Имя Султан-Мута должно быть в учебниках по истории России

Роль Султан-Мута Тарковского в укреплении дружеских отношений между народами Кавказа и России

«…Несмотря на происходившие трагические события, необходимо  всемерно развивать и укреплять политические и торговые отношения с Россией. В условиях ведения обдуманной внешней политики и сохранения внутренней устойчивости они могут стать гарантией мира и стабильности, развития многих сфер общественной жизни…».

Султан-Мут Тарковский

(Заветы Султан-Мута. Махачкала. 2023. С.4)

Султан-Мут Тарковский является одной из выдающихся личностей в истории Кавказа, чье имя заслуживает быть вписанным золотыми буквами в летопись истории нашего Отечества. Он внес огромный вклад в сохранение независимости родного края, а также в укрепление дружеских отношений между народами Кавказа и России, в распространение ислама во многих регионах Северного Кавказа, развитие науки, образования и других сфер общественной жизни.

При этом среди перечисленных аспектов его многогранной деятельности роль Эндиреевского владетеля Султан-Мута в таком ключевом вопросе, как установление дружеских, политических и торгово-экономических связей с Россией, по нашему мнению, исследована недостаточно.

О глубоком понимании Султан-Мутом правильности этих стратегических ориентиров и последовательном проведении им работы в данном направлении свидетельствуют неоднократные обращения к России с предложением заключить договор о мире и торговом сотрудничестве.

«Несмотря на то, что война эта со стороны народов Северного Кавказа была освободительной, потому и справедливой и в силу этого увенчавшейся победой, — отмечает профессор, доктор филологических наук  Забит Акавов, — Султан-Мут все-таки первым пошел навстречу переговорным процессам» с русскими и, убежденный «в перспективности, конструктивности своей политики, первый в истории выступает инициатором совершенно неожиданной в подобной ситуации идеи мира с вчерашним противником, более того, автором и первым исполнителем ориентированного на многие столетия вперед проекта существования и созидательной жизни своего отечества в составе еще вчера с оружием в руках кровопролитно сражавшейся страны…».

Султан-Мут, прекрасно пони­мая перспективность налаживания политического и экономического сотрудничества с Россией, всемерно стремился к его укреплению и развитию. В этом ключе хотелось бы особо подчеркнуть, что появившиеся в последний период попытки  отдельных  лиц представить или использовать образ народного героя в качестве символа непримиримости и вражды в отношении России являются необоснованными и провокационными. Султан-Мут является символом единения народов Кавказа и России, символом мужества и непоколебимости, созидания и прогресса.

Особенности и политические реалии того конкретного исторического периода были таковы, что противники Султан-Мута всячески препятствовали установлению им дипломатических взаимоотношений с Россией, желая использовать военную силу Русского государства против него в междоусобных распрях. В силу складывающейся ситуации Султан-Мут  был вынужден искать союзников на стороне, принимая меры по сохранению независимости своего государства – Эндиреевского владения, которое, по свидетельству многих авторитетных исследователей-историков, играло на Северном Кавказе «всё возрастающую роль».

В последующие годы, после происходивших трагических событий, Россия коренным образом изменила тактику действий за влияние в этом регионе. Царское самодержавие более 118 лет не совершало военных акций в отношении Дагестана, а стало на путь привлечения его владетелей на свою сторону разного рода торгово-экономическими привилегиями. Эта политика России нашла большой отклик среди владетелей Дагестана, привела к установлению между ними и Россией тесных торгово-экономических связей. Большую роль в этом сыграла взвешенная, мудрая политика Султан-Мута. Его авторитетное мнение влияло на позицию многих удельных владетелей.

Политика мирного проникновения, проводившаяся московским правительством в Дагестане, привела к тому, что в XVII веке, когда иранские шахи стали выступать с претензиями на Дагестан, его владетели стали обращаться за помощью и покровительством к Русскому государству, которое, будучи, заинтересованным в усилении своих позиций в Дагестане, с одобрением встречало подобные обращения дагестанских владетелей.

Царское правительство отправляло в 1615 и 1616 гг. посольства к шаху, чтобы добиться отмены планировавшихся походов его войск на Дагестан, Грузию и Кабарду. Результативность дипломатического заступничества России за Дагестан перед иранскими шахами усилила политическую ориентацию дагестанских владетелей на Москву.

