всеобъемлющее изучение истории цивилизаций, установление тесных культурных контактов между Востоком и Западом, улучшение взаимоотношений между многочисленными народами, населяющими Евразийский континент. Возрождение Великого шелкового пути — это возобновление тысячелетнего диалога цивилизаций.

Проект возрождения древней транснациональной магистрали — Великого шелкового пути, выдвинутый мировым сообществом в начале 90-х гг. XX в., стал отражением стремления многих государств и авторитетных организаций расширить зоны стабильности и пространства доверия, стимулировать экономическое и политическое сотрудничество молодых независимых государств  между собой и с развитыми государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанс­кого региона, попыткой реализовать перспективную идею евроазиатского транзита.

Так уж исторически сложилось, что на Великом шёлковом пути по  Северному транспортному сухопутному маршруту из стран Азии в страны Европы  ведущее место занимают Россия и Казахстан, которые находятся в  выгодном геополитическом положении, находясь на большом транспортном и торговом транзите товаров из Азии в Европу.

Особую актуальность возрождению сухопутного межконтинентального транспортного проекта придает интенсификация сотрудничества в рамках ШОС и ЕврАзЭС. Так, в рамках Евразийского экономического сообщества уже  принята концепция транспортного союза, что создает институциональные предпосылки для сотрудничества на одном из наиболее трудных участков нового ВШП при достаточных заделах в транспортной инфраструктуре в этом регионе. Транспортное сотрудничество здесь является одним из основных направлений. Планируемое увеличение экономических связей между государствами-членами сделает Великий шелковый путь  XXI века еще более востребованным не только как чисто транзитный маршрут в страны Европы, но и как более удобный вариант доставки грузов в страны ШОС. Поэтому политически и экономически необходимым условием для развития международной торговли является возрождение Великого шёлкового пути, а для Казахстана и России – это дополнительный плюс, так как транзит грузов рассматривается именно по Северному транспортному маршруту из Азии в Европу.

Проект дает возможность государствам реализовать с максимальной эффективностью преимущества своего географического положения, выстроить здесь современную инфраструктуру, модернизировать с учетом потребностей мировой экономики имеющийся промышленный потенциал, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.

 

Один пояс и один путь

 

В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием «Новый шёлковый путь». В форуме под таким названием принимал участие и Президент России В. Путин.

Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шёлкового пути», морские — «Морской шёлковый путь XXI века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай – Монголия – Россия. Проект «Морской шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

История  Великого шелкового пути – это евразийская история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества.

 

Подготовил Г.КОНАКБИЕВ