Обзор политических сношений народов Дагестана с Русским государством в XVII веке показывает, что установившиеся связи имели крупное значение и для Кавказа, и для Руси. В первые десятилетия XVII века в период наибольшего усиления персидского государства и его агрессии на Кавказе эти связи помешали укреплению шахов на Северном Кавказе и планам постройки здесь шахских крепостей-городов.

В 1635 году после смерти шамхала Эльдара встал вопрос о  шамхальстве, и, как свидетельствуют исторические документы, «кумыкские люди давали шамхальство Султан-Муту; тот «за старостью» поменялся со своим старшим сыном  Айдемиром. Айдемира признала шамхалом «вся Кумыцкая земля». Хотя официально шамхалом был избран сын Султан-Мута — Айдемир, правителем фактичес­ки был Султан-Мут, считает профессор А. С. Акбиев (Акбиев А. С. Кумыки. Вторая половина XVII — первая половина XVIII века. Махачкала, 1998. С. 93). В период его правления произошло объединение кумыкских земель, улажены распри между бийликствами (удельными владениями), прекратились междоусобицы.

В период правления Айдемир-шамхала Шамхальство Тарковское, став самым сильным и могущественным владением, влияло на политику всего Северного Кавказа. Придерживаясь, главным образом, мнения своего отца Султан-Мута, он вёл лояльную политику по отношению к Руси, направленную на укрепление всестороннего сотрудничества и самых тесных связей. Султан-Мут, ставя стратегические задачи на налаживание политического и экономического сотрудничества с Россией, всемерно и последовательно стремился к их реализации.

В течение XVII века русско-дагестанские связи растут и крепнут. Нередко между кавказцами и русскими поселенцами складывались и родственные отношения, происходило взаимопроникновение культур, горцы и русские перенимали друг у друга опыт возделывания сельско-хо-зяйственных культур, особенное развитие получили торговые отношения.

«Из-за насильственного единства, — пророчески писал А. И. Герцен, — виднеется единство свободное… единство, основанное на признании равенства и самобытности». «Если говорить по большому счету, т. е. если рассматривать и оценивать русско-кавказские отношения, следуя логике фактов, то нельзя не признать, — пишет   профессор Забит Акавов, — что в процессе формирования исторической России, России как многона-ционального геополитического пространства, по крайней мере в течение пятисотлетней ее хронологической протяженности, Дагестан и Северный Кавказ были и являются одними из важнейших ее составляющих  субъектов… Роль России в исторических судьбах народов Дагестана и Северного (да и всего!) Кавказа настолько глубока, давно, впрочем, стала генетически органичной, что этой взаимосвязи и взаимозависимости другой альтернативы, пожалуй, не существует».

Можно утверждать, что один из краеугольных камней в фундамент дальнейших многовековых отношений Северного Кавказа с Россией, основанных не на вражде, а на конструктивном совместном развитии, заложил выдающийся полководец и государственный деятель, основатель Эндиреевского владения Султан-Мут Тарковский, имя которого заслуживает быть внесённым в официальные школьные учебники по истории России.

При описании событий прошлого необходимо придерживаться исто-рической правды, какой бы она горькой ни была. Очень вредны  попытки утаивания отдельных периодов, неверной трактовки или откровенной фальсификации. Это тупиковый путь. Он порождает  совершенно противо-положные результаты. Необходимо осознавать ответственность и быть осторожным, не делать также поспешных выводов и заявлений в отношении отдельных исторических персонажей. В том числе это касается и неверных трактовок некоторыми лицами моих публикаций, посвященных Султан-Муту, Ташав-хаджи и другим героям.

Исторические труды должны нести конструктивное начало в отношении народов Кавказа и России, обязаны способствовать укреплению дружеских отношений между  братскими народами. Этим необходимо руководство-ваться всем исследователям. Великий Султан-Мут говорил: «Самым большим богатством Кавказа, его главным сокровищем являются не золото, алмазы и деньги, а дружба народов, его населяющих». Жизнь и деятельность известных исторических личностей, в том числе таких масштабных фигур, как Султан-Мут, Ташав-хаджи и других, являющихся народными героями, должны служить примером для патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения, быть примером мирной, созида-тельной деятельности во имя мира и согласия, во имя Родины.

 

Багаутдин АДЖАМАТОВ,

член Союза писателей России